Конспект урока по труду Тема: "Профессия вышивальщица" 9 класс
Конспект занятия
«Профориентация»
Воспитатель: О.В.Гарькова
2010-2011
Тема: Профессия вышивальщица
Группа: 9 класс, глухие и слабослышащие воспитанницы
Занятие: Профориентация
Тип занятия: Информационно-ознакомительный
Форма: беседа
Цель: Познакомить с профессией вышивальщица.
Задачи:
- познакомить с новой профессией «Вышивальщица».
- подготовка к дальнейшему профессиональному самоопределению;
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- вырабатывать у воспитанниц интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Словарь: Вышивальщица, швейная промышленность, вышивальные машины, вышивка вручную, гладью, ришелье, цветовая гармония.
Оборудование: компьютерная презентация, таблички со словами.
Ход занятия
№
п/п
Слова и действия воспитателя
Слова и действия воспитанниц
Организационный момент
1
1. Приготовьтесь к занятию
2. Установка на правильную посадку:
Девочки, сядьте правильно, следите за осанкой.
3. Проверка работы слуховых аппаратов: Как вы меня слышите?
- Я приготовилась
- Я села
- Я слышу хорошо
Установка на деятельность
2
1.Установка на правильное произношение речевого материала: Говорите хорошо, правильно, с ударением. Говорите слитно, выразительно.
2. Установка на слуховое восприятие: Слушайте внимательно. Если вы что-то не поняли, спрашивайте.
3. Какое сейчас занятие?
4. Что будем делать? (Чем будем заниматься?)
Сегодня вы узнаете о профессии Вышивальщица.
(слайд 1)
- Сегодня занятие «Профориентация»
- Будем говорить о профессиях
Основная часть
3
Ответьте на вопрос, кто знает, чем занимается вышивальщица, что это за профессия? Давайте откроем словарь и посмотрим, что в нем сказано об этой профессии?
Верно, из словаря Ожегова мы узнали, что Вышивальщик или вышивальщица – человек, занимающийся вышивкой.
- Ответы воспитанниц
- В словаре Ожегова Вышивальщик - человек, занимающийся вышиванием. В. по шелку. || ж. вышивальщица, -ы. Шеея-в.
4
5
А сейчас, давайте посмотрим и послушаем информацию о
«История вышивки», которую подготовила Настя, Алсу будет ей в этом помогать, перелистывать слайды.
Традиции народной вышивки богаты и разнообразны, с помощью вышивки можно узнать в какой стране вышивали изделие, и в каком городе. Давно одежда с вышивкой была для богатых людей. Ею украшались белье и костюмы, сшитые, как правило, из дорогих тканей – бархата и шелка. Узоры выполнялись шелковыми нитками, а иногда и канителью – серебряной и золотой. Все женщины были обязаны владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. (слайд 2)
С течением времени сельские девушки-вышивальщицы, приобретя необходимый опыт и сноровку, стали использовать некоторые рисунки для украшения отдельных частей своей одежды или предметов быта. (слайд 3)
Народные вышивки выполнялись обычно на полотне или холсте нитями льна и конопли, которые крестьянки сами окрашивали в домашних условиях в основные цвета: желтый, синий, красный и черный. (слайд 4)
Искусно вышитый таким образом узор превращал любую, даже самую немудреную ткань в подлинное произведение искусства. (слайд 5)
На Руси вышивкой издавна занимались женщины всех социальных слоев и бедные и богатые. В XIX веке возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины. Ведь работа на машине, с помощью которой вышивали, требовала больших физических усилий. В Петербурге были целые династии знаменитых вышивальщиков: Мазуркевичи, Давыдовы. (слайд 6- 17)
Умницы девочки, Кристина спасибо, садись на свое место. Алсу, спасибо, садись на свое место. Девочки, вы подготовили очень интересную информацию.
- Девочки, а как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который хочет получить профессию вышивальщица?
Художественный вкус, чувство цвета, умение видеть
готовое изделие с первых стежков – все эти качества, наряду с терпением, усидчивостью и целеустремленностью, развивает нелегкий, но почетный труд вышивальщицы. (слайд 18)
В процессе работы вышивальщица следит за работой оборудования, качеством окраски текстильных ниток и материалов. Столь разные по сложности и трудоемкости, техники вышивки сходны в одном: все они требуют от художника в первую очередь аккуратности, усидчивости и терпения. Девушки, спокойные по характеру, добиваются большего успеха в мастерстве ручной вышивки, требующей особого терпения и опыта. Темпераментным же мастерицам будет интересно научиться творить при помощи вышивальных автоматов и полуавтоматов, совместив преимущества ручной и машинной работы. (слайд 19)
Физминутка ( фонетическая зарядка)
А сейчас, Вероника познакомит нас с требованиями, к профессиональной подготовке вышивальщиц.
Требования к профессиональной подготовке вышивальщиц
Вышивальщица должна четко представлять себе роль декоративной отделки в костюме, ее влияние на индивидуальный характер одежды в современной моде.
Поэтому в процессе подготовки вышивальщиц учат особенности вышивки на тканях различных групп, учащиеся осваивают технику и приемы выполнения всех видов вышивки. Например, изучают приемы заполнения разделками и ажурами, учатся рассчитывать и располагать рисунок, осваивать технику и приемы всех видов вырезки.
Будущих вышивальщиц знакомят с устройством и обслуживанием машин. Для получения легко выполнимого узора на машинах-полуавтоматах необходимо в совершенстве знать их технические возможности и все, что связано с изготовлением и влажно-тепловой обработкой изделия с вышивкой.
Работают вышивальщицы в ателье индивидуального пошива, производя вышивки непосредственно на моделях одежды и заказах; на специализированных предприятиях, в театральных мастерских. Доброжелательность, вежливость в общении с товарищами по бригаде помогут быстрее освоить все тонкости профессии, преодолеть монотонность и однообразие некоторых операций. Но и для замкнутых по характеру людей при должном упорстве и трудолюбии в этой профессии откроются любые высоты мастерства.
Медицинские противопоказания: Вышивальщицей может быть каждая девушка, имеющая нормальное здоровье и хорошее зрение. Эта профессия не рекомендуется людям с высокой степенью близорукости и пониженным цветоощущением.
Молодец, Вероника, спасибо, садись на свое место. Вероника ты подготовила очень интересную информацию.
- Алсу помогает перелистывать картинки презентации, Настя рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля.
- Пожалуйста.
- Я села.
- Ответы воспитанниц
- Девочки знакомятся с информацией, читая с экрана вслух, сопровождают дактилем
- Вероника рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля.
- Пожалуйста.
- Я села.
Подведение итога
6
Итак, сегодня мы с вами очень интересно побеседовали, вы узнали много нового, девочки подготовили заранее и поделились с нами новой информацией. А теперь давайте вспомним, о чем сегодня на занятии мы говорили?
- Сегодня мы говорили о:
- о новой профессии вышивальщица;
- об истории профессии;
- о том, что делает вышивальщица;
- о том, где учится вышивальщица и др. ответы воспитанниц
Оценка деятельности
5
Молодцы девочки, вы приняли активное участие в занятии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ