Эвристические методы обучения и их использование на уроках технологии

Эвристические методы обучения и их использование на уроках технологии.


В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. Выпускники школы должны уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, которых в повседневной жизни предостаточно. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей, умение не только получать информацию, но и самим ее добывать и применять.

Для каждого творчески работающего педагога встает необходимость определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в массовой общеобразовательной школе.

На занятиях необходимо создавать условия для проявления учащимися творческих способностей, для развития самостоятельности в освоении знаний, умений.

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности, которая должна быть рационально организована, т.е. представлена в виде тех или иных организационных форм.

Качество и эффективность урока, в том числе и технологии, зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от правильной организации деятельности учащихся на уроке. На каждом уроке, в зависимости от дидактических задач урока, этапа урока, специфики изучаемого материала, возможностей класса и учителя, деятельность учащихся организуется в той или иной форме.

Формы и методы обучения должны обеспечивать познавательную мотивацию личности при выполнении индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся, активность в ходе получения учебной информации. В наибольшей степени обозначенным требованиям удовлетворяет группа современных методов обучения, которые носят название «активные методы обучения», побуждающих учащихся к активной мыслительной, практической и коммуникативной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Проходя дистанционные курсы в Центре дистанционного образования "Эйдос" я познакомился с эвристическими методами обучения. Мне кажется, что такие методы обучения должны повысить интерес учащихся к предмету, ребята будут творчески подходить к выполнению заданий, а, соответственно, повысится и качество обучения. Безусловно, однозначного ответа – Кому нужнее эвристические методы обучения учителю или ученику? – нет. Мне кажется, что использование этих методов обучения позволяет творчески развиваться и ученикам, и учителю.

Итак, эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской) (Скрипкина Юлия Владимировна, Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся, http://eidos.ru/journal/2010/0930-01.htm),

При использовании таких методов обучения изменяется деятельность, как учеников, так и учителя.

Например, тема урока «Понятие культуры труда»


Этап урока

Эвристический метод

Предполагаемые результаты

Для ученика

Для учителя

Постановка цели урока

Метод «Если бы…»

На партах лежат «письма», в которых содержится материал, отражающий тему урока.

Ученики, анализируя текст письма, определяют тему урока и определяют цели урока.

А) Если ученики затрудняются ответить, то учитель направляет их к цели наводящими вопросами, примерами, сопоставлениями.

Б) обобщает ответы учащихся, и совместно формулируются тема и цели урока.

Объяснение нового материала

А) Метод эмпатии

«Я – культурный человек»

Учащиеся «вживаясь» в образ культурного человека, называют основные его качества.

Учитель обобщает, уточняет ответы, формулирует вывод по этому задания

Б) Метод конструирования правил-

Основываясь на личном опыте, ранее полученных знаниях называют компоненты культуры труда.

Ученики анализирую свои знания по данной теме, называют компоненты, из которых, складывается понятие «культура труда»

А) Если ученики затрудняются ответить, то учитель направляет их к цели наводящими вопросами, примерами, сопоставлениями.

Б) обобщает ответы учащихся, делая вывод

В) Метод сравнения

«Инициалы» -назвать основные качества, характеризующие разные виды культур. Буквы выбираются путем жеребьевки (5-6).

Ученики опираясь на свои знания, эрудицию называют качества, которые, характеризуют каждую из культур.

Б) обобщает ответы учащихся, делая вывод

Закрепление изученного материала

Метод

«Осколки» - в конвертах лежат слоги, из которых нужно составить «Основные составляющие технологической культуры»

Проявляя творческую активность и вспоминая изученный материал, выполняют это задание.

Ребята справляются с заданием в полном объеме.

Рефлексия

«Мне понравилось» - 1-2 предложения об уроке.

Должен понравиться

Удовлетворение от урока

Домашнее задание

Метод «Конструирование правил» - «Составить памятку «Культура труда учащегося»

Анализ своей деятельности, насколько соответствует «Культуре труда»


Основной признак эвристического задания – это отсутствие заранее известного результата его выполнения. При выполнении такого задания опора делается на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.

Например, задание «Путешествие в прошлое». Содержание: Представьте себе, что вы молодой специалист, только получили диплом, по воле случая оказались на предприятии (по своей специальности), но начало 19 века. С какими трудностями на работе вам пришлось бы столкнуться?

Задание «Экспертная оценка». Содержание: Большую часть времени вы проводите в школе. У каждого из вас есть свое рабочее место. Дайте экспертную оценку своего рабочего места (на выбор в трех кабинетах).

Тема урока « Понятие культуры труда".

Цели урока:
1.Сформировать понятие «культура труда»
2.Развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку.
Задачи урока:
• Образовательная: дать элементарные представления о культуре труда, о ее компонентах;
• Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
• Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.
Образовательные результаты урока: сформировать устойчивые знания учащихся о культуре труда, ее компонентах.
Фрагмент урока - объяснение нового материала. Здесь можно использовать различные методы и заданий эвристического обучения.
а) начать можно с метода эмпатии: "Перед вами словосочетание «культурный человек». В своих тетрадях в течение 2-3 мин вы пишите ассоциации, связанные с этим словом". При исползовании этого метода формируется речь, терпимость, толерантность, умение анализировать, выбирать главное.
б) перед ребятами схема "Виды культур". Сейчас, опираясь на свои знания, эрудицию, вам предстоит назвать качества, характеризующие каждую из культур.
Учащиеся выполняют задание «Инициалы». Ребятам предлагается 5-6 букв, на каждую необходимо назвать качество присущее той или иной культуре. (фронтальная работа). При использовании этого метода сменяется вид деятельности. Учащиеся учатся слушать друг друга, анализировать, добавлять, а не повторять за другими.
в) Работа в парах "Назвать компоненты труда" (по тексту). Развивается терпимость, умение работать в команде (пусть и маленькой), анализировать, развивается логика, отрабатываются навыки работы с текстом (что важно).
г) Практическая работа "Характеристика моего рабочего места" (на партах у учащихся лежат заготовки для выполнения практической работы)
«Взгляните теперь с точки зрения эстетики труда на свое рабочее место дома за письменным столом.». Здесь уже идет индивидуальная работа, при помощи которой учащиеся критически оценивают себя. Я думаю, что такой урок принесет свои результаты и не оставит равнодушным никого. Тем более что урок связан с жизнью и затрагивает каждого из нас.
Мне кажется, что запланированное на данном уроке, возможно, выполнить только, если выдерживать быстрый темп урока (тем более, что в ходе урока происходит смена деятельности, поэтому возможность отдохнуть у учащихся есть). Но это зависит от педагога! (использованные материалы, разработанны на дистанционных курсах Центра дистанционного образования "Эйдос", http://eidos.ru. E-mail: [email protected])

В своей практике я пришел к выводу, что эвристических заданий можно составить очень много и разнообразных. Я бы порекомендовал всем учителям включать эвристические задания в практику преподавания технологии, потому что благодаря этим заданиям урок становится интереснее и плодотворнее. Потому что они делают урок не предсказуемым (трудно предугадать ответы на вопросы у детей) и учителю нужно быть мобильным. Потому что это самому интересно работать с этими заданиями.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ