Урок русского языка в 5 классе на тему «Диалог»
Урок русского языка в 5 классе.
на тему «Диалог»
Тема: Диалог.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- дать понятие диалога;
- сформировать умение правильно оформлять диалог на письме;
- повторить формы речевого этикета;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
2.Повторение изученного материала.
Выполнение задания.
- Расставьте недостающие знаки препинания в тексте стихотворения. Объясните расстановку этих знаков препинания, составив схемы предложений.
- Прочитайте выразительно текст стихотворения.
- Как помогли в этом знаки препинания?
- Каково ваше мнение о необходимости знаков препинания?
Знаки препинания.
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит
Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы
Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке
Прискакало двоеточие,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые
Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой;
Двоеточие, мигая,
Закричало Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой:
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
Нет… сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился То есть как?
Восклицательный знак!
Возмутился То есть как!
Так сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
С.Маршак.
Выполняют задания. Работают со стихотворением С.Маршака в парах, расставляют знаки препинания, зачитывают с правильной интонацией (работают на раздаточных листах).
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель:
- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;
- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
- учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
3.Введение понятия диалога.
1)Наблюдение за диалогической речью в тексте
упр. 543
2)Понятие о диалоге, реплике на стр. 192
3)Выразительное чтение текста – диалога в упр. 537.
4)Объяснение постановки знаков препинания при диалоге (упр. 536).
5)Формы речевого этикета при разговоре по телефону (упр. 535)
Наблюдают за диалогической речью, делают выводы.
Выразительно читают диалог в парах.
Объясняют постановку знаков препинания при диалоге.
Знакомятся с формами речевого этикета при разговоре по телефону.
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
4.Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Комплекс упражнений для глаз.
Выполняют комплекс упражнений для глаз.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения
заданий
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
4.Самостоятельная работа.
- Найдите диалоги в тексте художественного произведения, изучаемого на уроках литературы.
- Выполните упр. 541, 542, 543.
Выполняют работу, проверяют, оценивают.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
6.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
- Подведите итоги по теме, используя уже знакомую вам таблицу. Внесите в нее новые сведения о диалоге, полученные на уроке, устно, дома оформите их письменно.
Основные способы передачи чужой речи
Вопросы
Косвенная речь
Прямая речь
Диалог
Как выражается на письме и в устной речи?
Как правильно написать?
Какие знаки препинания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, заполняют таблицу.
Оценивают друг друга.
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Домашнее задание.
4. Домашнее задание: §66, упр. 543, 544.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ