Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов»
Урок русского языка в 6 классе
«Основные способы образования слов»
Тема урока:.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: усвоение нового материала
Цели:
- Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
- Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
- Воспитывающая : воспитывать внимательное отношение к слову, прививать детям интерес к русскому языку.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словобразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
1.Повторение пройденного
– Мы с вами уже закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.
Как же определить, в каком случае писать А, а в каком О в корнях -ГАР-/ -ГОР-? (Под ударением – А, без уд. – О. Н.: загореть – загар)
А в корнях -ЗАР- / -ЗОР-? (Под уд. – О, без уд. – А. Н.: заря – зорька)
Давайте вспомним и те корни, о которых мы говорили в 5 классе:
-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить-выращивать-вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
-ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)
-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать)
2.Самостоятельная работа на листочках по пройденному материалу
Загорать на пляже,
Беречься от загара
Располагать свободным временем,
Школьный возраст
Утренняя заря
Молоко пригорело
Возлагать надежды
Полезные растения
Взобраться на пригорок
Гористая местность
Собираться за грибами
Запереть дверь
– Проверьте работу, передайте листочки с последней парты вперед.
Слушают учителя, рассказ которого сопровождается просмотром презентации.
Отвечают на вопросы.
Выполняют работу самостоятельно на листочках.
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
3.Изучение нового материала
– Мы с вами говорили: «Тема «Словообразование и орфография». Моменты, касающиеся орфографии, мы уже обсудили. А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.
Способы словообразования:
морфемный
сложения
сложносокращенные слова
Морфемный способ словообразования:
Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
Бессуффиксный (синева – синь)
Способ сложения:
Сложение основ (зверолов, пешеход)
Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая)
Сложносокращенные слова:
Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)
Слушают учителя.
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)
Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Комплекс упражнений для глаз.
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения заданий
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
4.Работа с учебником.
Выполнение упр. 176 (устно).
Упр. 170, 172
5.Резерв: запись текста под диктовку («Февраль»)
Задание: записать предложения, прокомментировать знаки препинания, определить способы образования выделенных слов.
Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке
оценивают себя.
Записывают текст под диктовку, выполняют задание, работают в группах.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
Рефлексия
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
выучить способы образования слов, уметь приводить примеры, упр. 180, списать текст, выполнить задание № 5 в тексте.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?
Записывают домашнее задание.
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ