Урок – зачёт по теме «Имя числительное» 6 класc
ТЕМА УРОКА: Урок – зачёт по теме «Имя числительное» (2 часа) 6 класc
Предлагаемый урок русского языка в 6 классе является завершающим в теме, построен на краеведческом материале.
Цель урока: обобщение, закрепление и приведение в систему знаний, умений, навыков по теме «Имя числительное».
Задачи: повторить изученное об имени числительном: склонение числительных, употребление в речи; отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение; подготовить к контрольной работе по теме «Имя числительное»; заочно познакомить с областным городом Новосибирском, развивать познавательный интерес.
Оборудование: напечатанные карточки с текстами, с дидактическим материалом; карта Новосибирской области; виды г.Новосибирска; толковый словарь Ожегова С.И.; слайды с видами г. Новосибирска; компьютер.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Доброе утро! Улыбнулись друг другу. Мы закончили изучение темы «Имя числительное». И сегодня на уроке вы должны вспомнить, повторить всё, что узнали об этой части речи, поработать над употреблением числительных в речи. Но урок не простой, а урок-экскурсия, а куда – узнаем позже.
Запись в тетради: число, вместо «Классная работа» запись «Путевой лист экскурсовода…(ф.и.о. учащегося в род. падеже).
Учитель: *Что такое экскурсия? (работа со словарём)
Экскурсия – поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
*Как называют людей, которым всё показывают?
Экскурсант – участник экскурсии.
*Как называют человека, который проводит экскурсию?
Экскурсовод – руководитель экскурсии.
Учитель: Сегодня мы побываем в роли экскурсоводов и экскурсантов и совершим путешествие-экскурсию по Сибири, а точнее в столицу Сибири – город Новосибирск. Для этого у нас есть всё: схема города, карта, виды Новосибирска.
Мы познакомимся с образованием города, поговорим о населении города, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим домашнее задание (устное описание автобуса: мест 33, длина 9,19м, ширина 2,5м, высота 2,95м).
Учитель: Дорога дальняя - 500км до Новосибирска, уселись поудобнее, пристегнулись – поехали. Удачной поездки, ребята!
Повторение и обобщение изученного о числительном на основе краеведческого материала.
Чтение текста 1 вслух.(тексты распечатаны у каждого учащегося). Слайд №2, 3
Азиатская часть России. Огромные пространства в ней занимает Сибирь: площадь около 10.000.000 км2. На 3500 км с севера на юг и на 7000км с запада на восток простирается Сибирь. На западе она граничит с Уралом, на востоке – с Приамурьем, на юге – с Казахстаном, Монголией, Китаем, а на севере её омывают волны Ледовитого океана. Сибирь занимает ¾ территории государства. Сибирь присоединили к Русскому государству в 16 веке. Если речь заходит об открытии Сибири, то первая дата – это 1581 год.
Учитель: Вы обратили внимание на большое количество числительных в речи? Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи (ответы учащихся).
Учитель: - Какие бывают числительные по значению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начнём оформление путевого листа. Запишите встречающиеся в
тексте словосочетания «сущ.+числит.».
- Какие это числительные?
- Как склоняются порядковые числительные? Склоняем числи-
тельное шестнадцатый (век) письменно (один ученик – вслух). Проверка. Слайд №4.
Учитель: Подъезжаем к городу Новосибирску.
Чтение текста 2 вслух (текст распечатан у каждого учащегося).Слайды №5,6.
Новосибирск. С него начинается для многих приезжающих знакомство с Сибирью. В городе нет примет седой старины, отзвуков прошлых веков, узких извилистых улочек. Новосибирск вырос с нулевой отметки. Он возник в 1893 году. На перекрёстке двух магистралей – Транссибирской железной дороги и реки Оби появился небольшой посёлок строителей Кривощёково. В 1903 году посёлок получил статус города и стал называться Ново - Николаевском, а в 1926 году город стал называться Новосибирском.
Учитель:
- Записать предложения по вариантам, числительные - прописью. Слайд №7.
1вариант: Новосибирск возник в 1893 году.
2 вариант: В 1926 году город стал называться Новосибирском.
Чтение текста 3: Слайд №8.
В 2013 году городу Новосибирску исполнилось 120 лет.
Быстро растёт население Новосибирска. В 1941 году – 450.000 человек, в 1943 году численность населения – 600.000 человек. В 1956 году – 731.000 человек. По численности населения Новосибирск занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. По темпам же роста населения он вышел на первое место среди крупнейших городов страны. Сейчас в городе проживает больше 1,5 млн. человек (1.523.801 человек).
Учитель:
- Выпишите из текста словосочетания «числ. + сущ.».
- В каких числительных пишется ь в середине? (примеры из текста)
- В чём особенность склонения числительного сто?
- Как пишется 1,5 млн. человек? Сколько падежных форм имеет это числительное?
Чтение текста 4: Слайд № 9.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы успеть всё рассмотреть. Максимальная скорость в городе 60км в час. На трассе «Икарус» идёт со скоростью до 70 и даже до 80 км в час.
Учитель:
- Как склоняются числительные от 50 до 80?
- Просклонять по вариантам: Слайд №10.
1 вариант: шестьдесят
2 вариант: семьдесят
Физминутка.
Чтение текста 5: Слайд №11
В ноябре 1987 года Совет Министров СССР утвердил проект Новосибирского метрополитена общей протяжённостью 52 км с 36 станциями по трём линиям: Ленинской (18,6 км), Кировской (24,4 км) и Дзержинской (10,8 км).
Учитель:
- Как склоняются дробные числительные?
- Назовите в тексте дробные числительные?
- Разберите морфологически числительное с 36 станциями.
- Сформулируйте правило написания ь в середине и на конце числительных.
- Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительное 3 склонения.
Чтение текста 6: Слайд №12
Много сибиряков погибло в боях за свою Родину. В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов погибло 30266 человек из Новосибирской области.
6 ноября 1967 года в Новосибирске открыт Монумент Славы. В создании памятника принимали участие четверо скульпторов: Б.Л.Ермишин, М.М.Пирогов, Б.А.Захаров и А.С.Чернобровцев – автор проекта.
Учитель:
- Найдите в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили (четверо).
- Какое это числительное?
- Как образуются собирательные числительные?
- Приведите свои примеры словосочетаний с собирательными числительными.
- Что вы можете рассказать о числительном оба (обе)?
- Запишите предложение под диктовку:
В Новосибирске 32 высших учебных заведения (11 университетов, 8 академий, 13 институтов) и 64 средних специальных учебных заведения
(30 училищ, 22 колледжа, 12 техникумов).
- Охарактеризуйте числительные 32 и 64 (составные).
- Как склоняются составные количественные числительные?
- Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?
На доске записаны предложения: Слайд № 13.
За несколько десятилетий маленькая станция превратилась в один из крупнейших городов СНГ.
И в каждом жителе города живёт чувство первопроходца.
В середине тридцатых годов в Новосибирске был построен дом под названием «стоквартирный».
Территория города Новосибирска занимает площадь в 50210 га.
На смену пятиэтажным домам пришли девятиэтажные.
Удвоилась и сеть городского транспорта.
- Выписать имеющиеся в тексте примеры таким образом:
Сущ.:
Прилаг.:
Числит.:
Глагол:
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант: километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард, тысяча, территория, триста, четыреста, девяносто, двести.
Рефлексия. Слайд № 14, 15
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ