Урок русского языка в 5 классе «Спряжение глагола. Лицо и число»

Урок русского языка в 5 классе

«Спряжение глагола. Лицо и число»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

- сформировать умение определять спряжение глаголов;

- научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы;

- научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи;

- знать перечень окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

- знать алгоритм определения спряжения глаголов;

- понимать, что проблемы в правописании возникают в основном при передаче безударных личных окончаний;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1. Проверка домашнего задания.

Беседа о времени глагола.

- Какие времена имеет глагол?

- На примере любого глагола докажите, что слова этой части речи изменяются по временам.

- Глаголы какого наклонения могут иметь формы времени?

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? в прошедшем времени?

2. Словарный диктант.

Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, непреодолимый, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, просвещение, знаменитый.



Отвечают на вопросы учителя.












Записывают словарный диктант в парах. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


1. Повторение сведений о спряжении глаголов, окончаниях 1 и 2 спряжения.

1) Работа с материалом в рубрике «Вспомните!» на стр. 229.

2) Понятие о разноспрягаемых глаголах.

Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!»

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

3) Определение спряжения глаголов.

Нести, сидеть.

4) Спряжение глаголов бежать, хотеть.

Работают с рубрикой «Вспомните!» в парах.

Работают с таблицей, определяют, глаголам какого спряжения принадлежат окончания каждой группы. Определяют лицо и число.


Работают с рубрикой «Возьмите на заметку!» в парах.



Устно спрягают глаголы нести, сидеть.


Спрягают глаголы бежать, хотеть. Сопоставляют их окончания с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Делают выводы.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


1. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений.

1) Определение спряжения глаголов.

Упр. 647.

2) Составление словосочетаний.

Упр. 649, 650.

2. Проверочная работа.

- Прочитайте. Подумайте, чему учит этот рассказ.

Саша-дразнилка.

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спросил папа.

- Меня Саша дразнит.

- А ты не дразнись.

Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.

- А я завтра и не хочу идти в кино. Я пойду послезавтра.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

- О чем ты плачешь, Сашенька? – спросила мама.

- Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!

(По Н. Артуховой)

- Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них два-три однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

- Выпишите 3 глагола 1 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.


Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют спряжение глаголов в парах.



Составляют словосочетания.



Выполняют проверочную работу. Анализируют текст на раздаточных листах в парах.


















Выписывают разноспрягаемые глаголы, подбирают к ним однокоренные.






Выписывают глаголы 1 и 2 спряжения. При проверке оценивают друг друга.






Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Приведите примеры глаголов 1 и 2 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе.

- Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


- Домашнее задание: § 82, упр. 651 (записать предложения, заменяя глагол идти синонимом или словосочетанием).

Приводят примеры глаголов 1 и 2 спряжения, доказывают их принадлежность.


Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ