Урок русского языка для 5 класса на тему «Правописание суффиксов»
Урок русского языка для 5 класса на тему
«Правописание суффиксов»
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: : познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.
Задачи:
-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных - чик-щик-.
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные
- Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.
Итак , начинаем нашу работу.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Лингвистическая разминка.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;
Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.
Методы стимулирования: похвала.
Методы оценивания: результаты выдает компьютер.
- Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?
- Что оно обозначает?
- Какие предметы может обозначать имя существительное?
- Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.
Нам встретилось в мешке имя существительное…………….
- Каким способом оно образовано?
- Что называется суффиксом?
(Имя существительное)
( Предмет)
(Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)
Играют в игру.
(суффиксальным , с помощью суффикса –чик-)
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..
- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.
-Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?
Посмотрим на иллюстрацию.
- Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?
Постановка учебной задачи
Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.
Слайд . Фотогалерея.
Давайте погрузимся в мир фотографий.
- Кого вы видите на иллюстрациях? Назовите их.
Вот какие слова у нас получились.
- Как они образованы?
- Запишем слово ИЗВОЗ…ИК.
В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?
ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.
Запишем ее в тетрадь.(Cлайд )
Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).
Открытие новых знаний.
Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.
Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .
В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.
Продолжаем нашу работу.
Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране:
- Вот какие слова у нас получились.
- Что обозначают суффиксы в этих словах?
- Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.
Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.
- Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?
Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.82- 83) Работа с учебником.
А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК.
- Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.
- Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Цели: эмоциональная разгрузка учащихся.
Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.
(Физкультминутку проводит физорг класса).
Отвечают на вопросы.
Называют встретившиеся части речи.
(Люди разных профессий).
( с помощью суффиксов)
Делают вывод, называют тему урока.
Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).
(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником.
-щик-.
Участвуют в физминутке.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Закрепление учебного материала
Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.
Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;
воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.
Задачи:
- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.
Методы: репродуктивные
А теперь закрепим полученные знания.
1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.
2)Цифровой диктант.
(Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)
Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1.
3) Работа по группам.
1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам.
2 группа (Корректор).
4)Проверка работы по карточкам.
- У кого не оказалось ошибок?
МОЛОДЦЫ!
Работают с раздаточным материалом.
Работа в группах.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?
- Какие задания выполнять было легко и интересно?
- Остались ли какие-то неясности?
- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
- А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?
- Мы об этом обязательно поговорим.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
VІ. Домашнее задание
Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.
Материал параграфа 16(выучить правило.)
1 группа (слабые учащиеся ) – упр.120.
2 группа- упр. 125
А) составить связный рассказ
на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.
Б)придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.
- Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество.
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ