Урок русского языка для 6 класса на тему "Секреты речевого общения"
Черкасова Лариса Ивановна
Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30
Ногинский район Московской области.
Урок русского языка в 6 классе.
Секреты речевого общения
Цели урока: дать понятие речевого этикета и речевой ситуации; привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим; воспитывать культуру разговора по телефону; способствовать развитию кругозора.
Оборудование: распечатанный наглядный материал на столах учеников, компьютер для просмотра слайдов презентации.
1) Эпиграф на доске: У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. С. Аверинцев.
На экране понятие – речевой этикет - и его определение.
Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.
Слово учителя. Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо, здравствуйте, простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём.
Вам этот школьник не знаком?!
2) Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать - Доброе утро, Добрый день, то они обязательно будут добрыми.
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
Будет говорить.
3) А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ?
Это пожелание здоровья (здравия). Не случайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!»
Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет.
КАКОЕ НАШЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТ. САЛЮС?
4) Прочитайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
Текст на листе №1
«Здравствуйте!»
Что значит здороваться? Это прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.
В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.
Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.
« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?» а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».
Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» - означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».
Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»
Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
5) Рассмотрим материал на листе №2 ( на листе изображены иллюстрации разных речевых ситуаций: встречи одноклассников, пожилых мужчин и спортсменов. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации)
6) Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить.
Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:
(на экране заданные ситуации, дети после обсуждения в группах предлагают свой вариант ответа, группы могут спорить, доказывать свою точку зрения.)
Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?
Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?
Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» - всё в порядке?
6) Вопросы викторины ( на экране вопросы викторины, после ответа, предложенного детьми, высвечивается правильный, идёт обсуждение)
Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?
Если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь…
Как поступить? Что произнести?
Если ты встречаешься со знакомыми несколько раз в день, как поступить?
Ты не сразу заметил знакомого, не успел поздороваться или ответить на его приветствие.
Как поступить?
7) Отгадайте загадку:
Что за терем – теремок?
Нет дверей, но есть кружок.
Поверчу кружок рукой
И услышу голос твой. ( На экране компьютера появляется отгадка – телефон)
Расставьте ударения в словах: звоните, звонят, звонишь, перезвонишь.
8) Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон»
- Алло!
- Алло!
- Давай разговаривать.
- Давай. А о чём?
- Ну о чём? О чём - нибудь.
- Ну?
- Что ну?
- Чего ты не разговариваешь?
- А ты почему не разговариваешь?
- Да я не знаю, о чём разговаривать!
Почему у ребят не получилось разговора?
9) Ознакомьтесь с шуточными советами разговаривающим по телефону, которые давал Карел Чапек:
( на экране появляется текст)
1. не звоните без дела.
2. уж если звонишь, запасись терпением, чтобы абоненту хватило времени ответить на твой звонок.
3. телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Именно тогда ухо не взмокнет от телефонной трубки, а кому-то не придётся бесконечно набирать ваш номер, чтобы дозвониться.
А как поступаете вы?
10) Решите речевые задачи: (задание на экране компьютера - слайды)
1) Звонок. Ты снимаешь трубку и выясняешь, что произошло неправильное соединение. Что ты сделаешь?
а) бросишь трубку;
б) скажешь: «Надо правильно набирать номер!!!»
в) вы не туда попали!
г) извините, вы, вероятно, не туда попали!
2) Ты звонишь, но выясняется, что тебя неправильно соединили. Что ты сделаешь?
а) бросишь трубку;
б) спросишь: куда ты попал - и извинишься.
11) При разговоре по телефону надо учитывать следующие условия:
( лист №3) (На листах правила речевого этикета, которые надо соблюдать при разговоре по телефону. Учащиеся знакомятся с ними и записывают главное).
12) Вернёмся к стихотворению:
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
Будет говорить.
13) Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к ловам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
как от мелких, но острых осколков.
14) Итог урока: очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS- сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.
В небытие уходит часто
Извечный смысл давно забытых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить смог.
Но вот звучит на все века «Спасибо»,
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
И так же срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба речи принята:
Мы говорим по-прежнему «Пожалуй»
С частицей величательною «Ста».
Касаются веков литые грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши добрые слова.
15) На слайдах улыбающиеся лица, звучит песня:
«ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМА…»
Литература
1) Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Речевой этикет. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов.
М. Мнемозина. 1997 год.
Урок русского языка в 6 классе «Секреты речевого общения» проводится в рамках методической темы: «Развитие культуры речи учащихся на уроках русского языка и литературы».
Метод обучения – творческий, частично-поисковый. Форма работы – сочетание коллективной и групповой. Урок обобщения и систематизирования знаний.
На уроке сочетается использование педагогической мастерской и компьютерной технологии в обучении. Класс разделён на группы, парты стоят особым образом. На основе подобранного дидактического материала ученики сами добывают и осмысливают знания. Тема урока предполагает, что хорошо знакомые жизненные ситуации будут оценены иначе, многие школьники сделают для себя открытия в плане речевого общения. В наше время, когда уровень культуры общения катастрофически падает, подобное занятие даст свои положительные результаты.
Учитель лишь направляет деятельность учеников, переходя от одной речевой ситуации к другой. В классе царит непринуждённая атмосфера, когда есть возможность высказать своё мнение и обсудить что-то в группе, поспорить, улыбнуться, если решение предложено с юмором.
Официального оценивания каждого ученика нет, но при этом каждый сам в состоянии оценить свои возможности. Ребёнок раскрывается, начинает верить в себя, высказывает свою точку зрения, не стесняясь. И это уже достижение.
Использование наглядного материала (не учебник, к которому привыкли): листов с заданиями и иллюстрациями, компьютерных слайдов, фотографий на них – разнообразит урок, сделает его более интересным и необычным. Скучающих точно не будет.
Здесь нет соревнования, которого боятся неуверенные в себе ученики, чередуется индивидуальная и групповая работа, важен не только результат, но и сам процесс, который включает в данном случае элемент игры. Использование данной технологии повысит мотивацию к учёбе и уровень культуры общения школьников.
Урок, прошёл на высоком уровне, учащиеся с удовольствием выполняли задания, участвовали в беседе, спорили. Стихи, использованные на уроке, дети получили заранее, к чтению все подготовились добросовестно. Время урока пролетело незаметно, по лицам учащихся было видно, что информация и форма работы их заинтересовали.
Полученные знания из курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» я стараюсь применять на большинстве своих уроков.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ