Конспект урока на тему "РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ НИТЯМИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОМПОНА"
Тема: «Работа с волокнистыми нитями. Изготовление Помпона.»
Цели
деятельности
педагога
Сформировать представление о традициях и культуре русского народа; познакомить со способом изготовления помпона из ниток; учить выполнять разметку с помощью циркуля; совершенствовать умение работать по плану; развивать мышление, внимание, глазомер.
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Циркуль, готовальня, помпон
Наглядно-демонстрационный материал
Изображение готового помпона; материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в том числе готовальня; помпон как элемент украшения, декора; образцы изделий.
Оборудование
Нитки, булавка (игла), ножницы, циркуль, картон,
Планируемые
образовательные результаты
Личностные: проявляют интерес к истории своего народа, национальным традициям.
Предметные: научатся использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия, соблюдать правила безопасной работы с циркулем, булавкой (иголкой), ножницами, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций).
Метапредметные:
регулятивные – овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, участвовать в коллективном обсуждении;
коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания.
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
Универсальные
учебные действия
Промежу-точный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Подведе-ние
к цели урока
Эмоциональная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению
изучаемого материала
- Наше занятие хочется начать с девиза:
«Мы, трудится очень любим, нам трудиться нравится,
Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»
- В словаре русского языка С. И. Ожегова написано: «….. – это шарик из мягкого материала на головном уборе, домашних туфлях, на бахроме». Отгадайте, что это может быть? (ПОМПОН).
- Как вы думаете из чего мы его будем изготавливать?
Слушают учителя
Фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Устные ответы
II. Освоение нового материала
Работа с текстом
Организует чтение текста и обсуждение его содержания.
- Прочитайте текст ,выделенный жирным шрифтом в журнале по вязанию, который лежит у вас на партах:
В каждом доме есть вязаные вещи, которые вышли из моды, потеряли форму, стали малы. Неужели их нужно выбросить на свалку? Дадим им шанс послужить нам ещё. Стоит привести их в порядок: выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки и вот уже готова замечательная пряжа различного цвета для поделок.. Такие нитки годятся как для вышивки, так и для изготовления забавных куколок, зверюшек, помпончиков для шапок. Помпончики очень неприхотливы. Их можно сделать из любой пряжи: новой или остатков, старой распущенной, буклированной, ворсистой, гладкой и т. д. Помпончики всегда получаются мягкими, пушистыми и забавными!
Работают
с текстом, читают его, анализируют информацию
Фронтальная
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации
Устные ответы
Сообщение теоретических сведений. Циркуль и приемы работы с ним. Демонстрация приемов работы с циркулем
-Отгадайте загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(циркуль)
– Что вы знаете об этом инструменте? Ци́ркуль (от лат. circulus – круг, окружность) – инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках. Хранят циркуль в специальной коробочке, которая называется готовальней. Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, мы получаем замкнутую линию – окружность, а вся поверхность внутри окружности называется кругом. Как вы думаете, зачем нам на уроке нужен этот предмет? А циркуль – это опасный инструмент? Почему? Давайте сформулируем правила безопасной работы с циркулем.
Организует коллективное составление правил безопасной работы с циркулем, затем предлагает сравнить с правилами на экране, демонстрирует приемы вычерчивания окружностей разной величины с помощью циркуля.
В работе нужен нам не только циркуль, но еще и ножницы. Давайте вспомни правила безопасности при работе с ножницами. Сравните эти правила с правилами безопасности, которые вы видите на экране:
Правила безопасности при работе с циркулем.
Циркуль готов к работе, когда иголка циркуля и карандаша находятся на одном уровне.
Взять нужный размер, туго завернуть винт.
При проведении окружности циркуль держи за головку.
Не машите циркулем, не подносите его к лицу.
Используйте циркуль по назначению.
После окончания работы кладите циркуль в футляр.
Правила безопасности при работе с ножницами.
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Не оставляете ножницы раскрытыми.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не машите ножницами, не подносите к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
После окончания работы кладите ножницы в футляр.
Храните ножницы всегда в определенном месте.
Рассматривают циркуль, анализируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют правила безопасной работы
Фронтальная
Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные –
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют анализировать объекты с выделением их существенных признаков.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания
Устные ответы
Практическое задание
Наблюдает, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните тренировочные упражнения по вычерчиванию окружностей.
Выполняют тренировочные упражнения
Индивидуальная
Регулятивные: выполняют учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные: формулируют понятные речевые высказывания в рамках учебного диалога
Выполнение задания
Физкультми-нутка
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
III. Твор-
ческая практическая деятель-ность
Организация рабочего места
Проверяет организацию рабочего места.
– Подготовьте необходимые инструменты и материалы для выполнения изделия
Организуют рабочее место
Фронтальная
Познавательные: общеучебные –
умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные: имеют знания о гигиене труда
Организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать».
Демонстрация приемов
работы
Комментирует каждый пункт плана, демонстрирует приемы работы по изготовлению помпона
Рассмотрите внимательно готовое изделие, которое я предлагаю вашему вниманию и сделайте его анализ по заданному плану: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, нитки, циркуль, ножницы), правила работы с инструментами (циркулем, ножницами), метод разметки (с помощью циркуля), техника выполнения (создание и оформление помпона), способ оформления, практическое применение (подарок, украшение).
Давайте познакомимся с последовательностью работы над изделием:
1. Из картона вырезать заготовку равную диаметрам 2 кругов задуманного изделия плюс 1,5 см. Количество заготовок должно быть 2 штуки.
2. Как можно ровнее обмотайте шерстяной нитью картонное кольцо и наматывайте нить до тех пор, пока сторона, расположенная к центру, не окажется заполненной (чем лучше заполнен центр, тем более плотным будет помпон).
3. Протолкните острие ножниц между двумя кругами картона, затем аккуратно разрежьте шерстяную пряжу, придерживая её но, при этом, не сдвигая с картона. Пропустите между двумя кругами картона сложенную вдвое или втрое шерстяную нить и завяжите находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Удалите картон. Подровняйте помпон ножницами.
Анализируют изделия, узнают и называют материалы, их свойства, приемы работы, проговаривают последовательность производимых действий
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – понимают знаки, символы, модели, схемы, под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из дополнительной литературы, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: умеют ориентироваться в тексте.
Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
Устные ответы
Практическое задание
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Изготовьте помпон из ниток любого цвета.
Соблюдают гигиенические правила,
выстраивают последовательность реализации собственного замысла
Индивидуальная
Личностные: сориентированы
на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке.
Познавательные: общеучебные –
ориентируются в задании; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников
Изготовление
из ниток помпона
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Выставка работ учащихся
В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий.
Рассматривают поделки, оценивают их
Фронтальная
Личностные: сориентированы
на эстетическое восприятие изделий.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивание
Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы
Организует беседу по вопросам:
– Какой новый вид изделия мы сегодня изучили?
– Все ли вам удалось?
– Что не удалось? Почему?
– Что можно изготовить таким способом?
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы
Фронтальная
Устные ответы
Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание.
– Нарисуйте на альбомном листе какую игрушку можно сделать при помощи помпонов.
Слушают учителя
Индивидуальная
Помпон (интересный факт из истории)*
В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов. Интересно то, что помпон приобрел большую популярность не в наше время, а гораздо раньше.
Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров – двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
Урок 17. В доме. Работа с волокнистыми материалами.
Помпон «Домовой»
Цели
деятельности
педагога
Сформировать представление о традициях и культуре русского народа; познакомить со способом изготовления игрушки из помпона; учить выполнять разметку с помощью циркуля; совершенствовать умение работать по плану; развивать мышление, внимание, глазомер
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Циркуль, готовальня, помпон
Образовательные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%F0%EA%F3%EB%FC
Наглядно-демонстрационный материал
Изображение домового; материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в том числе готовальня; помпон как элемент украшения, декора; образцы изделий
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь; нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей
Планируемые
образовательные результаты
Личностные: проявляют интерес к истории своего народа, национальным традициям; имеют представление о себе как гражданине России.
Предметные: научатся использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия, соблюдать правила безопасной работы с циркулем, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций).
Метапредметные:
регулятивные – овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Окончание табл.
познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, участвовать в коллективном обсуждении;
коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
совзаимодействия
на уроке
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Подведение
к цели урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению
изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– На прошлом уроке вы «построили» избу.
А знаете ли, что прежде чем войти в избу, туда нужно поселить хозяина и покровителя дома, который обеспечит нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие? Это старое поверье о домовом. В каждом доме должен быть свой домовой
Слушают учителя
Фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Устные ответы
II. Освоение нового материала
Работа с учебником (с. 49)
Организует чтение текста и обсуждение его содержания.
– Итак, давайте поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадем в мир домашней жизни. Что же мы там увидим? Прочитайте об этом в учебнике.
Работают
с учебником, читают текст, анализируют ин-
формацию
Фронтальная
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учеб-
Устные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
– Из какого материала изготавливают предметы? (Из дерева.)
– Назовите ремесленника, который изготавливает эти предметы. (Столяр.)
– Назовите сказочного героя, который оберегает покой в доме. (Домовой.)
Домовой живет за печкой,
В ночь выходит на крылечко.
Днем он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка.
Д. Смирнов
ных пособиях; осознанно читают тексты с целью освоения
и использования информации.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Сообщение теоретических сведений. Циркуль и приемы работы с ним. Работа с учебником (с. 50). Демонстрация приемов работы с циркулем
– Что вы знаете о таком инструменте, как циркуль? Ци́ркуль (от лат. circulus – круг, окружность) – инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках. Хранят циркуль в специальной коробочке, которая называется готовальней. Как вы думаете, циркуль – это опасный инструмент? Почему? Давайте сформулируем правила безопасной работы с циркулем.
Организует коллективное составление правил
Рассматривают циркуль, анализируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют правила безопасной работы, читают текст в учебнике
Фронтальная
Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные –
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют анализировать объекты с выделением их существенных признаков.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников,
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
работы с циркулем, затем предлагает сравнить с правилами в учебнике (с. 50), демонстрирует приемы вычерчивания окружностей разной величины с помощью циркуля.
– Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, мы получаем замкнутую линию – окружность, а вся поверхность внутри окружности называется кругом
учителя, строить понятные для партнера высказывания
Практическое задание
Наблюдает, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните тренировочные упражнения по вычерчиванию окружностей (или задание «Композиция из кружочков» в рабочей тетради, с. 28)
Выполняют тренировочные упражнения
Индивидуальная
Регулятивные: выполняют учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные: формулируют понятные речевые высказывания в рамках учебного диалога
Выполнение задания
в рабочей тетради
Физкультминутка
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
III. Твор-
ческая практическая деятельность
Организация рабочего места
Проверяет организацию рабочего места.
– Подготовьте необходимые инструменты и материалы для выполнения изделия «Домовой»
Организуют рабочее место
Фронтальная
Познавательные: общеучебные –
умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные: имеют знания о гигиене труда
Организация рабочего места
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
Беседа «Что
и как мы будем делать».
Работа с учебником (с. 51). Демонстрация приемов
работы
– Домового обычно делают из природных материалов: лыка, ткани, дерева. Мы же сделаем домового из ниток. Рассмотрите внимательно готовое изделие и сделайте его анализ по заданному плану: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, нитки, циркуль, ножницы, игла), правила работы инструментами (циркулем, ножницами, иглой), метод разметки (с помощью циркуля), техника выполнения (создание и оформление помпона), способ оформления, практическое применение (подарок, украшение).
– Что же такое помпон? Помпон (фр. pompe – великолепие, торжественность) – шарообразное украшение из каких-либо ниток. Его применяют для украшения вязаных изделий. Каких? А еще его используют для отделки, например, декоративных подушек, ковриков и др.
В нашем случае из помпона мы сделаем игрушку. Давайте познакомимся с последовательностью работы над изделием.
Предлагает учащимся изучить готовый план в учебнике (с. 51). Комментирует каждый пункт плана, демонстрирует приемы работы по изготовлению помпона
Анализируют изделия, узнают и называют материалы, их свойства, приемы работы, проговаривают последовательность производимых действий
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике.
Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
Устные ответы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
Практическое задание
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Изготовьте помпон из ниток и на основе помпона изготовьте игрушку «Домовой»
Соблюдают гигиенические правила,
выстраивают последовательность реализации собственного замысла
Индивидуальная
Личностные: сориентированы
на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке.
Познавательные: общеучебные –
ориентируются в задании; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников
Изготовление
из ниток помпона, поделки «Домовой»
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Выставка работ учащихся
В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий.
(См. дополнительный материал к уроку.)
Рассматривают поделки, оценивают их
Фронтальная
Личностные: сориентированы
на эстетическое восприятие изделий.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивание
Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы
Организует беседу по вопросам:
– Какую новую технику работы мы сегодня изучили?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
– Что можно изготовить таким способом?
Слушают учителя,
отвечают
на вопросы
Фронтальная
Устные ответы
Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание.
– Нарисуйте своего домового, каким он должен быть, по вашему мнению. Выполните задание в рабочей тетради (с. 29)
Слушают учителя
Индивидуальная
Дополнительный материал к уроку 17
Помпон (интересный факт из истории)*
В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов. Интересно то, что помпон приобрел большую популярность не в наше время, а гораздо раньше.
Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров – двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ