Урок русского языка в 5 классе «Что такое тип речи»
Урок русского языка в 5 классе
«Что такое тип речи»
Тип урока: урок развития речи.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Цели:
Обучающая цель:
1) знать понятия основных типов речи: повествования, описания, рассуждения;
2) сформировать умение различать типы речи;
3) расширить лексический запас учащихся.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
1.Понятие типа речи.
Стр. 195
2.Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 195-196
3.Выполнение упражнений 547-550.
4.Беседа о типах речи.
- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»?
- Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность.
Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.
На доске и в тетрадях делается запись:
Тип речи- зависимость значения текста от содержания высказывания.
- Сколько различают типов речи?( Три: повествование, описание, рассуждение)
- Каково значение каждого типа речи?
Запись на доске и в тетрадях:
а) Повествование- что за чем происходит?
б)Описание- кто?что?----какой?
в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?
-Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что , на ваш взгляд, их объединяет? К какому стилю вы их отнесёте? Почему?
* Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.
*Белый, как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между камышей по тёмно- синей поверхности воды.
* Лебедь справедливо назван царём всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
- К какому из этих текстов можно поставить соответствующий вопрос:» Какой это предмет?,» Что произошло?»,»Почему это произошло?»
- Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?
- определите типовое значение 1 текста( повествование);2-( описание);3-( рассуждение)
Учащиеся сравнивают, определяют, указывают, подбирают типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Записывают в тетрадях.
Работают с текстами в парах.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
III. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
- Пользуясь приёмом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:
* Окраска опёнка осеннего желтовато- серая грязно- коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
* Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом- лоб, потом- глаза…Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…
* Игры- это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.
1. Работа с памяткой» как определить тип речи».
* Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:
а)если охарактеризовать какой- либо предмет. Сообщить о его признаках. То это описание;
б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;
в)дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию. То это рассуждение.
* Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:
а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание;
б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;
в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. То это рассуждение.
Определяют тип речи текстов.
Работают с памяткой.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
IV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Дома § 67, упр. 552.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ