Конспект урока "Построение развертки конуса. Конструирование макета дома из геометрических тел" 6 Класс
Модель урока технологии в 6 классе
Характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей 6 «В» класса, в котором планируется провести данный урок.
Планируемый урок будет проводиться в 6 классе, который имеет 100% успеваемости. В классе обучается 18 человек. Из них 6 девочек и 12 мальчиков. 4 девочки и 2 мальчика имеют оценки «4» и «5». Девочки дисциплинированы, мальчики подвижны, любят активную деятельность. Все учащиеся разделены на бригады по 3 человека и в каждой бригаде присутствует ученик с хорошей успеваемостью.
Ученики заинтересованы в качественном изготовлении своего изделия, т. к. оно является «последним кирпичиком» в их итоговой работе - макете дома - при изучении раздела: Основы чертежной грамотности. Возможности всех детей справиться с этой работой не вызывают сомнения.
Построение развертки конуса.
Конструирование макета дома из геометрических тел.
Цели: продолжение знакомства учащихся с развертками геометрических тел; научить учащихся строить развертку конуса; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемому материалу и инструментам; развивать умение анализировать форму предмета, представлять объемное изделие по его развертки и наоборот; умение работать чертежным инструментом; работать в команде; соблюдать правила техники безопасности, гигиены.
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный.
Материально-техническое обеспечение урока: образцы разверток объемных тел; макет дома из объемных тел; демонстрационный стенд с поэтапным изготовлением развертки конуса; альбомный лист; клей; линейка; карандаш; циркуль; ножницы.
I. Организационная часть
Организационная часть является важным элементом урока и включает в себя две составляющие: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя составляющая включает в себя проверку наличия учащихся, осмотра внешнего вида, организацию рабочего места, наличия учебных и рабочих принадлежностей.
Внутренняя составляющая включает психологическую подготовку учащихся к уроку, основная цель которого возбудить у них интерес к учению, работе. Учитель сообщает цель урока:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с объемными телами и научимся строить развертку конуса. Это еще одно геометрическое тело, которое вы узнаете. Знание и умение построения разверток геометрических тел даст вам возможность использовать эти знания при анализе формы предмета, и чтении различных чертежей в строительстве и машиностроении, построении выкроек швейных изделий, детали которых имеют похожую объемную форму, помогут вам при изучении других предметов школьной программы.
Актуализация прежних знаний учащихся
начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы:
развертки каких объемных тел вы знаете? (демонстрирую развертки параллелепипеда, куба, цилиндра);
с чего нужно начать построение развертки цилиндра? (с анализа какая геометрическая фигура лежит в основании цилиндра, его боковой части);
как длина прямоугольника боковой части цилиндра зависит от радиуса основания? (она равна 6 радиусам);
назовите этапы получения геометрического тела из его развертки? (построить клапаны для склеивания, вырезать развертку с учетом клапанов, отработать линии сгиба склеить).
Молодцы, все вспомнили.
По ходу урока учитель уточняет ответы учащихся.
А теперь давайте рассмотрим вот этот дом (учитель демонстрирует макет дома) и проанализируем, из каких геометрических тел он сделан (ступеньки - параллелепипеды, дом - из цилиндров разного размера, крыша - из конуса). На прошлом уроке вы научились строить развертки параллелепипеда и цилиндра, и собрали их.
Изучение новых понятий и способов действия.
Учитель вместе с учащимися анализирует развертку конуса: что лежит в основании (круг), на какую геометрическую фигуру похожа боковая часть (часть круга, радиус которого является высотой конуса). Длина дуги, этой части круга, должна быть равна, по аналогии с длиной боковой части цилиндра, 6 радиусам основания. Учащимся предлагается определить размеры радиуса основания конуса и его высоту, обосновать (размер будет зависеть от радиуса основания цилиндра, который они сделали на прошлом уроке, и выбора высоты крыши).
Учебно-тренировочная часть.
Задачей этого элемента урока является выработка умений и навыков работы чертежным инструментом. Осуществляется посредством показа приемов работы, сопровождается комментариями учителя:
чтобы построить развертку конуса нужно построить основание - круг радиусом г-25, т. к. радиус основания цилиндра равен 20, и построить дугу радиусом R=l=40 - высота крыши, чтобы она касалась линии окружности основания. На этой дуге, с помощью циркуля, отложим 6 раз радиус основания г=25. Соединим полученные точки на дуге боковой стороны конуса, с точкой центра этой дуги R=40.
А теперь расскажите (вызываю Вову...):
Осталось построить клапаны для склеивания, вырезать, отработать линии сгиба и склеить.
Правильно и я хочу напомнить, что вы работаете в бригаде, и для конструирования дома будут использоваться только самые качественные изделия.
Формирование умений и навыков.
Ученики приступают к работе. Учитель напоминает правила техники безопасности и гигиены. В каждой бригаде присутствует ученик, который помогает, в случае надобности, остальным учащимся. По окончании работы учащимся предлагается, из геометрических тел, сделанных на предыдущем и этом уроках (параллелепипеды, цилиндры, конусы) собрать макет дома. Это задание дети выполняют в бригаде, поэтому не каждое геометрическое тело может быть использовано, итоговая оценка ставится максимальной, если все геометрические тела одного ученика были использованы в макете.
Заключительная часть.
Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся сами анализируют свою работу (макет дома) объясняя, почему они не использовали чье-то изделие, говорят об ошибках при расчете или не аккуратном исполнении. Учитель комментирует объективность оценки результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.
А теперь небольшой тест: учитель показывает выкройки швейных изделий (юбки, брюк), а ученики должны назвать какую форму имеют эти изделия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, вы остались довольны, а у кого получилось не совсем удачное изделие, на следующем занятии или дома вы сделаете его лучше.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ