Конспект мероприятия по труду "Изготовление русской обереговой куклы-закрутки" 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области














Внеклассное мероприятие 7 класс


номинация (обслуживающий труд)


раздел « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»


Тема урока: Изготовление русской обереговой куклы-закрутки.




Учитель технологии: Светлана Петровна Цыганова.


















ЦЕЛЬ: Повышение интереса к культуре своей родины, к истокам

народного творчества.


ЗАДАЧИ: Формировать интерес к декоративно - прикладному искусству;

Научить изготавливать тряпичные обереговые куклы;

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине.


ОБОРУДОВАНИЕ: Лоскуты ткани разных оттенков, нити хлопчатобумажные,

иголки, вата, инструкционная карта.


ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: Презентация о куклах, выставка кукол, предметы быта русской

избы, инструкционная карта.


СЛОВАРЬ: Обряд, оберег.


ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент

1.1. Приветствие.

1.2.Проверка готовности.

2.Сообщение темы занятия.

Учитель:Здравствуйте, девочки, в начале нашего мероприятия

, я хочу , чтобы , вы вспомнили произведение Антуана

Сент- Экзюпери, где говорится

«-Лучше приходи в один и тот же час, - попросил Лис…. – Нужно

Соблюдать обряды.

- А что такое обряды? – спросил Маленький принц.

Это нечто такое, - объяснил Лис, - от чего один такой простой

день, становится не похож , на все другие…»

Учитель: Скажите пожалуйста, а какие дни бывают не похожи

на все остальные? (дни рождения, новый год, и т.д. )

А сегодня мы с вами поговорим о старом русском обряде. Когда

девочки достигали определённого возраста, в деревне начинались

посиделки на которых девочек обучали многим женским ремёслам,

и одним из этих ремёсел было изготовление кукол, как игрушек и

как оберегов. Приложение №1.

Женщина связана с куклами всю свою жизнь. Она играет ими в

детстве, потом со своими детьми и внуками. Вспомните , какие

куклы были у вас за эти годы? Сейчас огромный выбор самых

разнообразных кукол. Маленькие , большие, дешёвые и дорогие ,

коллекционные, плачущие, говорящие и т.д. Игрушка , в частности

кукла, считалась одним из наиболее дешёвых произведений

искусства. Она доступна , практически, всем. Любой человек хоть

раз в жизни делал игрушку и получал от этого удовольствие.

Создание игрушки всегда считалось весёлым и прекрасным

ремеслом. Первую игрушку , возможно, сделал древний

человек когда слепил себе из глины горшок для еды, а из остатков

глины сделал дочке куклу. Правда, многие народные игрушки

были не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева

фигурки богов , чтобы поклонятся им, просить у них милости и

защиты. Но наш дальнейший разговор пойдёт о русской тряпичной

кукле, которая в старину была распространена во многих деревнях

На прошлом уроке вас разделили на три группы. И каждой группе

было дано задание по сбору информации о различных видах кукол.

И сейчас я приглашаю к доске девочек первой группы.

3. Изучение нового материала

3.1.Выступление групп с сообщениями по куклам.

Выступление группы № 1. Кукла «Перевёртыш» Приложение № 2 ( 1 учасница) Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. В деревне женщина умела делать многое – шить, вязать, ткать, вышивать. Кроме этого воспитывала детей, готовила еду, работала в поле и многое другое. Не выбрасывались старые нитки, собирались для будущего кусочки ситца. И часто из таких небольших отрезков ткани мать, а затем и сама дочь, изготовляли различных кукол. Нигде так по настоящему не оживает старый лоску, как в кукле. И не в той кукле , что принесли из магазина, а в той , что сделана своими руками. Если открыть словарь В.Даля , то можно прочитать: « Кукла - сделанное из тряпья , кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека , а иногда животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол. Есть такая примета когда дети много и бережно играют в куклы , семья будет прибыльная; ежели неаккуратно обращаются с игрушками , быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек. Так как кукла считалась символом продолжения рода.

(2 ученица) у каждого народа кукла имела своё значение. У народов Средней Азии считалось. Что кукла приносит хороший урожай. Силы плодородия земли олицетворяла кукла в русском народе. Как говорилось ранее , в русской деревне тряпичная кукла была распространённой игрушкой. Такие куклы были в каждой семье. Тряпичных кукол дети начинали вертеть с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла – оберег изображала человека, она являлась как бы партнёром ребёнка в игре, заставляла его учиться, понимать внутренний мир человека, его чувства.

( 3 ученица) В древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки , три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром.» О куклах сочиняли сказки , в которых куклы являлись волшебными помощницами : охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» говорится про куклу: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся она запрётся в чуланчике, где жила , и потчует её , приговаривая : « На, куколка , покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да и потом даст ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису.

( 4 ученица) Сегодня мы расскажем вам об очень оригинальной кукле, которая была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе её называют «вертушка», «перевёртыш , «девка-баба». В чём же её необычность? В том, что кукла содержит в себе два образа. Её вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например « девка») , то вторая ( «баба) скрыта под юбкой. Прежде дети с раннего возраста знали чем отличается девичья одежда от женской. ( для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней покрытая голова, более тёмные цвета в одежде.) Часто на посиделках и при работе пелись красивые русские песни.

Поётся или прослушивается русская народная песня.


Выступление группы № 2. «Кукольники» (1учасница) Самый любимый театр у детей во всём мире – кукольный театр. Это потому, что актёры там - куклы, и куклы необыкновенные : они умеют ходить, летать, разговаривать, смеяться. В давние времена по городам и селам нашей страны во время народных праздников и гуляний ходили «петрушечники» . Они развлекали публику , показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был Петрушка. Таких кукол артисты делали сами: голову и ручки вырезали из дерева или шили из тряпок , раскрашивали, придумывали костюмы. У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой.

(2 ученица) Бывают куклы, которые надеваются на руку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек. А бывают куклы огромны, выше людей . такую куклу на руку не оденешь, ею управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет. Другой головой кивает, а третий руками машет. Эти куклы называются – тростевые. А вы видели кукол, которых приводят в движение за нити , прикреплённые к разным частям тела ? такие куклы называют – марионетками.

(3 ученица) Над созданием каждой такой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге : пытаются представить её в действии, определить её характер, манеру двигаться, говорить . Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают. Художник-кукольник создаёт разных по характеру кукол , превращает самые простые материалы- бумагу, тряпочки, пёрышки – в роскошные наряды и причёски. Главное для этих кукол , сделать выразительное лицо и заметные глаза. Посмотрите, какое представление можно дать с этими куклами.

Две девочки держат покрывало как ширму, остальные дают кукольное представление.


Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние.

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!


Это что за чудо город?

Диво дивное весьма!

Что за царство государство?

Что за чудо терема?

Тайну вам друзья откроем, скажем вам без лишних слов :

Вы сегодня оказались в чудо граде мастеров!


Поспеши честной народ.

Вас с искусством встреча ждёт.

Нынче прибыли на праздник

Мастера ремёсел разных!

Кто сказал, что рукоделье

В человеке от безделья?

Воздавал всегда народ

Мастерам своим почет!


Шить, плести красиво ловко

Завсегда нужна сноровка.

Ведь в народе говорится:

«Дело мастера боится!»


Я ивановский Офеня

Меня всюду ждут и ценят.

Я там куплю, а тут продам,

Себе - полтинник, кукиш – вам!

Подходи, краса, продаю чудеса!

Сделаны - умными руками,

К девицам просятся сами!


А у меня платки расписные.

Весёлые, цветные!

Есть и ленты для девчат,

Хоть всех подряд обвей до пят!

Булавки , иголки, стальные приколки,

За один пучок – плати пятачок!


Пусть всех весёлый ветер дразнит,

Нам жить без радости нельзя.

Не уходи из сердца праздник,

До новых славных встреч, друзья!


Выступление группы № 3. «День-ночь» Приложение №3 (1 ученица) народная игрушка в далёкие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок. Ими старались отпугивать и отгонять «злые силы» и привлекать «добрые силы». Предполагают,что происхождение различных глиняных и деревянных свистулек берёт своё начало от древнего обряда , когда свист считался надёжным средством отпугивания злых сил. В каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приёмы резьбы и лепки, росписи и оформления игрушек.

(2 ученица) Прародительница современной куклы – тряпичная кукла. Чтобы изготовить её надо было свернуть в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей. Затем скалывали боковые остатки ткани – получались руки. Вот и готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают и дом и очаг.

(3 ученица) Мы хотим вам рассказать, об одной из самых распространённых в Пензенской и Тамбовской губерниях, тряпичных кукол. Это куклы «День и Ночь». Они предназначались для оберегания жилища от грусти и тоски. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день) , а другая из синей (ночь). Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единое целое. Это очень жизнерадостный оберег и чтобы он приносил радость при его изготовлении, вели потешки, частушки и весёлые песни.


Группа исполняет частушки.


На весёлое гулянье я пришла без ремешка.

Девяносто песен знаю, ещё дома три мешка.

Эх, топни нога, топни правенькая .

Я пойду плясать, хоть и маленькая.


Заиграй-ка балалайка. Балалайка три струны.

Подпевайте не зевайте, выходите, плясуны.


По - геройски Катя с ленью воевала целый день,

Но к большому сожаленью, победила Катю лень.


Коль Марина б не глядела в скважину замочную.

То на лбу бы не имела шишку крупноблочную.


Кипятила молоко, отошла немножко,

Подхожу к нему опять – молока уж не видать.


Не хотела я плясать, стояла и стеснялася

А гармошка заиграла, я не удержалася!


Если не было б воды, не было б и кружки.

Если б не было девчат, кто бы пел частушки

.





4. Практическая работа

Учитель: Очень хорошо потрудились наши девочки, большую

исследовательскую работу провели они по изучению русской тряпичной

куклы. Интересную и поучительную информацию представили о быте и

обычаях Руси. А сейчас мы с вами сделаем каждая для себя куколку-оберег,

которая будет оберегать вас от различных бед. Сложные куклы с первого раз

вряд ли получатся. Мастерство необходимо накопить. Начнём мы свою

работу с очень простой куклы – закрутки Для работы вам потребуются

лоскуты ткани разных оттенков, нити хлопчатобумажные, иголки, вата и

технологическая карта изготовления куклы-закрутки.

4.1. Техника безопасности

В ходе работы вам придётся пользоваться ножницами, поэтому давайте

вспомним технику безопасности .

  1. Какими ножницами можно пользоваться, какими нельзя?

  2. Как и где должны находиться ножницы при работе?

  3. Как правильно передавать ножницы по просьбе одноклассницы?

4.2. Выполнение работы .Приложение № 4

А сейчас обратите своё внимание на технологическую карту по изготовлению куколки - закрутки. В начале, для её основы необходим более плотный материал ( береста , картон, или бумага, однотонная плотная ткань ).Можно выполнить куклу с использованием иглы, но сегодня мы воспользуемся более простым способом – перетяжкой.

4.3. Задание 1 . Внимательно изучить технологическую карту. Из материалов

на рабочем столе выполнить куклу-закрутку.

    1. Действия учителя .

Контроль за правильностью выполнения работы.

Контроль за соблюдением правил безопасности работы.

Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения в работе.

Контроль объёма и качества выполняемой работы.



5. Подведение итогов работы.

5.1. Выставка работ учащихся, самоанализ деятельности обучающихся.

5.2. Заключительное слово учителя

Учитель: Я, очень надеюсь, что сегодняшнее занятие запомнится вам,

вызовет интерес, подтолкнёт вас к дальнейшему изучению традиций нашей

Родины, а она очень богата и разнообразна. И пусть куколки, изготовленные

сегодня на уроке будут оберегать вас от всего плохого в жизни.

  1. Домашнее задание.

Закрепить навыки по изготовлению куклы – закрутки. Свернуть дома самостоятельно куклу и подарить её кому-либо из близких или друзей.


Используемая литература.


  1. «Школа и производство» - Москва, «Школа-Пресс» № 1 ,1996 г.

  2. «Школа и производство» - Москва, «Школа-Пресс» № 4, 2000 г.

  3. « Неделя технологии в начальной и средней школе» , О.В. Павлова.- Волгоград:

Учитель, 2007.- 127с.

  1. « Студия декоративно-прикладного творчества» : программы, организация работы Л.В, Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.-250с.

  2. «Изготовление игрушек-сувениров» Молотобарова О.С. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Интернет.













ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3





ПРИЛОЖЕНИЕ № 4



















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ