Урок русского языка 3 класс "Согласование имени прилагательного с именем существительным"
Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева (программа Л.В. Занкова)
Учитель: Бондарь Екатерина Петровна (МОУ СОШ №13 Краснооктябрьского района г. Волгограда)
Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным
Дидактическая цель: учащиеся смогут выявить взаимосвязь имени существительного и зависимого от него имени прилагательного и смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, их грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети составят алгоритм и смогут научиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, роде и падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, презентация к уроку;
- иллюстрация матрешки;
- иллюстрация иностранца Джо;
- карточки с неверными словосочетаниями;
- карточки «Имя прилагательное», «Имя существительное», «СВЯЗЬ», «СОГЛАСОВАНИЕ», «паронимы»;
- девиз письма;
- Кубик Блума.
Технологическая карта урока русского языка
Этап урока
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
I. Организационный момент.
Цель: учащиеся смогут оценить готовность свою к уроку, проявят интерес к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний.
1. Словарно-орфографическая работа
Цель– учащиеся смогут отработать на практике навык письма, выработают орфографическую зоркость; произвести самоанализ и самоконтроль.
2. Повторение ранее изученного материала об именах существительном и прилагательном
Цель: учащиеся смогут систематизировать ранее полученные знания, необходимые для открытия нового знания.
III. Постановка учебной задачи
Цель: учащиеся смогут сформулировать тему урока, поставить задачи учебной деятельности и составить плана работы.
IV. Открытие нового знания
Цель: учащиеся смогут наблюдать, осознавать, систематизировать, конкретизировать знания о дательном падеже; записывать новое знание в виде опорного сигнала.
Физкультминутка
V. Первичное закрепление
Цель: учащиеся смогут обобщить полученные новые знания, способы действия.
Физкультминутка
VI. Включение знаний в систему
Цель: учащиеся смогут выявить уровень владения знаниями о падежах имени существительного.
VII. Итог урока
Цель: учащиеся смогут проанализировать успешность овладения новыми знаниями и определить путь решения проблем.
VIII. Рефлексия деятельности.
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание
Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.
Здоровьесберегающие технологии
Наблюдение, работа по алгоритму
Уточнение значения слова по словарю. Сравнение
Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Наблюдение, метод проблемного обучения.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.
Здоровьесберегающие технологии
Наблюдение. Составление алгоритма. Работа по алгоритму.
Метод самостоятельной познавательной деятельности.
Работа у доски
Здоровьесберегающие технологии
Самостоятельная работа по вариантам
Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке
Проверяет готовность класса к работе.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.
-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Упражнения:
Пальчики здороваются друг с другом.
Покатать ручку между ладонями.
-Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.
- Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
- Совсем недавно закончилась Олимпиада, которая проходила в нашей стране в городе Сочи. Туда съехались гости со всего мира. Иностранец Джон, гость нашего урока, в память о России привез сувениры, один из которых – матрешка.
(Учитель показывает иллюстрацию матрешки)
- Прокомментируйте слово и запишите его в тетрадь.
- Какие особенности в написании этого слова вы обнаружили? Какие орфограммы?
-Определите, какой частью речи является словарное слово.
- Определите грамматические признаки существительного «матрешка».
- Объясните лексическое значение этого слова.
- Что такое матрешка?
- Какая это игрушка?
- Обобщите все сказанное.
- Давайте посмотрим, как это слово определяет Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре».
Матрешка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера.
- Назовите слова, которые помогают отличить матрешку от остальных кукол.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Какой частью речи являются записанные слова?
- Выделите окончания имен прилагательных.
- Определите грамматические признаки прилагательных по окончаниям.
- Что вы заметили?
- Как вы думаете, почему имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное?
-Какова же будет тема нашего урока? (слайд 1)
- Какова будет учебная задача? Чему будем учиться?
(слайд 2)
- Иностранный гость Джон после нашей беседы об истории матрешки составил такие словосочетания:
матрешка деревянное
мастер знаменитая
дело интересный
руки золотой
- Определите часть речи данных слов.
- Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Чего не хватает?
- Появляется схема на доске:
СВЯЗЬ
Имя существительное Имя прилагательное
- Исправьте словосочетания.
(запись с комментированием, 1 пример объясняет учитель, остальные – обучающиеся у доски)
ед.ч., ж.р., И.п.ед.ч., ж.р., И.п.
матрешка (какая?) деревянная
ед.ч., м.р., И.п.ед.ч., м.р., И.п
мастер (какой?) знаменитый
ед.ч., ср.р., И.п.ед.ч., ср.р., И.п
дело (какое?) интересное
мн.ч., И.п.мн.ч., И.п
руки (какие?) золотые
- Связь имени существительного с именем прилагательным называется согласованием (В схеме появляется слово СОГЛАСОВАНИЕ).
- Почему именно так, вы узнаете после ознакомления со статьей «Нашего словаря» на стр.137 в учебнике:
Со…, приставка. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем-нибудь. Например, Сотворчество, сопереживать, сотрудничать.
Согласовать. Привести в надлежащее соответствие, соответствие с чем-либо.
- Как вы понимаете, что такое согласование?
- Как же согласуются имена прилагательные с именами существительными?
- От какого слова зависит число, род и падеж имени прилагательного? Почему?
- Я сейчас буду называть словосочетания. Если прилагательное не согласовано с существительным в числе, роде, падеже – скрещивайте руки перед собой, если согласовано – делайте 2 хлопка.
Солнечное утро, мягкий кисть, картинная галерея, весенний дождь, острые карандаш, акварельное краски, сказочный сюжет, теплая погода, долгожданные каникулы. (слайд 3)
- Исправьте неверные словосочетания.
- Наш иностранный гость Джон запомнил, что значит согласование и, чтобы подтвердить это составил такие словосочетания:
Дождливый плащ, дождевой день.
- Все ли получилось у Джона? Почему? Что заметили?
- Что вы скажете о прилагательных?
- Кто-нибудь знает, как называются такие пары созвучных слов, но имеющих разное значение?
- Объясните Джону, что такое паронимы.
- Исправьте словосочетания.
- Сделайте вывод.
- Составьте алгоритм, который поможет Джону составить верные словосочетания. (слайд 4)
Алгоритм
1. Подобрать имя прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному.
2. Определить род, число, падеж имени существительного.
3. Согласовать имя прилагательное с именем существительным.
- Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 510 на странице 138.
- Прочитайте задание.
Составь и запиши словосочетания по схеме:
(вопрос) х
прил. сущ. Согласуй их грамматические формы.
Дождевой – дождливый (плащ, день, погода, червяк);
дружеский – дружный (класс, пение, письмо, взгляд);
красочный – красящий (вещество, альбом, таблица, порошок);
ледовый – ледяной (горка, дворец, вершины, глыба).
-Проверим, как вы справились с упражнением.
Гимнастика для глаз (Слайды 5,6)
- Выполним упражнение 511 на странице 139.
- Прочитайте задание.
Это упражнение напомнит тебе о роли имени прилагательного в предложении. Запиши предложения.
Веселый воробей распевает звонкие песни.
Хитрая лисица подкрадывается к молодому петушку.
Подчеркни главные члены. Какими частями речи они выражены?
Обозначь словосочетания. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Какими членами предложения являются существительные, с которыми согласуются прилагательные?
- Выполним это упражнение по вариантам:
1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение.
(После выполнения упражнения)
- Назовите мне словосочетания, в которых имя прилагательное согласуется с именем существительным.
- Назовите число, род и падеж, в которых они согласуются.
- Что помогло вам определить число, род и падеж имени прилагательного?
- Что узнали о связи имени прилагательного с именем существительным?
- Чему научились?
- Удалось ли нам решить учебную задачу? (слайд 7)
(прием «Кубик Блума») Приложение 1.
(Слайд 8)
- упр. 513
- Спасибо за урок. Было приятно с вами работать!
(Слайд 9)
Подготовка класса к работе.
Непроверяемая безударная гласная а; парная согласная ш в корне слова, проверочное слово матрешечка.
(надписывают над существительным) ж.р., ед.ч., И.п.
Матрешка – это деревянная игрушка, состоящая из нескольких кукол, каждая из которых меньше предыдущей.
Читают статью в словаре
Пустая, деревянная, разрисованная.
Имена прилагательные
-ая = ж.р., ед.ч., И.п.
Имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное
Имя прилагательное зависит от имени существительного
Связь прилагательного и существительного
Узнать, как связаны между собой имя существительное и прилагательное; научиться устанавливать взаимосвязь между ними
-1 столбик – имена существительные, 2 – имена прилагательные
Нет связи между именами существительными и именами прилагательными
Работают над статьей простым карандашом
В числе, роде и падеже
От имени существительного, так как оно главное в словосочетании, от него зависит прилагательное.
Дети показывают движения
Прилагательное и существительное согласованы в роде, числе и падеже, но не связаны по смыслу
Прилагательные похожи звучанием, но различаются значением.
Паронимы
Между именем прилагательным и именем существительным должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая
1 пример разбирают совместно с учителем, остальные – в тетради самостоятельно, 2 человека у доски
1 вариант - Веселый воробей (ед.ч, м.р., И.п.), звонкие песни (мн. ч., В.п.); 2 вариант – хитрая лисица (ед.ч, ж.р., И.п.), к молодому петушку (ед.ч, м.р., Д.п.).
Имена существительные
Имя существительное, от которого зависит прилагательное
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные: моделирование,
логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,
Личностные: самоанализ, самооценка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ