Урок русского языка для 5 класса "Лексический словарь нужных слов"

ГБОУ СОШ №26 г. Санкт-Петербурга

учитель русского языка и литературы Меша Виктория Алексеевна

урок литературы в 5 классе


Урок-проект

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока Лексический словарь нужных слов

Цели урока:

1) расширять знания учащихся о роли языка в жизни человека,

2) учить работать со словарями,

3) повторение на уроке различных видов языкового анализа,

4) обогащение словарного запаса,

5) научить учащихся добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
6) планировать свою работу;
7) выполнив работу, оценить ее результат.


Домашнее задание к уроку: подобрать материал о слове город (по плану)


Ход урока:

Слова имеют собственную душу.

Бертольд Брехт


I Организационный момент

II Объявление темы урока и актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие, но путешествие необычное! Мы побываем в гостях …у Слова! Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

– Что такое лексическое значение слова?

Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновенья, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное - язык. А язык начинается со слова: В Библии сказано: "В начале было Слово:" Слово-это что-то бесценное, важное, "начало всех начал".

"Сердечное слово до сердца доходит", - гласит пословица. (запись в тетрадь)

III Разминка

Вставьте пропущенные буквы.

Сп…сать текст , не сп…шить при списывании , зап…вать песню ,зап…вать водой , скр…пить листочки , скр…петь от ветра , пол…скать белье, пол…скать кошку, прим…рить друзей , прим…рять пальто , пос…деть от горя , пос…деть на скамейке .

  • В какой части слова пропущена орфограмма? (В корне )

  • Объясните написание слов?

  • Что вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)

IV Работа над проектом «Лексический словарь нужных слов»

Прочитайте в тетради тему урока «Лексический словарь нужных слов» Наверное, услышав слово “Словари”, вы подумали: “Ах, как скучно!” Но послушайте-ка одну историю.

В метро ехал человек, увлеченно читая какую-то книгу. Время от времени он удивленно восклицал:

– Неужели?!

– Вот это да!!

– Гм…

– Так-так…

– Точно!

– Изумительно!

– Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, заинтригованный сосед спросил:

– Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги. Это был…Орфографический словарь.

Вы уже не раз обращались к различным словарям. Для чего человеку нужны словари?

Город

Сегодня я вам предлагаю поработать с биографией этого слова. Мы будем работать по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова (происхождение).

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобр синонимов и антонимов к слову.

5. Слово город в текстах художественной литературы.

6. Составление словарной статьи о слове город для «Лексического словаря нужных слов»

Достаньте ваши исследования этого слова. Выступления ребят.

Давайте составим словарную статью для этого слова.

1.Город – населенный пункт, жители которого не заняты в сельском хозяйстве.

2.Город – Того же корня, что жердь (см.), нем. Garten «сад», алб. garth «ограда» и т. д. Исходное *gordъ > город в результате появления полногласия и отпадения в историческую эпоху слабого редуцированного ъ. Первоначально — «ограда, забор», затем — «огороженное место» и далее — «город, крепость».

Демонстрация рисунков детей «Твоих оград узор чугунный»

3.Город, городской, городок.

4.Мегалополис, столица, крепость.

5.Я живу в городе Санкт-Петербурге. (Чтение примеров из текстов художественной литературы, составление и запись предложения)

Какие словари вы использовали?

У нас получилась статья для нашего словаря.

V Работа с лексическим значением слова

-Подождите-ка, но ведь мы не сможем всюду носить с собой толковый словарь. Что делать, если нужно объяснить лексическое значение слова, но под рукой нет словаря?

-Это несложно. В подобном случае подбери близкое по значению слово или укажи признак предмета, которое это слово называет, или раскрой значение частей слова. Например, водовозка - это машина, которая возит воду, хлебороб – человек, который растит хлеб. Ясно?

Слушайте и записывайте: ледокол, прекрасный, вратарь, балетмейстер, огромный, стихотворец, телевидение.

(учащиеся без словаря определяют значение слов)

Здесь нас ждёт привал во время нашего путешествия.

VI Игра «Отгадай слово»

Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался.

(Показываю “Таинственную грамоту”)

Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что надо носить с собой, собираясь в школу! Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита!

ПYZORРТFQФЕSЛЬV (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ (учебники)

WДНЕRFВNSWJНVИКG (дневник)

RWSPWNУVFЧКZVАFR (ручка)

КNGАZРАNНFДZАYШRИ (карандаши)

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS (резинка)

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL (пенал)

Вам поможет смекалка и наблюдательность

VII Подведение итогов урока.

В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём навеки.

VIII Рефлексия.

У. Урок мы начали с истории слова город. Пусть же оно поможет нам подвести итог урока.

Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите желтый домик. А если урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите фиалетовый домик.

Вот и подошел к концу наш урок о душе слова. Сколько чудесных открытий сделали мы, работая с одним так хорошо знакомым нам словом. А сколько таких слов в русском языке. Недаром называют его - ВЕЛИКИМ. Каждое слово в нем – жемчужина. Только надо научиться пользоваться этой сокровищницей. Желаю вам новых открытий в изучении такого родного, но еще неизведанного русского языка.



Список использованных источников информации:


http://www.ozhegov.org/words/6036.shtml значение слова ГОРОД


http://slovari.yandex.ru/~ словарь Ушакова


http://www.slovari.ru/


http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=237 синонимы слов


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ