Урок русского языка в 8 классе «ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 8 классе

«Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания
при уточняющих членах предложения»



Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;

Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание; Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в паре и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.



Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

I. Проверка домашнего задания по правилу «Запятая перед как» (текст

на экране)

Цель этапа: уметь осознанно ставить знаки препинания в предложениях перед союзом как

Назовите номера предложений, где перед как ставится запятая. Обоснуйте свой выбор.

1. В самые сложные кризисные моменты Пушкин всегда обращался к Жуковскому как к мудрому советчику и надежному другу.

2. Жуковский как глубоко религиозный человек был убежден, что все в мире совершается по раз и навсегда установленному вечному закону.

3. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

4. Вот от лесу как передовой вестник пронесся свежий ветерок.


II. Актуализация опорных знаний об условиях обособления и видах обособленных членов.

Цель этапа: уметь воспринимать на слух обособленные члены разных видов

1.Графический диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся записывают в тетрадях под номерами только схемы.

  1. Хопер – левобережный приток Дона, одна из самых красивых и экологически чистых рек средней полосы России.

распростр.прилож.

[ … Х, . ]



  1. В словах В.И.Даля указывается, что слово «хопер» означает «притон диких гусей».


3. Стаи диких уток и гусей, возвращаясь в родные места, подолгу задерживаются на обильных кормами затонах Хопра.

дееприч. оборот

[ _______, _ . _ . _ . _ . _, < ]

4. Несмотря на засушливое лето, окрестности Хопра благоухают великим множеством степных трав.

несмотря на,

[ _ . _ . _ . _ . _, < ]


5. Река издавна была удобной и надежной дорогой крестьян, бежавших от крепостной неволи.

причаст. оборот

[ _______, , < ]


6. Переселенцев, облюбовавших эти места, встретила первозданная природа.

причаст. оборот


[ _______, , < ]



7. Ароматный запах клевера, белого и розового, и поныне одурманивает в жаркую пору сенокоса.

одиночн.опред.

[ _______, и , < ]


2.Взаимопроверка


III. Этап усвоения новых знаний

Цель этапа: уметь формулировать проблему, выдвигать аргументы и находить доказательства

1. Формулирование темы и задач учащимися.

Прочитайте и сравните пары предложений: (текст на экране)

1) Он проснулся (когда?) утром.

2) Он проснулся (когда?) утром, (а когда именно?) часов в шесть.


1)(Где?)Вдали стучали топоры.

2) (Где?)Вдали,(а где именно?) у самого леса, стучали топоры.


1) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа.

2) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа, (то есть когда?) то есть к вечеру.

В чем сходство и различие предложений в парах?

Какое слово или сочетание слов имеет значение уточнения?

Что оно уточняет?

Каким членом предложения является и как выделяется уточняющий член?

Чем они отличаются?

Где по отношению к уточняемому он стоит?

Какой вид обособления мы будем рассматривать?

(Уточняющие члены предложения)

Какие задачи будем решать?

(Определить условия обособления уточняющих членов предложения; научиться опознавать уточняющие члены в предложении)

2.Работа над усвоением нового.

Самостоятельно прочитать I - III абзац правила на с.152 и заполнить таблицу.

Уточняющие члены

Способ связи с уточняемым членом

Примеры

1




2




3




4




IV. Этап закрепления нового материала.

Цель этапа: уметь осознанно применять правило на практике, опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;

1) Работа в парах с текстом на экране. – Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, соотнести с правилом и записать в 3 столбик таблицы.

  • Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.

  • Утром, до восхода солнца, мальчишки убегали на рыбалку.

  • Мне всегда была интересна ботаника, то есть наука о растениях.

  • Многие газы, например водород, легче воздуха.

  • На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем.

(Взаимопроверка)

Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, выделить их схематически и пунктуационно.

  • В степи на равнине открытой курган одинокий стоит.

  • Где-то близко за последним холмом слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.

  • Впереди насколько хватило глаз виднелись льды и впаянные в них айсберги.

(Взаимопроверка)

2) Конструирование предложений с обособленными уточняющими обстоятельствами.

Текст на экране.

1. В предложения ввести уточняющие члены (из справочного материала), дополненные предложения записать, правильно расставить знаки препинания.

В 1618 году в среднем течении Хопра, …, появился казачий сторожевой городок.

В начале 18 века городок был перенесен на более высокий берег и стал развиваться у обрыва, … , как говорили в старину.

В северной части города, … , сохранилась церковь Покровская.

Словосочетания для справок: на правом берегу, или у руба, то есть в районе озера Подпесочного.


2. Составить и записать предложения по картинам природы родного края, используя уточняющие члены.

Презентация картин природы.

Чтение предложений представителем пары и обоснование своего выбора.

V. Домашнее задание: 1) стр. 152,упр.343;

2) тв. работа- 5 слайдов о красоте родного края и сост.5 предложений с уточн.членами (по желанию)

VI. Подведение итогов урока: - Закончите предложения.

1.Обстоятельство места уточняется 2.Обстоятельство времени уточняется … .

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов-… . 4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- … .


(Варианты ответа.

1.Обстоятельство места уточняется обстоятельством места.

2.Обстоятельство времени уточняется обстоятельством времени.

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов- то есть, или( в значении то есть)

4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- особенно, даже, главным образом, в частности, например и др.)


Самооценка учащихся( по желанию).

Оценка учителя.

(Выставление отметок за урок)








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ