Урок русского языка на тему: «Горит его звезда»
Урок русского языка на тему: «Горит его звезда»
Животнева Светлана Борисовна
МОУ «Серебряно – Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова»
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Цели:
Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
Анализ стихотворений.
Развитие речи учащихся.
Задачи:
Продолжение нравственного воспитания учащихся на литературном материале.
Сформировать представление о тематике творчества поэта, его вкладе в литературный фонд страны.
Оборудование:
Портрет, пейзажи, иллюстрации к стихотворениям, видеозапись, аудиозапись, записи на доску, импровизированный круглый стол.
Эпиграф:
Настоящего поэта никто не может заменить на земле.
В.Астафьев.
Ход урока:
1. Вступительная часть
а) оргмомент,
б) сообщение целей и задач урока.
Слово учителя:
Россия: поля, леса, луга, озера.... Для всех Россия - общая Родина, но малая родина для каждого своя. Для нас - наш поселок, река Осетр, церковь на возвышении, кладбище, где похоронены наши предки... ( видеозапись с изображением родных мест, приготовленная совместно с учениками)
Нельзя не любить эту местность с ее красотой, с ее боевой и трудовой славой.... А для Рубцова родиной является Вологодчина, та местность, где он провел большую часть своей жизни. Через все годы он пронес трепетную любовь к ней.
Сегодня на уроке мы и поговорим о жизни и творчестве этого человека, талантливого поэта, сына своей земли.
Чтение учеником стихотворения:
Станислав Куняев. «Памяти поэта»
2.Основная часть.
Слово учителя:
Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного русского поэта Н.Рубцова. Открывая его сегодня, мы невольно возвращаемся к воспоминаниям тех людей которые хорошо знали и любили его уже тогда, когда о нем как о славе и гордости русской поэзии еще и не говорили.
Это Г.Горбовский, С.Багров, В.Сафонов, Э.Крылов, В.Кожинов, Г.Александров, В.Астафьев.
Слушая воспоминания, подумайте, на что обращают внимание люди, близко знавшие его? Что интересно нам? (выступления учеников с цитированием воспоминаний современников о Н.Рубцове)
Слово учителя о времени творчества поэта:
Конец пятидесятых - шестидесятые годы - время интенсивных поисков, многочисленных полемик, бурных споров о дальнейших путях развития литературы. Стремясь найти новые пути в решении задач, некоторые писатели и критики попытались подвергнуть решительному пересмотру традиционные темы, идеалы, поэтику. В литературном потоке наметилось некоторое размежевание, выделившие, например, в поэзии группу поэтов, условно названную в критике «городской» и группу «поэтов от земли».
В литературу хлынул поток новых литераторов, многие из которых стали кумирами молодежи. Но «эстрадная» поэзия, добившаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу шестидесятых годов уступила свои позиции, оказавшись несостоятельной в решении высоких нравственно - философских вопросов.
Разрешить их могла только поэзия, питающаяся живительными корнями великой русской литературы, поэзия глубоких идей и сильных человеческих чувств.
Шестидесятые годы пришли как отрезвление, повзросление поэзии, в которые на первый план выходит «тихая», «деревенская» лирика.
Именно к разряду этой лирике был причислен и Рубцов.
Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поет.» Но Рубцов только поэт и
все.
Чтение стихотворений учащимися:
«Тихая моя родина»
«Душа хранит»
«В минуты музыки печальной».
Беседа с классом:
На какие размышления натолкнули вас стихотворения? Какую основную мысль вы уловили? Может, запомнили образ? Чем так волнуют вас эти стихотворения? Что тревожит, печалит?
Случайно ли во многих стихотворениях встречается слово «душа»?
Невольно вспоминаются строки В.Белова «На родине». ( Чтение отрывка учителем)
Постарайтесь ответить на вопрос: что роднит этот отрывок со стихотворениями Рубцова?
Чтение отрывка.
Бывает ли соленая роса? Что же это было? Почему?
Что роднит этот отрывок со стихами Рубцова?
Представьте себя в одиночестве «в бескрайнем помертвевшем поле», вы долго едете, и вдруг где-то далеко - далеко мерцает огонек.
Чтение учеником стихотворения «Русский огонек»
Вопросы учителя:
Что видится вам, когда слушаете стихотворение? Какое еще значение имеет этот мерцающий огонек? Что открывается каждому из нас в словах: «За все добро Расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью..»? О чем это стихотворение?
Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихотворениям, так ли это?
Мотив одинокого героя, верящего и надеющегося не такой уж редкий в его стихах.
Чтение учеником стихотворения «Звезда полей».
Вопросы учителя:
Основная мысль стихотворения? Символом чего является эта звезда?
Послушайте стихотворение «Ведение на холме». (Читает ученик)
Вопросы учителя:
Что хотел в нем выразить автор?
Читая стихи Рубцова, мы слышим порой как бы гимны, заклинания. Где они здесь?
Вера во что вложена в него?
Можно ли судить по нему о духовных ценностях поэта? Кого из поэтов напоминает нам творчество Рубцова?
Слово учителя:
Да, они близки, но он не повторяет их. У него свое видение мира. Переживания его лирического героя трагичнее, чем у его предшественников.
Вывод:
Какие основные темы поэзии вы определили?
Что теперь из его творчества близко вам?
Вот что говорят о его поэзии современники: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для него. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к человеческой душе. Современному человеку - увы? - часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зеленого мира открывает для всех, настраивает душе человека на волны добра и участия к людям, в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира...»
Сам Рубцов писал: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны, когда они идут через масштабное, через переживание человека.»
Слово учителя:
Особенность поэзии Рубцова не в том, что он просто живописует природе и передает ее настроение, а в том, что он поднимает к серьезным раздумьям о судьбе России и человечества. Поэтому он считается настоящим поэтом, а настоящего поэта никто не может заменить на земле.»
3. Заключительная часть.
Итог урока.
Оценки.
Домашнее задание.
Какие стихи выбрали бы вы, представляя поэта человеку, не знающему его творчество. Как попытались бы пробудить интерес к его поэзии?
Подготовить сообщение о жизни и творчестве современного поэта с анализом одного стихотворения.
Говорят, что «стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихотворений; их ненужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее...»
Звучит песня на стихотворение Рубцова «В горнице моей светло».
Использованная литература
В.Белов. Сборник произведений .Москва. « Правда», 1993г.
Н.Рубцов .Избранное. Смоленск. «Русич», 2000г.
Н.Рубцов. Предисловие к рукописи сборника стихов « Волны и скалы». Смоленск, «Русич», 2000г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ