Урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
Урок
в 5 классе по теме:
«Главные члены предложения.
Подлежащее»
Цель:
Формировать понятие о грамматической основе предложения.
Познакомить со способами выражения подлежащего и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого.
Формировать умение находить подлежащее в предложении.
Ход урока
Повторение пройденного.
Давайте перенесемся в лес, где живут повествовательные, побудительные и
вопросительные предложения... Кто догадался, с чего мы начнем наш урок сегодня?
Работа с текстом (он заранее пишется на доске для устной работы).
Пожалуйста, загляните в осенний лес листики, как разноцветные мотыльки кружатся порхают и садятся отдохнуть на опушку откуда здесь взялся пестрый ковер какой художник потрудился на славу это осень волшебница осень.
У К. Паустовского есть замечательная мысль о знаках препинания. Знаки «озвучивают», как ноты, текст. Попробуйте расчленить текст на предложения, вдуматься в их смысл и поставить нужные знаки...
Выразительно прочитайте предложения, назовите знаки.
2. На доске написаны три одинаковых предложения. К нам сказка пришла К нам сказка пришла К нам сказка пришла
Какие знаки можно поставить на конце этих одинаковых предложений? От чего зависит их выбор (От цели высказывания и эмоциональной окраски.) Порассуждайте и поставьте нужный знак в конце предложений.
А какое в этих предложениях слово является главным, ключевым? Каким членом предложения является? (Сказка — подлежащее.)
Объявление темы урока: Итак, тема нашего урока – Подлежащее. (Запишем тему урока в тетрадь)
2. Работа по теме урока.
1.Лингвистическая викторина.
Что называется подлежащим? Как найти подлежащее в предложении?
С каким членом предложения подлежащее составляет грамматическую основу или смысловой центр?
А сейчас откроем учебник на стр.62 и посмотрим правильно ли вы ответили на вопросы.
Выборочный диктант.
Выписать подлежащие и сказуемые из переложения сказки Ганса Христиана Андерсена «Голый король». Попутно ведем словарно-орфографическую работу. Записываем в столбик, чтобы рядом расположить 2-ю часть темы.
ГОЛЫЙ КОРОЛЬ
(По мотивам сказки Г. X. Андерсена)
Предложение
Способы выражения подлежащего
1. Жил-был король.
1.Сущ. в им. п.
2. Он очень любил жаться.
2. Личн. мест. в им. п.
3. Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.
Подлежащее может быть выражено группой слов и устойчивым сочетанием, если мы их разделим , то нам не будет понятен смысл предложения.
3.Сочетание «числ. + сущ. в род. п.»;
устойчивое сочетание «прил. + сущ.в им.п.»
4.Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.
4. Подлежащего нет.
5.Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. 6. Министры по просьбе короля следили за работой.
5.6. Сущ. в им.п.
7. Один посмотрел — ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!»
7.Числ.в значении сущ.;
мест. в им.п.
8.Хитрые сановники вслед восхищались прекрасной мантией.
9.«Да ведь король то голый!» — закричал какой-то мальчик.
8.9. Сущ. в им.п.
Прочитайте выписанные грамматические основы и подумайте, чем выражено подлежащее — ключевое слово предложения. (Заполняем 2-ю часть таблицы.)
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Запись в грамматическую тетрадь.
Раньше, в 1—4 классах, вы были убеждены, что подлежащее всегда
выражено существительным в им. п., а сказуемое — глаголом. Это не так.
В качестве вывода перечислите основные способы выражения подлежащего.
Какова главная мысль Андерсена в сказке о наивном короле?
(Сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость приближенных, обрекших его на позор. Осуждена вообще осторожность взрослых в назывании вещей своими именами в отличие от честных и прямодушных детей.)
4. Интересные задачи.
1.Есть такие предложения, в которых трудно обнаружить подлежащее. Платье сшили проходимцы Так как подлежащее всегда только в именительном падеже и отвечает на вопросы кто? что?, существительные или местоимения, стоящие именительном падеже (кого? что?) являются в предложении второстепенными членами. Чтобы правильно определить главные члены в таких предложениях, нужно к тому и другому слову задать двойной вопрос от сказуемого (сшили кто? что?) проходимцы. Подлежащее можно найти по смыслу (оно обозначает действующее лицо или предмет). Составьте и запишите предложения со словами король - платье. Одно из существительных поставьте в именительном падеже, а другое — в винительном падеже.
2) Можно ли в предложение И королю стало жутко ввести подлежащее? (Нет, оно без лица, т. е. безличное.)
3) Переделайте предложение А горожанам было смешно так, чтобы в нем появилось подлежащее (А горожане смеялись.)
5.Подведём итоги урока.
Замечательно, что великие сказочники не только смешат и учат мудрости, но и помогают разобраться грамматических явлениях, таких, как подлежащее, ибо все явления жизни подлежат осмыслению.
6. Домашнее задание. § 31, записи в грамматической тетради, упр.157.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ