Урок русского языка в 5 классе «Разговорная и книжная речь»
Урок русского языка в 5 классе
«Разговорная и книжная речь»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Цели:
Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;
Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;
Ввести акцентологическую разминку;
Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы, проверяют себя); вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); организовывают учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
2. Акцентологическая разминка.
Упражнение «плюс – минус».
- Ребята, запишите в строчку 8 цифр, внимательно слушаем.
1)Первое слово – нефтепровод (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;
2)Второе слово – красивее (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;
3)Третье слово – звоните (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог»;
4)Четвёртое слово – форзац (норма – ударение на первом слоге), «ударение падает на первый слог»;
5)Пятое слово - каталог (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;
6)Шестое слово – ходатайствовать (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;
7)Седьмое слово – оптовый (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на второй слог»;
8)Восьмое слово – эксперт (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог».
После проверки учитель ещё раз произносит каждое слово, класс хором по команде повторяет.
3.Повторение изученного.
- Задание: продолжите строки своими примерами, объясните орфограмму.
Решаешь, …..
Мелочь,…..
Возвращаешься, …
Врач, ……
Задач, ….
Упражнение проводится в форме игры «плюс – минус»: если ученики соглашаются с предполагаемой акцентологической характеристикой слова, то ставят в тетради знак «плюс», если нет – «минус».
Запись в тетради ученика:
1)+ 2)- 3)- 4)+ 5)+ 6)- 7)+ 8)-
Отвечают на вопросы.
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Стадия "Вызов".
А). Целеполагание. Прием "Ключевые слова".
Сегодня на роке мы продолжим знакомство со стилями речи. Тема нашего урока "Разговорная и книжная речь" (запись темы в тетрадь).
Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.
Карточки на доске:
Морфология
Речевая ситуация
Стилистика
Суффикс
Текст
Наречие
Стиль речи
1 - много
Неофициальная обстановка
Официальная обстановка
Цель общения
Транскрипция
Подлежащее
Орфограмма
Ученики. Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения "Я выбираю :, потому что :". (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса)
Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.
- Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему? (Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали свою позицию).
Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать задачи урока? (Научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).
Стадия "Осмысление".
Постановка проблемы.
Сравним два текста
Оля, а кто такой Тимур?
Это не бог, это один царь такой, - :неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.
Тимур (Тамерлан) - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Создатель крупной державы со столицей в Самарканде. Основатель династии тимуридов. Его завоевательные походы отличались жестокостью даже по средневековым меркам.
Прочитайте тексты.
- Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).
- Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой - к разговорному.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение нам нужно знать отличительные признаки этих стилей. Чтобы определить их, обратимся к тексту известного лингвиста Д.Розенталя
Делают записи в тетрадях.
Работают в парах.
Отвечают на вопросы.
Формулируют задачи урока.
Работают с текстами в парах, сравнивают.
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)
Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз)
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения заданий
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
Работа с текстом. Прием "Сравнительная (системная) таблица"
Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.
Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.
В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.
Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.
Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.
Д.Розенталь
Заполните таблицу, используя информацию данную в тексте.
Признаки.
Разговорная речь.
Книжная речь.
Где пользуемся языком?
Обдумываем ли заранее мысли?
Отбираем ли заранее языковой материал?
Как чувствуем себя в разговоре
Какие слова употребляем?
Какие грамматические формы и построения используем?
Следим ли за правильностью произношения и ударения?
Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.
Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжном и разговорном стилях. (Выслушивается 1-2 варианта)
В.. Творческая работа с текстом. Прием "Метаморфозы".
Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.
Двое на одного.
Вышел я на поляну : и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)
Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)
Примерный вариант полученного текста.
Двое на одного.
Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке
оценивают себя.
Заполняют таблицу.
Работают с текстом в парах.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
5.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
Рефлексия
Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Я предлагаю закончить схему:
Стили речи.
Книжный
РС
1 - :
2 - :
(1 - много, о/о)
Разговорный
РС
1 - :
2 - :
(1-1, н/о)
Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
§ 47, упр. 372
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ