Урок русского языка "Разделительный «ь»"

Морозова Татьяна Александровна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 218» г. Заречный, Пензенская область

Учитель начальных классов


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Разделительный «ь».

Тип урока: обобщающий;

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Цели: - отработка умений и навыков правильного произношения и написания слов с разделительным «ь»;

-коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

Задачи:

1. Образовательные:

- обобщить полученные знания о разделительном «ь»

- продолжить формировать умение анализировать, сравнивать;

2. Развивающие:

- развивать речь учащихся;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителям;

- совершенствовать мыслительные операции;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;

- развивать навык самооценивания.

3. Воспитательные:

-воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;

- воспитывать уважения к товарищам.

4. Коррекционные:

- корректировать устную речь учащихся.

5. Здоровьесберегающие:

-создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;

- вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.



Метод: исследовательский.

План урока

I Организационный момент.

а) Девиз: Делаем дружно!

Делаем вместе!

И всё получится!

б) С чего бы вы хотели начать урок? (с зарядки для ума)

(дети встают напротив друг друга. Звучит спокойная мелодия)

Кинезиологические упражнения «Зайчик-кольцо», «Бабочка».

II Подведение к теме.

Упражнение на внимание

1) Посмотрите на доску, подумайте и скажите, какие 2 буквы лишние?

Е А Ю М Ё Я И - Почему?

2) Сравнение с таблицей, правильно ли выполнено задание?

Е Ё И Ю Я

- Перед какими гласными пишется «ь» ?

III. Сообщение темы урока и работа по теме.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

1. Работа в группах.

1 гр. читают загадку, находят слова с разделительным «ь», думают над отгадкой.

Ночью летает,

Мышей добывает,

Станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

2 группа собирают «осколочные» картинки – отгадки (сова, журавли, муравьи).

3 группа составляют слова – отгадки.

Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.

В О С А

ЛИ РАВ ЖУ

РА ВЬИ МУ




(Читаю загадку, называют отгадку, показывают картинку, «собранные» слова – на магнитной доске)

г) – Какое слово лишнее и почему?

Снегирь

Сова

Журавли

Муравьи

(насекомое пишется с разделительным «ь»)

-Какие слова с разделительным «ь» были в загадках?

(выделяют слова)

Упражнение на развитие анализа.

2. Работа с картинками в парах.

«Разложить на 2 группы:

1) с разделительным «ь» 2) без разделительного «ь»

3. Минутка чистописания (интерактивная доска).

- Сегодня учимся соединять на письме «ь» с гласными е, ё, и, ю, я.

ЬИ ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬЯ

ЛЬЮ ЧЬИ РЬЯ ВЬЮ ЛЬЁ



4. Работа с сигнальными карточками.

Развитие слухового восприятия.

а) – Услышите, что в слове есть разделительный «ь»,поднимите зелёный круг, если нет, то красный.

Печенье, Коля, лисьи, колья, день, полёт, платье, пеньки, пьют, ручьи, мальчик, полёт, колосья, семья, деревья, семя.

б) Работа в группах

- Составьте предложение со словом «полёт» (1-2 гр.)

со слово « польёт» (3-4 гр.)

5. Физкультминутка (Обучающиеся выходят на игровую зону класса)

Упражнение на развитие вербальной памяти.

- Будьте очень внимательны. Слушайте рассказ. Выполняйте упражнения и запоминайте слова с разделительным «ь».

Звучит тихая спокойная музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ночью была вьюга. Деревья в лесу шумели и качались. Шёл снег (упр-ия). А утром выглянуло солнышко, и мы пошли в лес (упр-ия). Вьюга занесла все тропинки. Белой скатертью покрыта земля.

Но что это на снегу? Давайте посмотрим, чьи это следы на снегу под елью.

а) Работа с интерактивной доской.

- лисьи

- заячьи

- птичьи

Но нам уже пора возвращаться.

- Какие же слова с разделительным «ь» вы узнали во время прогулки?

6. Работа в тетрадях.

Гимнастика для глаз(тренажер).

- Подберите из правого столбика нужные слова к словам из левого столбика и допишите словосочетания.



лисья логово

медвежья нора

заячьи рога

волчье берлога

оленьи следы

(Устно проговаривают, самостоятельно записывают)

Взаимопроверка.



Упражнение на коррекцию зрительного восприятия.

7. Составление предложения с опорой на части картинок (работа с интерактивной доской).

- Угадайте, кто изображён на картинках.

- Составьте предложение.

- Как передвигаются воробьи? А вороны?

В*роны ходят по земле, а в*р*бьи прыгают.

- чтение предложения;

- вставить пропущенные буквы, объяснить, поставить ударение (устно).

- записать самостоятельно предложение.

- самооценка.

- Составить звуко - буквенный анализ слова «воробьи»

8. Кроссворд.

- Что такое кроссворд?


ь








ь








ь








ь








ь




1. Сильная буря, метель (вьюга)

2. Домики пчёл (ульи)

3. Что вешает мама на верёвку после стирки? (бельё)

4. Товарищи (друзья)

5. Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье)



а) отгадывание кроссворда по группам;

б) объяснение орфограмм;

Упражнение на коррекцию зрительного восприятия.

в) кроссворд закрывается, дети записывают слова с опорой на незаполненный кроссворд;

г) оценивание правильности и выполнения на шкале успеха (самоконтроль)

IV Итог урока.

Рефлексия.

Какое настроение?

1. Мне понравился урок…

2. Было скучно…

3. Мне нужны эти знания…

4. Я смог…

5. Я умею…

- Что хотели бы вы ещё узнать о «ь» на следующем уроке?

V Оценка работы обучающихся на уроке. - Спасибо вам за помощь в проведении урока!

VI Рефлексия

Вручение смайликов.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ