Урок русского языка "Слова с непроверяемым написанием"







Елизарова Анна Николаевна

МОБУСОШ № 34

г. Таганрог

учитель начальных классов







































Слова с непроверяемым написанием младшие школьники встречают на каждом уроке. На первых страницах Букваря учащиеся знакомятся со словами абажур, арбуз, библиотека и др. С каждым уроком число таких слов всё больше возрастает и к окончанию курса начальной школы составляет более 500. Эти слова должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми орфограммами, например, в таких словах, как: топор, девочка и др.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроизносимыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, обеспечивая эффективность этой работы:

- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

- обучающий характер учебной деятельности;

- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов, малоэффективна. В процессе обучения написаниям указанного типа необходимо активизировать мыслительную деятельность и память учащихся.

Достигается это с помощью приёмов обучения, вот некоторые из них.

Запись слов по алфавиту( 1 класс)

Записав на доске слова с такими написаниями в свободном порядке, предлагается записать в тетрадь слова, расположив их в алфавитном порядке. Например: диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, бетон. Дети записывают, обозначают непроверяемые орфограммы. По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой буквы, но и последующих. Например, даны слова: батон, билет. базар, береза, багаж, записать слова в алфавитном порядке. Затем задания усложняются. Записать слова в три столбика: азбука, газета, алмаз, герой, пенал, апельсин, помидор, автобус, горох, алфавит, пирог и в каждом столбике строго по алфавиту:

автобус газета пенал

азбука герой пирог

алмаз горох помидор

алфавит

апельсин

Выборочный диктант( 1 класс)

Вслух читается текст, учащиеся выбирают и записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. И. Соколов-Микитов " Поздняя осень"- колхозник, картофель, капуста, морковь, ягода. огород, калина. Затем задание можно усложнить, добавив выбор слов с проверяемыми безударными гласными: поля- поле, тяжёлый- тяжесть, зелёный- зелень, краснеет- красный, алеют -алый. В ходе такой работы ребята учатся не только различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют их правописание.



Выборочный ответ ( 1 класс)

Учащиеся должны выбрать правильный ответ например:

слова

ответы

1

2

3

4

б...атон

а

о

а

о

г...зета

о

а

а

о

г...рох

о

а

о

о



Учащиеся выбирают правильный ответ -3 ( батон, газета, горох)



слова

ответы

1

2

3

4

ко...ектив

л

лл

л

лл

а...ея

лл

л

л

лл

ко...идор

рр

р

рр

р



Учащиеся выбирают ответ-4 (коллектив, аллея, коридор)



Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2 класс)

Записать слова по столбикам: в один с безударной гласной а, в другой с безударной о, и, е.

а о и е

канава комар диван металл

газета командир лимон теперь

салют победа сирень тетрадь



Подбор однокоренных слов- других частей речи ( 3- 4 класс)

Чтобы закрепить написание слов с удвоенными согласными, предлагается записать эти слова, подобрав к ним родственные слова- других частей речи. Например: металл- металлический, группа- групповой, суббота- субботник и т.д.



Составление предложений с данными словами.

Этот метод используется широко, способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи.

Например: матрос, лагерь, режим, санитар.

Мой брат служит матросом на подводной лодке.

В нашем летнем лагере все выполняют режим дня.

Благодаря хорошей работе санитаров в нашем классе всегда чисто.

Сочинение по опорным словам( 2 класс)

Учащимся предлагается написать сочинение на заданную тему, использовать слова с непроверяемым написанием..



Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний предлагается, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу:.

а

о

а

а...а

о

о...о

абзац

карандаш

солома

огород

...

...

...

...

...

...

...

...





Применение перечисленных приемов повышает эффективность обучения непроверяемым написаниям. Используя эти приёмы учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ