Урок русского языка в 5 классе «Что такое тип речи»

Урок русского языка в 5 классе

«Что такое тип речи»

Тип урока: урок развития речи.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Цели:

Обучающая цель:

1) знать понятия основных типов речи: повествования, описания, рассуждения;

2) сформировать умение различать типы речи;

3) расширить лексический запас учащихся.

2.Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.


- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.


Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления


1.Понятие типа речи.

Стр. 195

2.Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 195-196

3.Выполнение упражнений 547-550.

4.Беседа о типах речи.

- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»?

- Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность.

Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.

На доске и в тетрадях делается запись:

Тип речи- зависимость значения текста от содержания высказывания.

- Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение)

- Каково значение каждого типа речи?

Запись на доске и в тетрадях:

а) Повествование- что за чем происходит?

б)Описание- кто?что?----какой?

в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?

-Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что , на ваш взгляд, их объединяет? К какому стилю вы их отнесёте? Почему?

* Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

*Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.

* Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.

- К какому из этих текстов можно поставить соответствующий вопрос:» Какой это предмет?,» Что произошло?»,»Почему это произошло?»

- Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?

- определите типовое значение 1 текста( повествование);2-( описание);3-( рассуждение)




Учащиеся сравнивают, определяют, указывают, подбирают типы речи (повествование, описание, рассуждение).

















Записывают в тетрадях.




Работают с текстами в парах.
























Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


- Пользуясь приёмом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:

* Окраска опёнка осеннего желтовато- серая грязно- коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

* Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом- лоб, потом- глаза…Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…

* Игры- это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

1. Работа с памяткой» как определить тип речи».

* Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:

а)если охарактеризовать какой- либо предмет. Сообщить о его признаках. То это описание;

б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;

в)дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию. То это рассуждение.

* Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:

а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание;

б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;

в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. То это рассуждение.




Определяют тип речи текстов.













Работают с памяткой.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?




- Дома § 67, упр. 552.

Дают ответы на вопросы





Анализируют работу на уроке через самооценку







Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ