Урок русского языка для 9 класса на тему «Виды работы с текстом»







Урок русского языка для 9 класса на тему «Виды работы с текстом»



Учитель: Рахматуллина В.Е.

-2013год-




Урок русского языка в 9классе (подготовка к ГИА).


Творческая мастерская.


Тема: «Виды работы с текстом»


Цели урока:

1. Образовательные: обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и закрепление данного навыка на практике;

2. Развивающие: развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать собственный ответ;

3. Воспитательные: воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ГИА на текстах, затрагивающих чувство патриотизма, любви к «малой родине».


Ход урока.


1.Индукция (10 мин.) (Слайд № 2)

-Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка.

Это творческая мастерская.

А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.

«Лингвистический кроссворд» (Слайд № 3)


-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.


(Слайд № 4)

-компрессия

-расшифровка

-сочинение

-тесты

-контроль


-Все эти слова объединяет одно короткое слово. Какое?

(текст)

-В какую категорию лингвистических понятий мы можем отнести данные слова?

(виды работы с текстом)



-Таким образом, тема нашей творческой мастерской «Виды работы с текстом»

( слайд № 5)

-А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки.

(слайд № 6)

-Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?

(все тексты урока будут посвящены нашей «малой родине» - Владимирской земле)

-Попробуем сформулировать цель нашего урока.

(-уметь применять на практике различные виды работы с текстом;

-развивать творческую активность;

-вести подготовку к ГИА;

-воспитание чувств патриотизма, любви к «малой родине»)

(Слайд № 7)



Установка

Я надеюсь, что мы успешно сегодня поработаем все. Прислушайтесь к себе, доверьтесь своим чувствам и мыслям.

И у нас всё получится, мы всё сможем!

На своих листах запишите число и тему урока.


2.Самоконструкция (5 мин.)

(Слайд № 8)



В течение 5 минут запишите всё, что вы знаете о таких видах работы с текстом, как «расшифровка» и «компрессия».

- Как вы думаете, почему мы остановились на этих видах работы с текстом? (входят в ГИА, тесно связаны между собой)


3.Социоконструкция (10 мин.)

(Слайд № 9)


А теперь поработай те в парах. Поменяйтесь листочками, посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием и в оценочных картах составьте кластеры:

Пары 1ряда – кластер «расшифровки» текста

Пары 2ряда – кластер «компрессии» текста


4.Социализация (15 мин.)

(Слайд № 10)


Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами (исправьте, дополните, уточните);

Примените на практике работу с текстом по кластеру


1группа – «расшифровка» текста


2 группа - компрессия текста



(выбрать в группах консультантов)



5.Афиширование (5мин.)

(Слайды № 11, 12)

(на доске вывешивается кластер и озвучивается (читается) полученный текст)



6. Разрыв (10 мин.)

(Слайд № 13)


-Ребята, а как сказать по – иному, чем мы сейчас с вами занимались?

-Можно сказать, что мы строили текст?

-А какое есть профессиональное слово, синонимичное слову «строить»?


Строить дом

Строить текст (выполнять работу, т.е. проводить монтаж)


-«Компрессия» и «расшифровка» связана с «монтажом» текста?


-Что же такое «монтаж» текста? Давайте обратимся к источнику.


На экране (Из задачника – практикума Г. Граника «Учимся понимать текст» Из-во «Образование» 2006год


«Монтаж» текста – это вид работы, при котором предложения или отдельные части выстраиваются в текст, подчиняясь основному замыслу автора»



Давайте попробуем составить кластер «монтажа» текста:

(Слайд № 14)



  • определение смысловой нагрузки предложений и отдельных частей

  • распределение предложений в определённой последовательности

  • «сбор» текста, т.е. одно предложение должно «цепляться» за другое

  • проверка смысловой взаимосвязи предложений в тексте


7.Социализация (10 мин.) (Слайд № 15)


-А теперь закрепим полученные знания по «монтажу» текста на практике.


Конкурс «Мозаика»


Задание:

Каждой группе из «россыпи» своих предложений выполнить «монтаж» своего текста


8.Афиширование (5 мин) (Слайды № 16, 17)


-зачитать текст


9. Рефлексия (10 мин) (Слайд № 18)


(На каждую группу выдаётся оценочная карта – рефлексия)

- Оцените свою работу по пятибалльной системе


- Что бы вы пожелали сами себе в дальнейшем?


( Итоговый слайд № 19)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ