Урок русского языка в 5 классе «Сколько лексических значений имеет слово»


Урок русского языка в 5 классе

«Сколько лексических значений имеет слово»

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования;

- научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы;

- сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;

- выстраивать композицию рассуждения.


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.










Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
























Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2. Слово учителя: обратите внимание на доску. Прочтем эпиграф.

Слова не изобретаются Академиями:

они рождаются вместе с мыслями,

или в употреблении языка, или в

произведениях таланта, как счастливое

вдохновение.

Н.М.Карамзин.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?



- Как вы считаете, из чего состоит наш язык?











- А что такое слово?





Понаблюдаем!

- Можно ли такую группу букв назвать словом: щар, скум, крыч?



- А почему шар это слово, а щар не является словом?







Делаем вывод!

Слово- это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.



- А как вы думаете, сколько слов в русском языке?



Слово учителя:

Точно на это вопрос никто ответить не может. Известно, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч. Неужели все эти слова знает каждый человек? Конечно, нет. Установили, например, что все, что написано А.С.Пушкиным- около 600 тысяч слов, многие слова он употреблял сотни раз. Например, слово дом- 493 раза, идти- 564 раза. Но это не значит, что он не знал других слов, просто эти слова чаще употребляются в речи. Было много других слов, которые он знал, но в его сочинениях они не использовались. Так и каждый человек знает больше, чем использует в устной и письменной речи.





Слово учителя: Перед вами 3 греческих слова, 3 названия разделов науки о языке:

leksis

sintaksis

gonetika

Выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово?



- А что изучает лексика?



- Вспомним, что изучают другие разделы русского языка?











- А что общего у слов лексика и лексикон?







- Что обозначает это слово, узнать вам поможет предложение: ( записать в тетрадь)

А.М.Горький советовал: « Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон». ( повторить предложения с прямой речью)

ЛЕКСИКОЛОГИЯ- наука о словарном составе языка.







- Отгадайте загадку:

Хранилище для слов



ЛЕКСИКОНОГРАФИЯ - наука по составлению словарей.







- А для чего нужен словарь?







Инсценирование.

У нас в гостях словари. Ваша задача, ребята, по рассказам начала их рабочего дня узнать названия словарей.( выходят дети с эмблемами и коронами словарей)

1. СЛОВАРЬ ИНОСТАННЫХ СЛОВ.

Я насчитываю 19 тысяч слов, которые пришли в русский язык из других языков. А утром мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. А я съел бутерброд, торт и выпил чашечку кофе с сахаром.( все слова показываются на карточках, где слово написано и есть картинка)

2. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. В речи комментатора то и дело мелькали слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось позвать на помощь всю эрудицию, чтобы растолковать: слалом- это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами;

биатлон- зимнее спортивное двоеборье, лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл- прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.

3.СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.

Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать головой, шевелить мозгами. Как я называюсь, если в моих кладовых собрано столько близких по значению слов?



- Молодцы, ребята! Угадали название словарей! В словарях по алфавиту собраны слова. А какое значение могут иметь слова?



Работа со словом. Возьмем слово друг- м.р., ед.ч., 2 скл.

Подруга- человек, с которым дружишь.

Вспомните, какими словами можно определить лексическое значение слова ДРУГ?

























ВЫВОД темы урока при помощи вопросов.



- Интересно ли вам узнать сколько лексических значений может иметь слово?



Записываем тему урока.

- А как вы думаете, сколько лексических значений может иметь слово? ( в словарь не смотреть)



Сформулируем учебную задачу:

1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.

2. Научиться работать со словарем.






Читают эпиграф.









Отвечают на вопросы.

( самая крупная единица языка – это текст, основной элемент языка- слово)





( группа букв, звуков)





( нет)





( нет значения, смысла)







Делают вывод.





Отвечают.









Слушают учителя.



































(leksis лексис)



( словарный состав языка)

(синтаксис изучает словосочетание и предложение, фонетика- звуки и буквы)



( это однокоренные слова)



Записывают определение в словарики.







( Словарь)



Записывают определение в словарики.





( помогает узнавать значение незнакомых слов)



















































( лексическое, грамматическое)





- картинкой;

- подобрать синоним: товарищ, приятель;

- подобрать однородные слова дружок, дружить, дружно;

- посмотреть в толковом словаре













( да)

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)



Цель:

- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;

- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

- учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

Наблюдение.

- Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем. Найдите слова диалог и золотой. Обратите внимание на словарные статьи.

- Чем отличаются словарные статьи?

- Что необычного в словарной статье « золотой»?





Обратимся к опорному конспекту:



Стр. 88 (схема)



ВЫВОД:

- Какие слова будут называться однозначными? Многозначными?

Выяснение лексического значения слова.

С. 89 № 251

- Сколько значений у слова – корень-? Не спешите отвечать, сравните со словарем.( схема) 4 значения есть в словаре. А какого значения нет в словаре?



С. 89- рассмотрите рисунок. Какое значение слова корень он иллюстрирует?

Вывод: корень- значимая часть слова












Работают с толковым словариком учебника.

есть несколько значений























(математический корень)


Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

4.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Зарядка для ума ( игровой момент для развития памяти, творческих способностей)

Найти спрятанное слово











к

р

а

п

и

в

а








к

о

р

о

в

а








к

н

и

г

а

к

а

л

е

н

д

а

р

ь

1) Ах, не трогайте меня –

Обожгу я без огня.

2) Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади – копна.

3) Говорить – не говорит, слышать – не слышит,

А все знает и нам объясняет.

4) Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным, толстеньким.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.



Ребята, а слово КОНЬ однозначное или многозначное?

Какое из его значений имеется ввиду в загадке?

Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

1.- животное ( лошадь, конь)

2- шахматная фигура

3- длинный брус для гимнастических упражнений. ( Дети делают выбор)

Какие еще многозначные слова вы знаете? ( ключ, кисть, кнопка)







Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения

заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.


Лингвистический анализ текста «Снежинки» ( по Д. Кайгородову)



Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.

Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.

И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.


1.О чем этот текст?



2. Какую мысль хотел донести до нас автор?

















3. Найдите во 2 предложении многозначные слова выяснение лексического значения слова земля.

ЗЕМЛЯ- 1. Третья от Солнца планета





2. Твердая поверхность нашей планеты





3. Почва- рыхлое вещество



4. Страна, государство





5. Территория, которая находится во владении







4. В данном тексте какое значение у слова земля?





5. Какое значение имеет слово шестигранный?





6. Как понимаете слово стая? В прямом или переносном значении употреблено слово в данном тексте? ( в переносном)



7. Что обозначает слово хрупкий?











8. С какими словами сочетается слово хрупкий?











9 С какими словами сочетается в переносном значении?





10.В каком значении употреблено хрупкий наряд





11. Найдите слова, которые говорят о снежинках в переносном значении и мы представляем их как живыми















Вывод: Для чего используются изобразительно-выразительные средства языка?









Сделаем вывод урока: Сколько значений может иметь слово? ( ответы ребят)























Слушают текст.







































( о снежинках)



показано разнообразие, красота снежинок, их цель- долететь до земли и сохранить свой наряд



выяснение лексического значения слова земля.



( оторваться от земли)



( копать землю)



( Родная земля)





( фермерские земли)





(поверхность земли)



( 6 граней, сторон у камня)



( группа птиц одного вида)





( легко распадающийся на части, непрочный, нежный)



( лед, стекло, человек, девочка, ребенок, фигура)



ребенок, человек



( в переносном)





/олицетворение/ ( жили-были, родились, были похожи, выросли, думали, ложились)











( чтобы придать образность, выразительность, поэтичность)



Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания





Я на уроке научился…

Мне понравилось…

Я могу…









Учащиеся высказывают свое впечатление от урока

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)



7.Домашнее задание.

4. Домашнее задание: & 33, упр.253, подготовиться к контрольному диктанту.



Записывают домашнее задание.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ