Урок русского языка по теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» для 3 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

г.о. Тольятти










Урок русского языка по теме

«Имена существительные мужского,

женского и среднего рода»


(3 класс, «Школа 2100»)










Истомина Елена Васильевна

учитель начальных классов

МБУ школы № 90

г.о. Тольятти












2013 год



Тема: Имена существительные мужского, женского и среднего рода


Цели:

Предметные

*формирование умения определять род имён существительных;

*развитие умений выделять признаки каждого рода;

*систематизация знаний учащихся о признаках имени существительного.

Метапредметные

*умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

*умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

*умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой

II. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(имя существительное)

2. Игра «Чей рюкзак тяжелее»

- За отведённое время каждый ряд на доске наполняет свой «рюкзак» словарными словами – именами существительными, начинающимися на определённую букву. У кого больше правильно записанных слов, тот и победил.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

с м к

- На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

- На какие группы их можно разделить? (одуш. и неодуш.)

III. Грамматическая сказка.

- Сейчас я прочитаю вам сказку «Как у слов – существительных род появился»

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.

Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стол и стул, дом, мир и т.д.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.

IV. Определение темы и целей урока.

- Какая тема урока сегодня?

(Род имён существительных)

- Какую цель мы поставим себе на этот урок?

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 230

Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин? Выпишите их в два столбика.

Как определить какого рода имена существительные мы записали?

Какие существительные записали – одушевлённые или неодушевлённые?

2. Упр.231

Прочитайте слова. Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?

Определите с помощью слов – подсказок он, она, какие из них мужского, а какие женского. Запишите слова в два столбика.

3. Физкультминутка

4. Упр.233

Прочитайте слова. Выпишите в первый столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.

Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому?

Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?

Выпишите эти слова в третий столбик, выделите окончание.

- Сформулируйте, что узнали о роде имён существительных.

5. Сравним наш вывод с правилом из учебника. (стр.23)

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – оно моё!

Это правило - твоё!

(Е. Семёнова)

VI. Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 235

Определите род имён существительных, запишите слова в три столбика.


2. Игра «Укажи род».

Распределите слова в три бочонка. Работа по цепочке.

Сосна, камыш, солнце, клоун, ель, стекло, дождь, дерево, бабочка.


3. Посмотрите на доску и сформулируйте задание.

Звериная …, ветвистое…, высокий …, светило …, летел …, бежала ….

(Дополните словосочетание и определите род имени существительного. Запишите в тетрадь. Обозначьте орфограммы.)

- Может ли имя существительное изменить род? Проверь. Что получилось?

Почему род – это постоянный признак имён существительных?

4. Упр.240

VII. Итог урока. Рефлексия

- С чем познакомились сегодня на уроке?

Какой секрет различия имён существительных узнала королева?

-Как определить род имени существительного?

- Только ли слова подсказки помогают определить род существительных?

- Как оцениваете свою работу на уроке?






























Используемые ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Русский язык» 3 класс, Методические рекомендации для учителя

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ