Урок по теме: "Звуки [м], [м'], буквы М, м"

Учитель начальных классов

Хон Алёна Вилориевна

Тема урока: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,

звуки [м], [м'], буквы М, м

Цель: познакомить учащихся с биографией поэтессы Е. А. Благининой и произведением «Посидим в тишине», познакомить учащихся со звуками [м], [м'], буквами М, м

Задачи:

развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворного текста,

формировать добрые чувства к близким людям,

воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме,

учить правилам поведения дома.

Оборудование:

- учебник «Родное слово», портрет Е. А. Благининой, кроссворд по изученному материалу, на доске написаны предложения: Самое прекрасное слово на земле – мама. Мама спит. Я играю спокойно.

План урока

Наименование этапаурока

время

1.Организационный этап

1

2. Мотивация к деятельности. Постановка целей и определение темы урока.

3

3.Оформление работы.

2

4.Минутки чистописания.

3

5.Речевая гимнастика.

2

6. Подготовка к восприятию. Подбор ассоциациативных слов

3

7. Знакомство с автором произведения

Физкультминутка

3

1

8. Восприятие стихотворения и его анализ

а) Чтение учеником

б) Самостоятельное чтение

в) Анализ стихотворения, выборочное чтение

г) Словарная работа

2

3

6

2

9. Работа по учебнику стр. 70 задание 1.

Работа в тетради. Словарная работа.

5

Физкультминутка

1

10. Закрепление стр. 71 правило

3

11.Подготовка к выразительному чтению.

1

12. Выразительное чтение.

2

13. Итог урока. Домашнее задание.

2



Ход урока

1.Организационный этап

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

С темой урока вы ознакомитесь чуть позже. А сейчас откройте свои таблицы.

2. Мотивация к деятельности. Постановка целей и определение темы урока.


Посмотрите на доску, вам нужно разгадать кроссворд и вы узнаете, о ком мы будем читать сегодня на уроке





1 М

А

л

ы

ш





2 А

и

с

т





3 д

о

М






4 В

Е

С

Н

А






1.О щеночке он мечтает,

Друг к нему в окно влетает,

Гость он всех высотных крыш,

А зовут его ...(Малыш)

2. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Ответ: аист)

3. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет. (дом)

4. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет… (Весна).

- О ком мы сегодня будем читать? Прочитайте в выделенных клеточках это слово.

Мама.

-А с какой буквы начинается слово мама?

- Молодцы, ребята. Итак, сегодня на уроке мы будем читать о маме, работать со звуками [м], [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать и писать слоги, слова с этой буквой.

3.Оформление работы.

- Откроем тетрадки, и запишем сегодняшнее число.

4.Минутки чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы пропишем красиво и аккуратно букву, которая обозначает звуки [м], [м’] прописную и строчную , и слоги с этой буквой.

Мм ми ме мё мя мю

му мы мо мэ ма

- Подскажите, пожалуйста, а чем отличаются слоги первого ряда, от слогов второго ряда?

5.Речевая гимнастика.

Му-му-му – в руки букву я возьму

Мы-мы-мы – ждем весны.

Ом-ом-ом – мы построим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – едим мы эскимо.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

- Давайте, попробуем назвать слова, которые начинаются с этих слогов.

- молодцы! Вот на этом слове мы остановимся, спасибо!

6. Подготовка к восприятию. Подбор ассоциациативных слов

-Ребята, а какая она - мама? Подберите слова, которые характеризуют наших мам.






- Спасибо, ребята! Какие замечательные слова о маме мы услышали.

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Давайте поучимся читать красивое предложение о маме. (На доске)

Самое прекрасное слово на земле – мама.

- Как его надо прочитать?

- Давайте, запишем это предложение в тетрадку, выделяя орфограммы.

7. Знакомство с автором произведения

Чтобы узнать со стихотворением, какого автора мы познакомимся, вам нужно читать слоги через один (сначала в треугольниках, затем в прямоугольниках).

Е – Бла – ле – ги - на –ни- на

Сегодня мы познакомимся с произведением замечательной поэтессы 20 века Елены Александровны Благининой (Показ портрета поэтессы). Но сначала немного расскажу о ней.

Е. А. Благинина была современником К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака. Печатать свои стихи начала в журнале «Мурзилка».

У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи и сказки. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений - девочки. Сегодня мы будем читать произведение «Посидим в тишине».

Физкультминутка

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.)

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.)

Качаем головой. (Наклоны головы вправо, влево.)

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Мы руки опускаем, (Руки вниз.)

Мы руки разведем, (Руки в стороны.)

И побежим кругом. (Бег.)

8. Восприятие стихотворения и его анализ

а) Чтение учеником

(Проверка первичного восприятия текста)

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- О ком это стихотворение?

б) Самостоятельное чтение

Откройте учебники на странице 72.

Прочитайте это стихотворение в полголоса.

в) Анализ стихотворения, выборочное чтение

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что больше всего понравилось?

- Почему девочка решила не играть?

- Что она заметила в комнате?

- Найдите в тексте, что сказала девочка лучу.

- Зачем она это сказала лучу?

- Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку. Что значит «метнулся»?

- Что бы вы сделали на месте девочки? (задёрнули шторы…)

- Найдите в тексте приём олицетворения, когда предметы изображаются как живые существа (луч крадётся).

г) Словарная работа

Объясните значение словосочетания: луч крадётся (тихонько подбирается)

9. Работа по учебнику стр. 70 задание 1. Работа в тетради. Словарная работа.

-Ребята, прочитайте чистоговорки.

-Какое слово повторяется в этих чистоговорках?

-Молоко.

-Словарную работу сегодня мы начнем с этого слова.

-молоко

-молния

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, Мы читали, мы читали,

Наши пальчики устали. Наши глазки устали.

А теперь мы отдохнем- А теперь мы отдохнем-

И опять писать начнем. И опять читать начнем.

-морковь

-машина

10. Закрепление стр. 71 правило

- Прочитайте и закончите предложения.(устно)

а) Словесное иллюстрирование.

- Представьте, что вы - художники. Что бы вы нарисовали к предложениям?

Мама спит.

- Пустую комнату, лежит мама - она спит, никто не мешает.

- Кто нарисовал бы по-другому?

- Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению

Я играю спокойно.

- Назовите игры, в которые можно играть спокойно (лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать…).

б) Музыкальное иллюстрирование.

- А теперь представьте, что вы – композиторы.

- Какую музыку вы бы написали к этому произведению? (тихую, плавную)

- Исполните (поют стихотворение на собственную мелодию).

- Какая она по настроению? (спокойная)

11.Подготовка к выразительному чтению.

Чтобы прочитать стихотворение выразительно, надо читать его с разной громкостью, темпом, интонацией.

- Подумайте, как будем читать стихотворение? (тихо, медленно, с чувством понимания, нежности, с сочувствием)

- Где будем делать паузы? (где стоят знаки препинания)

12. Выразительное чтение.

Несколько учащихся читают

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?

- Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?

- Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? (учащиеся отвечают на вопрос)

Послушный, добрый, ласковый, тихий, спокойный, нежный, понимающий, заботливый.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни. Как нужно относиться к маме?

13. Итог урока. Домашнее задание.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

- Чему научило это произведение?

- С какой буквой мы работали сегодня?

- Когда буква М обозначает звук [м], [м’]?

- Чем можно порадовать маму? (улыбкой, хорошими оценками, правильным поведением и тп и тд, цветами)

Загадки

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Хороша я в свадебном букете,

И в саду, где свищут соловьи.

Круглый год во многих странах мира

Я служу признанием в любви.

(Роза)

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

(Тюльпан)

В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке

(Подсолнух)

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках …

(Мимоза)

- Ребята, когда приходят гости их надо чем-то радовать, дарить подарки.

А теперь кто самый догадливый, что мы можем подарить нашим гостям? Какой именно цветок мы подарим, как вы думаете? Почему?

Урок мы закончим прослушиванием песни «О мамонтёнке».

- Домашнее задание выучить стихотворение.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ