Урок русского языка в 5 классе «Сколько лексических значений имеет слово»
Урок русского языка в 5 классе
«Сколько лексических значений имеет слово»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования;
- научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы;
- сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;
- выстраивать композицию рассуждения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
2. Слово учителя: обратите внимание на доску. Прочтем эпиграф.
Слова не изобретаются Академиями:
они рождаются вместе с мыслями,
или в употреблении языка, или в
произведениях таланта, как счастливое
вдохновение.
Н.М.Карамзин.
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Как вы считаете, из чего состоит наш язык?
- А что такое слово?
Понаблюдаем!
- Можно ли такую группу букв назвать словом: щар, скум, крыч?
- А почему шар это слово, а щар не является словом?
Делаем вывод!
Слово- это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.
- А как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Слово учителя:
Точно на это вопрос никто ответить не может. Известно, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч. Неужели все эти слова знает каждый человек? Конечно, нет. Установили, например, что все, что написано А.С.Пушкиным- около 600 тысяч слов, многие слова он употреблял сотни раз. Например, слово дом- 493 раза, идти- 564 раза. Но это не значит, что он не знал других слов, просто эти слова чаще употребляются в речи. Было много других слов, которые он знал, но в его сочинениях они не использовались. Так и каждый человек знает больше, чем использует в устной и письменной речи.
Слово учителя: Перед вами 3 греческих слова, 3 названия разделов науки о языке:
leksis …
sintaksis…
gonetika…
Выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово?
- А что изучает лексика?
- Вспомним, что изучают другие разделы русского языка?
- А что общего у слов лексика и лексикон?
- Что обозначает это слово, узнать вам поможет предложение: ( записать в тетрадь)
А.М.Горький советовал: « Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон». ( повторить предложения с прямой речью)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ- наука о словарном составе языка.
- Отгадайте загадку:
Хранилище для слов
ЛЕКСИКОНОГРАФИЯ - наука по составлению словарей.
- А для чего нужен словарь?
Инсценирование.
У нас в гостях словари. Ваша задача, ребята, по рассказам начала их рабочего дня узнать названия словарей.( выходят дети с эмблемами и коронами словарей)
1. СЛОВАРЬ ИНОСТАННЫХ СЛОВ.
Я насчитываю 19 тысяч слов, которые пришли в русский язык из других языков. А утром мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. А я съел бутерброд, торт и выпил чашечку кофе с сахаром.( все слова показываются на карточках, где слово написано и есть картинка)
2. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. В речи комментатора то и дело мелькали слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось позвать на помощь всю эрудицию, чтобы растолковать: слалом- это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами;
биатлон- зимнее спортивное двоеборье, лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл- прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.
3.СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.
Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать головой, шевелить мозгами. Как я называюсь, если в моих кладовых собрано столько близких по значению слов?
- Молодцы, ребята! Угадали название словарей! В словарях по алфавиту собраны слова. А какое значение могут иметь слова?
Работа со словом. Возьмем слово друг- м.р., ед.ч., 2 скл.
Подруга- человек, с которым дружишь.
Вспомните, какими словами можно определить лексическое значение слова ДРУГ?
ВЫВОД темы урока при помощи вопросов.
- Интересно ли вам узнать сколько лексических значений может иметь слово?
Записываем тему урока.
- А как вы думаете, сколько лексических значений может иметь слово? ( в словарь не смотреть)
Сформулируем учебную задачу:
1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.
2. Научиться работать со словарем.
Читают эпиграф.
Отвечают на вопросы.
( самая крупная единица языка – это текст, основной элемент языка- слово)
( группа букв, звуков)
( нет)
( нет значения, смысла)
Делают вывод.
Отвечают.
Слушают учителя.
(leksis лексис)
( словарный состав языка)
(синтаксис изучает словосочетание и предложение, фонетика- звуки и буквы)
( это однокоренные слова)
Записывают определение в словарики.
( Словарь)
Записывают определение в словарики.
( помогает узнавать значение незнакомых слов)
( лексическое, грамматическое)
- картинкой;
- подобрать синоним: товарищ, приятель;
- подобрать однородные слова дружок, дружить, дружно;
- посмотреть в толковом словаре
( да)
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель:
- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;
- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
- учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Наблюдение.
- Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем. Найдите слова диалог и золотой. Обратите внимание на словарные статьи.
- Чем отличаются словарные статьи?
- Что необычного в словарной статье « золотой»?
Обратимся к опорному конспекту:
Стр. 88 (схема)
ВЫВОД:
- Какие слова будут называться однозначными? Многозначными?
Выяснение лексического значения слова.
С. 89 № 251
- Сколько значений у слова – корень-? Не спешите отвечать, сравните со словарем.( схема) 4 значения есть в словаре. А какого значения нет в словаре?
С. 89- рассмотрите рисунок. Какое значение слова корень он иллюстрирует?
Вывод: корень- значимая часть слова
Работают с толковым словариком учебника.
есть несколько значений
(математический корень)
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
4.Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Зарядка для ума ( игровой момент для развития памяти, творческих способностей)
Найти спрятанное слово
к
р
а
п
и
в
а
к
о
р
о
в
а
к
н
и
г
а
к
а
л
е
н
д
а
р
ь
1) Ах, не трогайте меня –
Обожгу я без огня.
2) Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади – копна.
3) Говорить – не говорит, слышать – не слышит,
А все знает и нам объясняет.
4) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным, толстеньким.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
Ребята, а слово КОНЬ однозначное или многозначное?
Какое из его значений имеется ввиду в загадке?
Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
1.- животное ( лошадь, конь)
2- шахматная фигура
3- длинный брус для гимнастических упражнений. ( Дети делают выбор)
Какие еще многозначные слова вы знаете? ( ключ, кисть, кнопка)
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения
заданий
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Лингвистический анализ текста «Снежинки» ( по Д. Кайгородову)
Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.
И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.
Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.
1.О чем этот текст?
2. Какую мысль хотел донести до нас автор?
3. Найдите во 2 предложении многозначные слова выяснение лексического значения слова земля.
ЗЕМЛЯ- 1. Третья от Солнца планета
2. Твердая поверхность нашей планеты
3. Почва- рыхлое вещество
4. Страна, государство
5. Территория, которая находится во владении
4. В данном тексте какое значение у слова земля?
5. Какое значение имеет слово шестигранный?
6. Как понимаете слово стая? В прямом или переносном значении употреблено слово в данном тексте? ( в переносном)
7. Что обозначает слово хрупкий?
8. С какими словами сочетается слово хрупкий?
9 С какими словами сочетается в переносном значении?
10.В каком значении употреблено хрупкий наряд
11. Найдите слова, которые говорят о снежинках в переносном значении и мы представляем их как живыми
Вывод: Для чего используются изобразительно-выразительные средства языка?
Сделаем вывод урока: Сколько значений может иметь слово? ( ответы ребят)
Слушают текст.
( о снежинках)
показано разнообразие, красота снежинок, их цель- долететь до земли и сохранить свой наряд
выяснение лексического значения слова земля.
( оторваться от земли)
( копать землю)
( Родная земля)
( фермерские земли)
(поверхность земли)
( 6 граней, сторон у камня)
( группа птиц одного вида)
( легко распадающийся на части, непрочный, нежный)
( лед, стекло, человек, девочка, ребенок, фигура)
ребенок, человек
( в переносном)
/олицетворение/ ( жили-были, родились, были похожи, выросли, думали, ложились)
( чтобы придать образность, выразительность, поэтичность)
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
6.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
Я на уроке научился…
Мне понравилось…
Я могу…
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Домашнее задание.
4. Домашнее задание: & 33, упр.253, подготовиться к контрольному диктанту.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ