Урок русского языка по теме: «Части речи. Предлог» для 2 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа» 2014
Урок русского языка по теме: «Части речи. Предлог»
2 класс УМК «Школа России»
Проект урока составила
Наливайко Марина Михайловна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема
Части речи. Предлог.
Дидактическая цель
Создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Задачи
Сформировать представление о служебной части речи «Предлог», её функции, видах, графическом обозначении.
Ввести алгоритм определения предлога с помощью кластера.
Научить использовать приобретённые знания при написании пословиц и создании текста описания.
Тип урока
Открытие нового знания
Методы
Деятельностный метод обучения
Основное содержание темы
Изучение части речи «Предлог».
Термины и понятия
Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;
- творческое отношение к процессу создания письма.
Метапредметные умения
Познавательные:
- исследовать части речи (существительное, прилагательное, глагол), определять каждую часть речи в тексте;
- использовать приобретённые знания при написании пословиц и создание текста-описания;
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения частей речи;
Коммуникативные:
- формулировать собственное высказывание, мнение;
Предметные умения
- определять в тексте части речи, служебную часть речи – предлог.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Название предмета
Литературное чтение
Тема – «Ш.Перро «Золушка».
Информационный материал
Учебник
Русский язык, Л.Зеленина, Т.Хохлова, 2 класс, 1 часть
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Раздаточный материал:
Карточки с учебными заданиями, кластером и домашним заданием.
Фронтальная
индивидуальная -
парная -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Результат деятельности
мотивировать учащихся к изучению темы;
стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации, в которой оказалась Золушка;
проявлять позитивное отношение к процессу письма.
Организационный момент.
Вот опять звенит звонок
Мы спешим начать урок.
Сели тихо, ручки взяли,
Число красиво написали.
- С какой целью Вы пришли на урок?
Правила делового общения (дети вывешивают на доску)
Будьте пунктуальны!
Будьте доброжелательны и приветливы!
Умейте слушать и думать!
Говорите и пишите хорошим языком!
Девиз урока открытия нового знания:
Знаешь – говори, не знаешь – слушай!
- Хлопнули друг другу ладошки, улыбнулись и пожелали удачи
Упражнение на внимание.
- Что объединяет эти слова?
принц мачеха туфелька тыква зола
Высказывания детей подводим к выводу, что относятся они к сказке Ш.Перро «Золушка»
Минутка чистописания. Спишите, но не спешите!
(- Почему у Золушки такое имя?)
зЗ зола Золушка
Актуализация знаний. Распознавание частей речи.
«Найди лишнее слово» Фронтальная работа у доски
фея
танцевала
работящая
мачеха
найдёт
ленивые
туфельки
потеряла
заносчивые
(Дети пользуясь кластерами «Существительное», «Прилагательное», «Глагол», определяют часть речи и находят «лишнее слово»)
Дополнительные задания:
- К каждому «лишнему» словуподобрать антоним и придумать предложение.
Приём «Верные и неверные утверждения» (да, нет)
(учитель задаёт вопросы по изученным частям речи, дети отвечают письменно + или -) Взаимопроверка.
Личностные умения:
- проявлять интерес к описанию сказки.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Результат
деятельности
Блок А. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Цели:
актуализировать знания о частях речи.
ввести понятия «Служебная часть речи» « Предлог».
ввести алгоритм определения предлогов в тексте с помощью кластера.
Алгоритм определения предлога в тексте.
Открытие нового знания происходит с помощью слайдов презентации «По страницам сказки Золушка» (см.Приложение)
Проблема:
- Прочитайте начало сказки (карточка на парте, в тексте пропущены прелоги…) Дети рассуждают, какой части речи не хватает в тексте и для чего она служит…
Составление с детьми кластера.
Фронтальная работа сочетается с индивидуальной.
Кластер
ПРЕДЛОГ в, с, о, к за, на, ко, со, над, при, под, для, без около, перед, между
ЧАСТЬ РЕЧИ
ПИШЕТСЯ СЛУЖИТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ ВОПРОСЫ
? НЕ БЫВАЕТ
Диагностические задания:
Свяжи слова в предложении.
Забиралась ___ угол.
Сидела ___ ящике ___ золой.
С помощью предлога соедини существительные по смыслу.
Тыква карету.
Мыши лакеев.
Крыса коней.
Ящерицы кучера.
Найди предлоги и подчеркни.
Я на балу никогда не бывала –
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
Голову принц от любви потерял!
Вставь пропущенные предлоги.
Золушке было весело___ балу.
Она забыла ___время.
Познавательные умения:
- определять признаки частей речи и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Предметные умения:
- правильное использование предлогов в речи и написании.
Цель
-установить степень усвоения темы «Предлог»;
- оценивать результат учебной деятельности.
Контрольное задание.
Задание 1
Можно ли, утверждать, что предлог – служебная, но необходимая часть речи? Обоснуйте своё мнение. (Дети читают отрывки из сказки с предлогами и без них)
Задание 2
Назовите признаки предлога.
Задание 3
Расскажи алгоритм определения предлога.
Закончи предложения, используя слова для справок.
Задание 4
Одеяло Золушки ___ ___________.
Фея пришла ___ _______________.
Мачеха позеленела ___ _________.
Слова для справок: помощь, на, злости, из, лоскутов, от.
Регулятивные умения
- умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- умение использовать предлоги в речи;
- умение определять в тексте предлоги.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель деятельности
Варианты заданий
Результат деятельности
• научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
Напиши письмо фее от имени Золушки, используя предлоги.
Здравствуй, Добрая Фея!
Мне очень понравилось___ балу. Принц мне весь вечер улыбался и танцевал___ мной. ___ полночь я убежала быстро___ лестнице и потеряла туфельку. Принц бросился ___ мной, а вернулся___ хрустальной туфелькой.Спасибо, Добрая Фея ___ чудесный бал!
Импровизационный вариант
Напишите письмо фее от имени Золушки, исправив ошибки.
Здравствуй, Добрая Фея!
Мне очень понравилось набалу. Принц мне весь вечер улыбался и танцевал со мной. Вполночь я убежала быстро полестнице и потеряла туфельку. Принц бросился замной, а вернулся схрустальной туфелькой.Спасибо, Добрая Фея зачудесный бал!
Эвристический вариант
Напишите письмо фее от имени Золушки, в котором говорится о хрустальной туфельке.
Личностные умения:
- творческое отношение к процессу создания письма;
Познавательные умения:
- умение выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивное умение:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативное умение:
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить школьников:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности;
оценивать результат учебной деятельности
Самоанализ
Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно правильно использовать в речи предлоги , потому что……
2. Чтобы связать слова в предложении ………….
Самооценка
Домашнее задание
Спиши пословицы, найди и выдели предлоги.
Подготовься писать по памяти три пословицы, подходящие по смыслу к сказке «Золушка».
Делая зло, на добро не надейся.
Злой не верит, что на свете добрые есть.
Друг познаётся в беде.
С друзьями и враги не страшны.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Золото познаётся в огне, человек в труде.
По платью встречают, по уму провожают.
Подготовь устное сообщение о предлоге,
используя «Кластер».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ