Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать письма"

Урок русского языка в 3-м классе

по теме "Учимся писать письма"


ЦЕЛИ УРОКА:


  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;


  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;


  • Повысить интерес к эпистолярному жанру.


ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, экран).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

- Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным.

^ III. Актуализация знаний учащихся.

- А для чего люди пишут письма?
(Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).

- Но, ведь есть телефон, телеграф?
(С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

- В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит?
(Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

- А какие другие способы доставки писем вы знаете?
(Бутылочная почта, голубиная почта)


- Какое обращение было бы приятно прочитать вам?
(Ответы детей).

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:


  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.


  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.


- Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией?
(Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

^ IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

- А сейчас снова отправимся в
путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.

- Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.

Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.

Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.

- Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.

Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.

- К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый - маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” - напомнить о том, что надо передать.

- Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей).

- Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы
(знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).

Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.

- С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

^ V. Работа по редактированию письма.

- Сейчас вы прочитаете письмо.

Слайд № 7.


^ Здравствуй Петр!

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.


- Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?

(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

^ Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

^ VI. Работа над фразеологизмами.

- В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи?
(Фразеологическими оборотами).

- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи?
(Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя
слайд № 8.

http://festival.1september.ru/articles/573412/img1.gif

- Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей).

- Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы детей) .

- Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

^ VII. Работа над правильностью оформления конверта.

- Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке?
(Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

- А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать?
(Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

- На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.

Дети подписывают конверт.

^ VIII. Написание письма.

- Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

- Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо?
(Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).

^ IX. Домашнее задание (по желанию).

- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

^ X. Кроссворд.

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

Слайд № 10.

- Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

http://festival.1september.ru/articles/573412/img2.gif


  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки.
    (Почта).


  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо.
    (Индекс).


  3. Тот, кому адресовано письмо.
    (Адресат).


  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский…
    (Почтальон).


  5. Это приклеивают на конверт.
    (Марка).


  6. С чего начинается письмо?
    (Обращение).


XI. Итог урока.

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.
^ Список используемых источников:


  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.:


Образовательная линия " Школа XXI века"

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ