Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола. Лицо и число»
Урок русского языка в 5 классе
«Спряжение глагола. Лицо и число»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- сформировать умение определять спряжение глаголов;
- научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы;
- научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи;
- знать перечень окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- знать алгоритм определения спряжения глаголов;
- понимать, что проблемы в правописании возникают в основном при передаче безударных личных окончаний;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
Беседа о времени глагола.
- Какие времена имеет глагол?
- На примере любого глагола докажите, что слова этой части речи изменяются по временам.
- Глаголы какого наклонения могут иметь формы времени?
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? в прошедшем времени?
2. Словарный диктант.
Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, непреодолимый, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, просвещение, знаменитый.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают словарный диктант в парах. При проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
1. Повторение сведений о спряжении глаголов, окончаниях 1 и 2 спряжения.
1) Работа с материалом в рубрике «Вспомните!» на стр. 229.
2) Понятие о разноспрягаемых глаголах.
Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!»
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
3) Определение спряжения глаголов.
Нести, сидеть.
4) Спряжение глаголов бежать, хотеть.
Работают с рубрикой «Вспомните!» в парах.
Работают с таблицей, определяют, глаголам какого спряжения принадлежат окончания каждой группы. Определяют лицо и число.
Работают с рубрикой «Возьмите на заметку!» в парах.
Устно спрягают глаголы нести, сидеть.
Спрягают глаголы бежать, хотеть. Сопоставляют их окончания с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Делают выводы.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений.
1) Определение спряжения глаголов.
Упр. 647.
2) Составление словосочетаний.
Упр. 649, 650.
2. Проверочная работа.
- Прочитайте. Подумайте, чему учит этот рассказ.
Саша-дразнилка.
Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спросил папа.
- Меня Саша дразнит.
- А ты не дразнись.
Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
- А я завтра и не хочу идти в кино. Я пойду послезавтра.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
- О чем ты плачешь, Сашенька? – спросила мама.
- Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!
(По Н. Артуховой)
- Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них два-три однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
- Выпишите 3 глагола 1 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.
Выполняют тренировочные упражнения учебника.
Определяют спряжение глаголов в парах.
Составляют словосочетания.
Выполняют проверочную работу. Анализируют текст на раздаточных листах в парах.
Выписывают разноспрягаемые глаголы, подбирают к ним однокоренные.
Выписывают глаголы 1 и 2 спряжения. При проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Приведите примеры глаголов 1 и 2 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе.
- Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Домашнее задание: § 82, упр. 651 (записать предложения, заменяя глагол идти синонимом или словосочетанием).
Приводят примеры глаголов 1 и 2 спряжения, доказывают их принадлежность.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ