Безотметочное обучение на уроках технологии в начальной школе
Шевченко С. В. – учитель технологии
Иркутская обл., р.п. Чунский,
МОБУ НОШ № 28
Безотметочное обучение на уроках технологии в начальной школе.
Оценка без отметки способствует росту учебной самостоятельности, снижает страх перед школой и тревожность детей, а также повышает их учебную мотивацию. Поэтому в 2004-м году наша школа перешла на безотметочную систему оценивания учебных достижений учащихся. Учителями и администрацией школы было разработано «Положение о безотметочном обучении». В нём указывается, что и с помощью каких критериев подлежит контролю и оценке со стороны взрослых; определены средства и формы контрольно-оценочной деятельности взрослых и обучающихся; как, и в какой форме фиксировать результаты успеваемости, а также правила оценочной безопасности.
Я расскажу Вам об опыте работы в режиме безотметочного обучения на примере своего предмета – «Технология».
Свою работу я строю с соблюдением основных принципов безотметочной системы оценивания, в основе которых лежат идеи Г.А. Цукерман, таких как:
Критериальность,
Приоритет самооценки,
Гибкость и вариативность.
Оценка результатов предметно-практической деятельности обучающихся.
В соответствии с задачами курса «технология», обозначенными в Федеральном государственном стандарте нового поколения необходимо проанализировать и оценить знания и умения по предмету, которыми овладели ученики. Оценка результатов проводится согласно «Положению о безотметочной системе оценивания достижений учащихся МОБУ НО школы № 28 р.п. Чунский, Иркутской обл.» и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2-х – 4-х классах. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
С самых первых уроков дети привлекаются к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Анализ проводится по следующим параметрам:
Чёткость, полнота и правильность ответа;
По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Насколько удалось это воплотить.
По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии?
По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?
Задания, которые выполняют дети на уроках технологии, по характеру познавательной деятельности, делятся на репродуктивные (когда нужно точно повторить образец) и творческие (по созданию оригинального образа). Выполнив задание, ученики оценивают свою работу и в ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ ставят себе качественную оценку знаками: « + » (сделал всё правильно, без ошибок),« ? » (сомневаюсь, допустил ошибку),« - » (пока не получилось). После этого работу оцениваю я и рядом ставлю свою, тоже качественную, оценку.
При выполнении репродуктивных заданий оцениваем:
Развитие ручной умелости (умение обвести шаблон, точно вырезать по линиям контура, качество выполнения работы…);
Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу (умение точно повторить образец при выполнении репродуктивных заданий);
Развитие умения планировать (самостоятельно провести анализ образца, полно и рационально планировать последовательность его выполнения при выполнении репродуктивных заданий).
При выполнении творческих работ:
Развитие ручных умений;
Уровень творческого воображения, т.е умение создавать оригинальный образ не похожий на те, что в учебнике.
Отслеживание достижения планируемых результатов и способов деятельности по предмету проводится через тематические и итоговые проверочные работы, которые позволяют выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
Культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа(в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
Способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов; владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
Самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссозданиие по образцу;
Создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
Поскольку в нашей школе большая часть классов работает по программам развивающего обучения, при составлении проверочных работ использую теоретические и практические задания для проверки уровня подготовленности учащихся по каждому разделу из книг: «Контрольные работы по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова », «Контрольные работы по системе Л.В. Занкова» и «Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов» Л.Ю. Огерчук. Теоретические задания проверяют не только знания о технологическом процессе, используемых материалах и инструментах, но и способность ребёнка к их сортировке и, к логическому обобщению. В ходе выполнения практических заданий проверяются умения ребёнка работать с различными материалами, инструментами, планировать и организовывать свою работу и одновременно способности применять полученные знания в своей деятельности
В проверочную работу включаю 5 – 10 заданий на проверку знаний и одно практическое задание на проверку сформированных умений по пройденной теме, или задание на проверку уровня творческого воображения. Учащиеся выполняют теоретическую часть и самоанализ на печатных листах.
Прежде чем приступить к выполнению работы мы с ребятами договариваемся о том, сколько баллов «стоит» каждое задание. Прочитав задания, ученики ставят себе содержательную оценку знаками « + », « ? » или « - » то есть определяют зону своего «знания-незнания». Такими же знаками учащиеся оценивают каждое выполненное задание. После этого работу проверяю я: сначала оцениваю каждое задание, затем определяю сумму баллов набранных учащимся по всем заданиям, и перевожу в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются в коэффициенте усвоения. Так выглядят критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
самый высокий уровень – 85 - 100 %
высокий уровень – 70 - 84 %
средний уровень – 50 – 69 %
ниже среднего – 30 – 49 %
низкий уровень – менее 30 %
Результаты проверочных работ (по учебным периодам) и динамика развития учащихся 2-х -4 х классов фиксируются в ЛИСТАХ ДОСТИЖЕНИЙ по предмету.
В листах достижений учащихся первого класса знаками отражается только содержательная качественная оценка его достижений:
« + » - знание или умение по заданному параметру, критерию сформировано;
« ? » - знание или умение сформировано частично (задание, операция и т.п. выполнено частично);
« – » - знания или умение по данному параметру неверны или отсутствуют.
И только по окончанию учебного года в листы достижений первоклассников проставляется коэффициент усвоения, по итогам комплексной проверочной работы по предмету.
При переходе учащихся в другую школу по запросу администрации или родителей в личное дело ученика выставляются отметки, соответствующие качеству усвоения предмета. При этом используются следующие измерители:
Качество усвоения предмета Отметка в 5-ти бальной системе
85 – 100% «5»
65 – 84% «4»
40 – 64% «3»
Меньше 40% «2»
Система безотметочного обучения на уроках технологии помогает ученикам правильно организовывать свою учебную деятельность, осознанно контролировать и корректировать её, способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, содействует повышению учебно-познавательной активности. А мне помогает эффективно управлять учебной деятельностью обучающихся: вести диагностическую и коррекционную работу, планировать перспективы развития учащихся, повышать результативность и свой профессионализм.
Список литературы
1.Воронцов А. Б. педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. ( Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – М.: Издатель рассказов А. И., 2002.
2.Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология моментального самоконтроля-самотестирования учащимися своих знаний «Символ») / Отв. ред. А. Б. Бакурадзе. – М.: АПКиППРО, 2005. – 60 с.
3.Контрольные работы по системе В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина // Начальная школа. – 2009.
4.Контрольные работы по системе Л.В. Занкова, Издательский дом ФЁДОРОВ, Издательство «Учебная литература, 2008»
5.Огерчук Л. В. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов: Работа с бумагой и картоном. – М.: Школьная пресса,2003. – с.48 («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 15)
6. Огерчук Л. В. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1 – 4 классов: Работа с тканью. – М.: Школьная пресса,2005. – с.64 («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 25)
7.Положение о безотметочной системе оценивания достижений учащихся МОБУ НО школы № 28 р. п. Чунский, от 05. 03. 2009 г.
8.Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. – М.; Рига,1999. – 133 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ