Урок русского языка в 1 классе по теме "Устная и письменная речь.Определение границ предложений"
Русский язык
Тема: устная и письменная речь,
ОФОРМЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Педагогические задачи: способствовать привлечению внимания к специфике используемых в устной и письменной формах речи языковых средств, повышению осознанности письма, развитию речи и познавательного интереса; создавать условия для отработки основных правил письменного оформления речи; тренировки в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте, интонационно-выразительного чтения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: ориентируются в понятиях «устная» и «письменная» формы речи, разграничивают имена собственные и нарицательные, слова-названия, слова-указатели, слова-помощники, записывают слова под орфографическую диктовку, устанавливают правописание «опасных» мест, находят родственные слова.
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают иллюстрации, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях; логические – анализируют родственные связи слов, делают выводы и умозаключения.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
УУД, формируемые на уроке
1.Мотивация и стимулирование учебной деятельности
Русский язык позволяет нам знать,
Как правильно говорить, как писать.
Серьезная эта наука,
И не помощник нам скука.
Коммуникативные:
Вступать в диалог.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
Регулятивные: самоконтроль; саморегуляция
2. Актуализация знаний учащихся
Игра-шутка «Сколько одинаковых слов?».
На доске записаны строки из стихотворения Е. Руженцева:
Прибежали в город Львов
Двадцать пять веселых львов.
– Прочитайте стихотворные строки и скажите, какие слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Почему? (Это имя собственное – название города и имя нарицательное – название животного.)
Познавательные:
Ориентироваться на рабочей строке.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
Коммуникативные: вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Регулятивные: Составление плана действий.
3. Постановка целей и задач урока
Определение темы и целей урока
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование
Познавательные:общеучебные УД
4.Добывание знаний
1. Введение в тему.
Игра «Кто больше назовет действий?».
– Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.
Описание. Учитель произносит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из учеников. Ученик отвечает: «Осматривает больных, выслушивает жалобы, лечит, делает уколы, выписывает рецепты на лекарство». Учитель произносит слово «актер». Дети отвечают: «Рассказывает, говорит, поет, слушает другого актера».
Учитель называет другие профессии (писатель, воспитатель, строитель, инженер), а учащиеся – действия, выполняемые людьми этих профессий.
– Какие общие действия характерны людям этих профессий? (В их профессиях главное место отводится речи – они или говорят, или пишут.)
– Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Прочитайте название темы урока на с. 35.
2. Выполнение задания 49 на с. 35.
– Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 8. Назовите действия, выполняемые изображенными на рисунках людьми.
– Запишите слова под орфографическую диктовку учителя и повторите эти слова за учителем.
– Читайте начала предложений и выбирайте подходящие слова из рамок-помощников.
3) Впишите нужные слова в предложения на месте многоточий.
– Какие предложения получились? (Ребята разговаривают. Учитель говорит, ученики слушают. Школьники читают. Девочка пишет.)
– Как при записи вы показали бы «опасные» места – начало и конец предложений?
– Ответьте на последний вопрос в задании 49.
– Найдите родственные слова в рамке «Наша помощь».
Наблюдение над однокоренными словами: учащиеся называют их, приводят свои примеры.
– Какая часть доказывает, что эти слова из одной семьи?
– Ответьте на вопрос Антона на с. 35. Объясните, почему не называют речь «говорильной», а произносят «устная речь».
– Ответьте на вопрос учебника.
3. Выполнение задания 50, с. 36 (устно).
Учащиеся самостоятельно читают информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» и говорят, узнали они что-то новое или повторили известное.
Ученики, вероятно, выберут второе.
– Прочитаем хором вторую часть сообщения.
– Как мы отмечаем начало и конец предложений в письменной речи?
– С помощью чего мы выражаем свои мысли? Что такое пауза в речи?
4. Целеполагание.
– Сегодня мы повторим то, что знаем о словах и предложениях, будем учиться оформлять на письме предложения.
Физкультминутка
Игра-имитация «Мы обезьянки».
Игра учит детей воспроизводить выразительные позы и движения.
Описание. Учитель по желанию приглашает двоих детей выйти перед классом. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ученик вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем повторяют все учащиеся.
Игра повторяется, только играющие меняются местами
Познавательные: Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстрации.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного
Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре, в группе.
5. Первичное закрепление с формированием УУД
Выполнение задания 51 (с. 36–37) по обучению нахождению границ предложения.
– Прочитайте задание. Что будем делать? (Читать текст и искать мысли, выделяя паузами границы этих мыслей.)
– Какие имена собственные встретили в тексте? (Аркадий Гайдар, Чук, Гек.) Как они написаны?
– Возьмите кальку и при помощи нее сделайте разметку всех мыслей, которые вы выделили в тексте.
– Теперь перечитаем отрывок и проверим, верно ли выполнили задание.
– Можно приступить к списыванию. По какой памятке будете действовать? (По Памятке 1, с. 138.)
– Покажите начало и конец каждого предложения.
– Назовите слова, которые вы обозначили и (слова-названия и слова-указатели).
– Какие слова-помощники подчеркнули?
– Что просит вас уточнить Антон? Какую информацию
он стремится запомнить хорошо?
– Хотите дать Антону полный и точный ответ? Тогда прочитайте информацию в рамке «Сообщаем важные сведения» (с. 38).
– Какая интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» («восклицательный знак», «вопросительный знак») при письме?
Познавательные: Анализировать модель речи,
с опорой на неё строить сообщения. Участвовать
в беседе, соблюдая правила общения. Вступать
в общение с персонажами, отвечать наих
вопросы; Сравнивать записи, различать
правильные и неправильные, группировать их,
аргументировать решение.
Коммуникативные: Оформлять
свои мысли в письменной форме
Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
6. Включение новых знаний в систему знаний
Коллективная устная работа над заданием 53 (с. 38).
1) Чтение задания и текста в рамке «Наша помощь» на с. 37.
2) Определение количества предложений в каждой загадке.
3) Отгадывание загадок.
4) Соотнесение загадок и схем.
5) Ответы на вопросы Антона на с. 40.
Познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,
7. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.
-– Чему новому научились?
– Над чем ещё придётся поработать?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.
Личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ