Рабочая программа дополнительного образования по технологии «Воспитание модой» 6-11 Класс
МБОУ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа дополнительного образования по технологии
«Воспитание модой»
программа для обучающихся 11-18 лет
Класс: среднее звено (6-11 кл.)
Количество часов в неделю: 2 часа
Составитель: Кириченко Елена Александровна
2012 год
Пояснительная записка
Известно, что само слово «мода» происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. В словаре В. И. Даля мода определяется как «ходячий обычай; временная, изменчивая прихоть в обществе, в покрое одежды и в нарядах». В русский язык слово «мода» пришло в 17 веке и распространилось в 18 веке. В эпоху Петра I оно обозначало «образец», «манер».
Мода явление целостное и универсальное, оно играет важную роль в самых разных областях жизнедеятельности человека: экономической, психологической, эстетической, социальной и пр. Междисциплинарный характер моды постоянно подтверждается.
Актуальность программы заключается в том, что стремление к новому естественно для любого человека, а для ребенка - это ещё и форма проявления любознательности. Таким образом, занятия с детьми интересными и актуальными для них вопросами моды ведут к развитию важных для ребёнка психофизических, интеллектуальных и нравственных качеств. Помимо этого актуальность данной программы - это возможность получения допрофессионального образования. Стремительно меняющиеся условия современной жизни требуют от человека умения им соответствовать, поэтому каждая личность должна уметь реализовать себя в разнообразных жизненных ситуациях и разнообразных видах деятельности.
Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. В разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они -климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов. Однако мода - это не только костюм. Это определённый образ жизни, который позволяет человеку чувствовать себя комфортно в различных условиях.
Предпосылкой любой деятельности человека, в том числе естественно и ребёнка, являются потребности:
потребности, связанные с трудом;
потребности созидания; связанные с развитием;
- потребности в игре, познании, самореализации, связанные с социальным общением;
нравственные и духовные потребности.
Формировать мотивацию у детей к познавательной и трудовой деятельности - это мотивировать ребенка на конкретные результаты, дать возможность понять, что результат возможен в случае приложения старания. По словам исследователя А. Гумбольдта «Поистине серьёзное стремление к какой-либо цели - есть половина успеха в её достижении».
Рабочая программа «Воспитание модой» имеет художественно эстетическую направленность и нацелена на то, чтобы дать понять подростку, что любая деятельность в театре - есть труд, будь то эскиз (рисунок), чертёж, творческий поиск или демонстрация готового изделия. И труд этот должен приносить радость и чувство удовлетворения. Также необходимо научить ребенка радоваться успехам других, что является одним из самых лучших человеческих качеств.
Безусловно, большую роль в обучении детей имеет личный пример. Чтобы учить педагог дополнительного образования должен уметь не только делать что-то сам, но и учиться чему-то вместе с ребятами, не стесняясь этого. Такую возможность представляют занятия в детском творческом объединении единомышленников, объединяющие сразу несколько видов деятельности: конструирование, моделирование, рисование, технологию пошива одежды, демонстрацию одежды, декоративно-прикладное искусство, актерское мастерство и многое другое.
Комплексный характер программы «Воспитание модой» включает конструирование и моделирование одежды, хореографию, стилистику, подиум. Поэтому работа в студии имеет следующие направления деятельности:
Работа с тканью. Основы кройки и шитья.
Элементы машиноведения.
Материаловедение.
Рукоделие.
Изучение исторического костюма.
Моделирование и конструирование швейных изделий.
Рисунок и спецкомпозиция.
Меры безопасности при работе с оборудованием.
Основы визажа и парикмахерского искусства.
Дефиле.
11 .Хореографию.
12.Экскурсии.
13.Концерты.
Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии основные особенности их быта, традиций, психологии.
Хотим мы того или нет, мы всё равно находимся под влиянием моды, хотя бы потому, что не носим «доисторических» вещей. Таким образом, можно говорить о коммуникативной функции моды, то есть способности передавать информацию о современном стиле одежды.
Близость к игровой деятельности - одна из самых интересных черт моды. Используемый на занятиях в театре моды игровой компонент отличается поисковым характером и даже связан с праздничным мироощущением. Ценность игры при создании моды объясняет широкое распространение ее эстетического толкования.
Можно выделить следующие функции моды:
Функция социализации - одно из средств приобщения индивида к
социальному и культурному опыту. Участие в моде связано с усвоением
определённых социальных норм и ценностей. Благодаря моде это участие
выступает в значительной мере в игровой и демонстративной формах, что
облегчает процесс социальной адаптации.Коммуникативная функция - все знаковые системы, функционирующие в обществе, служат средством коммуникации между людьми; мода - одна из таких систем. Скажем так, хотим мы того или нет, мы всё равно обращаем внимание на то, как человек одет, более того, на основании этого мы делаем определенные выводы о внутреннем мире человека. Иными словами одежда несёт информацию о своём носителе.
Функция психофизиологической разрядки - монотонность повседневной жизни (для подростка это ежедневные занятия в школе, необходимость выполнения домашних заданий, кратковременное нахождение на воздухе и др.) приводит к упадку настроения. Мода, бесспорно, поднимает настроение.
Инновационная функция - мода несёт в себе новизну и распространяется на самые различные сферы социально-экономической и культурной жизни, влияет на обновление промышленной продукции, технологии и стиля.
5. Для театра моды важнейшей является воспитательная функция моды. Развитие в детях стремления «наряжаться» правильно, в меру и к месту в каждой конкретной ситуации, является важной составляющей нашей комплексной образовательной программы.
В содержание обучения на условии взаимодополнения вводятся хореография и дефиле. Это нужно для того, чтобы дети наиболее полно могли раскрыть свои способности, как в процессе создания коллекции, так и на подиуме или на сцене. Хореография - основной предмет, позволяющий уделять особое внимание положению корпуса, плеч, рук, головы, осанке во время исполнения движений. Занятия хореографии вырабатывают устойчивость и гибкость, в результате систематической тренировки фигура приобретает подтянутость. Большое внимание уделяется подбору музыкального сопровождения. Музыка помогает детям не только ритмично двигаться, но и передавать настроение, создавать образ.
На занятиях дети изучают разные танцевальные направления (спортивные, эстрадные, бальные танцы), в том числе и танцы народов мира, которые используются для постановки показа коллекций.
Дефиле (демонстрация одежды на подиуме) учит детей держаться на сцене, двигаться свободно в образе, уметь продемонстрировать свой костюм. Театр моды как современный жанр сценического искусства - это синтез моды, музыки, эстрады и театра.
Большое внимание при разработке содержания программы было уделено понятию стиля, отражающего социально-историческую природу моды. Соответственно, в произведениях разных стилей появляется разная тематика, разные сюжеты, разные образы, отражающие состояние культуры, материального быта человека того или другого времени, которые все вместе и определяют стиль жизни. Следовательно, помимо возможности получения допрофессионального образования, реализация образовательной программы «Воспитание модой» позволяет осуществлять социокультурную ориентацию подростков в разнообразном мире культуры, опираясь на следующие принципы:
- принципы гуманистической педагогики, которые предполагают воспринимать ребёнка как субъекта своей образовательной деятельности, как полноправного участника образовательного процесса;
- принцип природосообразности и культуросообразности воспитания, которые учитывают возрастные особенности детей и социальные запросы общества на данный вид деятельности;
Новизну программы определяет принцип полихудожественной деятельности как интегрирование различных видов искусства (хореография, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство), положенный в основу содержания учебной деятельности театра моды, а также использование элементов театрализации, что позволяет превратить каждый показ в маленький спектакль, в котором есть завязка, развитие событий, кульминация и финал.
Новым является и то, что для достижения наилучших результатов вся группа делится на подгруппы, и с каждой подгруппой работает один педагог. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку; предотвращать появление брака в изделиях, а также является профилактикой несчастных случаев при работе на швейном оборудовании и с электроприборами.
Цель программы:
Развитие художественно-эстетического вкуса, творческого отношения к себе, окружающему миру;
Задачи программы:
развитие мотивации личности детей к обучению, познанию и творчеству;
формирование мотивации и навыков совместной деятельности;
- развитие компетентностей, необходимых для самореализации в современном обществе;
содействие профессиональному самоопределению;
формирование правильной осанки;
содействие поиску индивидуального образа и выработке собственного стиля.
Срок реализации программы - три года.
Возраст детей: 11-18 лет.
Форма занятий: индивидуально-групповая. Количество детей в группе: 15-20.
Режим работы: 1 раза в неделю по 2 часа.
Проверка освоения обучающимися необходимого минимума призвана:
повысить качество знаний ребенка, выявить причины отставания или достижения успеха;
внести вклад в нормализацию нагрузки ребенка;
В тесной взаимосвязи всех своих функций оценка обеспечивает процессу обучения обратную связь, без которой он не может быть эффективным.
Виды проверки:
Устная проверка проводится для того, чтобы установить прочность и осознанность знаний детей. Опрос по изученному материалу осуществляется в форме беседы.
Практическая проверка способствует правильному формированию трудовых навыков, позволяет вовремя исправить допускаемые ошибки.
Основные критерии оценки:
Соответствие выполненного изделия гигиеническим, эргономическим, эстетическим и др. требованиям.
Степень самостоятельности выполнения, проявление творчества в работе.
Соблюдение технологической последовательности трудовых приёмов.
Уровень технической грамотности в применении теоретических знаний.
Соблюдение правил техники безопасности и гигиены труда.
Оценка творческих работ складывается из следующих критериев:
Самостоятельность в поисках путей самовыражения.
Умение мыслить, найти нетрадиционное, неординарное решение проблемы.
Умение грамотно применять теоретические знания в творческих работах.
1-ый год обучения
Задачи программы первого года обучения:
освоение начального раздела программы «Рисунок и спецкомпозиция» (силуэт, композиция костюма, технический рисунок, художественный эскиз);
ознакомление с основами материаловедения (классификация и свойства тканей);
изучение истории русского народного костюма и трансформации его в современную одежду;
формирование навыков моделирования и конструирования на бумаге, снятия мерок и построения базовой основы юбки (поясного изделия), изготовления лекал;
обучение техническим приемам вышивки и других видов ручных работ;
выработка правильной осанки и культуры движений (пластика);
постановка походки.
Ожидаемые результаты первого года обучения.
После первого года обучения ребенок должен:
владеть базовыми навыками построения рисунка и спецкомпозиции;
знать классификацию и свойства тканей;
знать историю русского народного костюма;
- владеть навыками моделирования и конструирования, снятия мерок и построения базовой основы поясного изделия;
владеть техническими приемами вышивки и других видов ручных работ
соответствовать осанке, пластики движений и походки в русском народном костюме.
Учебно-тематический план направления «Создание коллекции»
1 - ый год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
Рисунок и спецкомпозиция
10
4
6
2.
Рисунок
5
2
3
3.
Стилизация. Спецкомпозиция.
5
2
3
II. Материаловедение и оборудование
4
2
2
4.
Материаловедение
2
1
1
5.
Оборудование
2
1
1
III. История и композиция костюма
6
3
3
6.
Основы композиции одежды
3
1
2
7.
История русского костюма
3
2
1
IV. Художественное проектирование
10
5
5
8.
Художественное проектирование
5
2
3
9.
Моделирование и конструирование на бумаге
5
2
3
V. Создание коллекции
36
10
26
10.
Пошив коллекции одежды
24
4
20
11.
Создание сценического образа
2
1
1
12.
Основы визажа и парикмахерского искусства
2
1
1
13.
Прикладное искусство
2
1
1
14.
Показ мод. Экскурсии
6
3
3
ИТОГО:
68
26
42
Содержание программы направления «Создание коллекции»
1 - ый год обучения
Раздел I. Рисунок и спецкомпозиция.
Введение. Что такое Театр Моды. Цели и задачи Театра Моды «Облик». Знакомство с программой курса, инструментами, принадлежностями, материалами. Правила техники безопасности, пожарной безопасности, гигиены труда. Введение в предмет. Современные направление моды.
Тема 1. Рисунок.
Эмоциональность линий. Графические средства. Музыка и графика.
Эмоциональность геометрических фигур. Зрительное восприятие фигур.
Эмоциональность силуэта. Что такое силуэт. Пропорции.
Простейшее изображение фигуры человека. Силуэт и объем. Размещение
простейших проекций предметов на фигуру человека. «Рисуем музыку». Ритм.
Тема 2. Стилизация. Спецкомпозиция.
Стилизация изображения фигуры человека. Искажение пропорций фигуры человека.
Основы построения композиции костюма. Пропорции костюма. Изменение зрительного восприятия объема.
Понятие «коллекция». Работа над коллекцией в силуэтном изображении. Форэскиз. Создание образа в рисунке.
Спецкомпозиция. Приемы изображения эскиза. Графика. Различная техника выполнения эскизов - линейное решение, типовая заливка, аппликация и т. д. Копирование рисунка материала. Эскиз костюма. Подетальная проработка. Цветной эскиз. Технический рисунок. Стилизованный эскиз. Художественный эскиз. Технический рисунок с учетом подбора ткани.
Раздел II. Материаловедение и оборудование.
Тема 3. Материаловедение.
Общие сведения об ассортименте тканей. Сминаемость и осыпаемость ткани. Классификация тканей. Изучение основных свойств: гигиеничность, гигроскопичность, воздухопроницаемость. Использование различных видов тканей для различных видов одежды. Технические ткани. Использование их в театральном костюме.
Тема 4. Оборудование.
Оборудование для ручных и утюжильных работ. Ножницы. Иглы. Булавки. Вспомогательное оборудование. Электроутюг.
Раздел III. История и композиция костюма.
Тема 5. Основы композиции одежды
Средства композиции: фасон, силуэт, линии декоративные и конструктивные, пропорции, зрительные иллюзии, цвет, структура и фактура ткани.
Конфекционирование (подбор тканей к данной модели). Выполнение эскизов. Один фасон - различная фактура ткани, различное цветовое решение.
Тема 6. История русского народного костюма.
Общие сведения об одежде. Женская одежда. Особенности кроя. Мужская одежда. Особенности кроя. Верхняя одежда. Украшения. Обувь. Изготовление бумажной куколки в русском народном костюме. Трансформация русского народного костюма в современную одежду.
Раздел IV. Художественное проектирование.
Тема 7. Художественное проектирование.
Эскиз. Знакомство с профессиями художника-модельера и манекенщицы. Пропорции тела человека, возрастные изменения. Построение тела человека в классических пропорциях. Выполнение эскизов в различной технике изображения. Выполнение эскизов коллекции моделей.
Тема 8. Моделирование и конструирование на бумаге.
Основы моделирования и конструирования: нанесение конструктивных линий, параллельный перенос, коническое расширение. Знакомство с работой модельера-конструктора.
Изготовление моделей из бумаги с использованием конструктивных методов
проектирования.
Раздел V. Создание коллекции.
Тема 9. Пошив коллекции.
Снятие мерок. Построение базовой основы. Работа с выкройками из журналов мод. Подгонка выкройки к конкретной фигуре по меркам. Изготовление лекал в масштабе 1:1. Конструктивные прибавки, припуски на швы. Раскладка лекал на ткани. Расход ткани. Раскрой модели. Технология пошива одежды. Изготовление коллекции моделей. Тема 10. Создание сценического образа.
Культура движения (пластика). Исторические сведения о русском народном костюме и движение в нем. Знакомство с работой манекенщицы. Выработка правильной осанки. Постановка походки. Разминка. Создание сценического образа.
Тема 11. Основы визажа и парикмахерского искусства.
Уход за кожей лица. Правильное нанесение грима и косметики. Подбор
вариантов причесок.
Тема 12. Прикладное искусство.
Декоративная вышивка. Вышивка. Тамбурным швом и гладью. Работа с бисером, бусами и блестками.
Тема 13. Показ мод. Экскурсии.
Экскурсии в музеи и выставочные залы. Посещение театров. Концертные выступления учащихся с композициями. Участие в районном конкурсе «Юный Кутюрье».
Раздел V. Создание коллекции.
Тема 9. Пошив коллекции.
Снятие мерок. Построение базовой основы. Работа с выкройками из журналов мод. Подгонка выкройки к конкретной фигуре по меркам. Изготовление лекал в масштабе 1:1. Конструктивные прибавки, припуски на швы. Раскладка лекал на ткани. Расход ткани. Раскрой модели. Технология пошива одежды. Изготовление коллекции моделей.
Тема 10. Создание сценического образа.
Культура движения (пластика). Исторические сведения о русском народном костюме и движение в нем. Знакомство с работой манекенщицы. Выработка правильной осанки. Постановка походки. Разминка. Создание сценического образа.
Тема 11. Основы визажа и парикмахерского искусства.
Уход за кожей лица. Правильное нанесение грима и косметики. Подбор
вариантов причесок.
Тема 12. Прикладное искусство.
Декоративная вышивка. Вышивка. Тамбурным швом и гладью. Работа с бисером, бусами и блестками.
Тема 13. Показ мод. Экскурсии.
Экскурсии в музеи и выставочные залы. Посещение театров. Концертные выступления учащихся с композициями. Участие в районном конкурсе «Юный Кутюрье».
2-ой год обучения
Задачи второго года обучения:
создание тематических эскизов и коллекций;
изготовление коллажей методом накладной аппликации из природных и прикладных материалов;
ознакомление с видами волокон и тканей (фактура, трикотаж, нетканые материалы);
приобретение базовых навыков работы на универсальной швейной машине;
изучение истории зарубежного костюма (сравнение) и трансформации его в современную одежду;
формирование навыков моделирования и конструирования на бумаге, снятия мерок и построения базовой основы плечевого изделия, изготовления лекал;
освоение технологии пошива плечевого и поясного изделия и обработки различных видов накладных карманов;
обучение техническим приемам росписи по ткани, кружева, машинной вышивки;
выработка правильной осанки и культуры движений (пластика);
- ознакомление с характерными особенностями движений и пластики народов мира;
создание заданного образа.
Ожидаемые результаты второго года обучения
После второго года обучения ребенок должен:
владеть базовыми навыками построения эскизов и коллекций;
владеть методом накладной аппликации;
знать виды тканей и волокон;
знать историю зарубежного костюма;
уметь работать на универсальной швейной машине;
владеть навыками моделирования и конструирования, снятия мерок и построения базовой основы плечевого изделия;
уметь обрабатывать различные виды накладных карманов и изготавливать плечевое изделие;
владеть техническими приемами росписи по ткани, кружева, машинной вышивки
соответствовать осанке, пластики движений и походки в костюмах народов мира;
уметь создать заданный образ.
Учебно-тематический план направления «Создание коллекции»
2-ой год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Рисунок и спецкомпозиция
10
4
6
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Рисунок и спецкомпозиция
8
2
6
II. Материаловедение и оборудование
4
2
2
3.
Материаловедение
2
1
1
4.
Оборудование
2
1
1
III. История костюма и прикладное искусство
6
3
3
5.
История зарубежного костюма
3
1
2
6.
Прикладное искусство
3
2
1
IV. техническое проектирование
10
4
6
7.
Конструирование
5
2
3
8.
Моделирование
5
2
3
V. Технология
30
10
20
9.
Технология швейных машин
4
2
2
10.
Создание моделей из бумаги
26
8
18
V. Создание сценического образа
8
4
4
11.
Создание сценического образа
2
1
1
12.
Основы макияжа
2
1
1
12.
Показы мод. Экскурсии
4
2
2
ИТОГО:
68
26
42
ВСЕГО:
68
26
42
Содержание программы направления «Создание коллекции»
2-ой год обучения
Раздел I. Рисунок и спецкомпозиция.
Введение. План работы. Организационные вопросы. Техника безопасности при работе на швейном оборудовании
Тема 1. Рисунок и спецкомпозиция.
Изображение фактуры ткани. Типовая фигура человека (мужчина, женщина,
дети). Стилизация фигуры. Коллаж с использованием природного материала
Коллаж с использованием прикладных материалов. Тематические эскизы.
Работа над созданием коллекции.
Раздел II. Материаловедение и оборудование.
Тема 2. Материаловедение.
Натуральные волокна. Синтетические волокна. Искусственные волокна. Виды переплетений. Направление нити основы и утка. Ткани, трикотаж, нетканые материалы. Тема 3. Оборудование.
Устройство универсальной швейной машины. Заправка верхней и нижней нитей.
Регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Знакомство с раскройным оборудованием (электронож).
Раздел III. История костюма и прикладное искусство.
Тема 4. История зарубежного костюма.
Основы западной и восточной культуры. История древней культуры. Сравнительная история моды 17-20 веков различных стран (Англия, Франция, Германия, Китай, Индия и т. д.).
Тема 5. Прикладное искусство.
Кружево из тесьмы. Машинная вышивка (основы). Роспись по ткани.
Раздел IV. Техническое проектирование.
Тема 6. Конструирование.
Построение базовой основы поясного изделия. Построение б. о. плечевого изделия. Припуски на свободу облегания.
Тема 7. Моделирование.
Модные припуски. Нанесение модельных особенностей на конструкцию.
Раздел V. Технология.
Тема 8. Технология швейных изделий.
Технология пошива поясного изделия (юбка, брюки). Технология пошива плечевого изделия (блуза). Технология изготовления различных видов накладных карманов. Обработка вытачек. Основы В.Т.О. (влажно- тепловой обработки).
Тема 9. Создание моделей из ткани.
Построение базовых основ для моделей коллекции. Нанесение модельных особенностей. Раскрой моделей. Технология пошива изделий с учетом особенностей конструкций и материалов. Изготовление коллекции. Отделка коллекции.
Раздел VI. Создание сценического образа.
Тема 10. Создание сценического образа.
Культура движения (пластика). Тренинг по пластике. Исторические сведения об особенностях движения народов мира. Создание заданного образа.
Тема 11. Основы макияжа.
Основной уход за подростковой кожей лица и волосами. Нанесение тональных средств на кожу лица и их удаление.
Тема 12. Показы мод. Экскурсии.
Посещение выставок, музеев. Участие в районном конкурсе «Юный Кутюрье» .
3-й год обучения
Задачи третьего года обучения:
освоение навыков работы с цветом, рисунок фигуры в движении, форэскиз (моментальный эскиз);
изготовление коллажей в технике подкладной аппликации;
ознакомление с особенностями раскроя и пошива различных видов тканей;
приобретение навыков по использованию инструментов и вспомогательных приспособлений для универсальных швейных машин;
- ознакомление со специальными швейными машинами и раскройным оборудованием;
изучение «от кутюр» и «прет-а-порте»;
обучение приемам визажа и грима;
освоение муляжного метода конструирования одежды, конструирования головных уборов;
приобретение навыков по техническому моделированию;
освоение технологии пошива прорезных карманов, борта изделия, обточной петли, шлицы;
формирование навыков самостоятельной творческой работы над изделием;
выработка подиумного шага;
работа над проектом коллекции моделей на заданную тему;
подготовка и сдача нормативных экзаменов.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
После третьего года обучения ребенок должен:
владеть базовыми навыками работы с цветом, построения эскизов фигуры в движении и коллекций;
владеть методами подкладной аппликации;
знать особенности раскроя и пошива различных видов тканей;
знать современные направления моды;
уметь работать с инструментами и вспомогательными приспособлениями для универсальных швейных машин;
знать основные принципы работы на специальном швейном оборудовании;
владеть навыками муляжного метода конструирования одежды, конструирования головных уборов;
владеть навыками технического моделирования;
уметь обработать различные виды прорезных карманов, борта изделия, обточной петли, шлицы;
выполнить самостоятельную творческую работу (экзаменационное изделие);
владеть техническими приемами визажа и грима;
владеть подиумным шагом и пластикой движений в сценическом костюме;
сдать нормативные экзамены.
Учебно-тематический план направления «Создание коллекции»
3-й год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Рисунок и спецкомпозиция
8
4
4
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Рисунок и спецкомпозиция
6
2
4
II. Материаловедение и оборудование
4
2
2
3.
Материаловедение
2
1
1
4.
Оборудование
2
1
1
III. Мода
5
3
2
5.
Мода нашего времени
2
2
-
6.
Макияж
3
1
2
IV. Техническое проектирование
10
4
6
7.
Конструирование
5
2
3
8.
Моделирование
5
2
3
V. Технология
30
8
22
9.
Технология швейных машин
6
2
4
10.
Самостоятельная творческая работа (готовое изделие)
24
6
18
V. Создание сценического образа
11
5
6
11.
Создание сценического образа
5
2
3
12.
Показы мод. Экскурсии
6
3
3
ИТОГО:
68
26
42
ВСЕГО:
68
26
42
Содержание программы направления «Создание коллекции»
3-й год обучения
Специфика 3-го года обучения в том, что это год экзаменационный, год подведения определённых итогов, когда базовые знания уже получены, и дети изучают материал более углублённо, занимаются отшивом коллекций и готовятся к экзаменам.
Раздел I. Рисунок и спецкомпозиция.
Вводное занятие. План работы. Организационные вопросы. Повторение техники безопасности при работе на швейном оборудовании.
Тема 1. Рисунок и спецкомпозиция.
Чёрно-белый переходный ряд (формат А4, гуашь). Цветовой круг (формат A3, гуашь). Цветовой многорядный спектр (формат A3, гуашь). Фигура человека в движении (карандаш). Моментальный эскиз (карандаш). Коллаж в технике «аппликация» с использованием цветной бумаги, журналов, природных материалов и тканей. Коллаж в технике подкладная и накладная аппликация.
Тематические эскизы моделей в цвете («Одеваем в природу», «Времена
года», «Город», «Карнавал» и др.).
Раздел II. Материаловедение и оборудование.
Тема 2. Материаловедение.
Гобелены, двухлицевые ткани, бархаты. Особенности раскроя и пошива. Ткани высокой моды (расшитые стеклярусом, пайетками, с эффектом «крэш»). Особенности раскроя и пошива. Искусственная и натуральная кожа. Искусственный и натуральный мех. Прокладочные материалы для тканей с
нестандартной фактурой и рисунком. Трикотажные прокладочные материалы.
Тема 3. Оборудование.
Универсальные швейные машины и их дополнительные возможности с использованием специальных приспособлений и инструментов. Прижимные лапки.
Специальные швейные машины. Краеобмёточные 4-х и 5-ти ниточные машины. Заправка ниток 4-х ниточной краеобмёточной машины. Смазка швейных машин. Швейные машины, не нуждающиеся в смазке. Устранение мелких неполадок в работе универсальной и 4-х ниточной краеобмёточной машин.
Знакомство с компьютеризированным оборудованием. Раскройное
производство, швейные машины-роботы (экскурсия).
Раздел III. Мода.
Тема 4. Мода нашего времени.
«От кутюр», «Прет-а-порте». Знакомство с творчеством известных модельеров: Вячеслав Зайцев, Карл Лагерфельд и т. д. Краткие сведения о ведущих домах моды: «Кристиан Диор», «Шанель», «Живанши» и т. д.
Тема 5. Макияж.
Назначение и применение различных технических средств и материалов (косметические средства и правильность их использования). Культура макияжа, гигиена лица и рук. Коррекция недостатков и подчёркивание достоинств с помощью косметических средств. Подбор грима для создания определённого образа.
Раздел IV. Техническое проектирование.
Тема 6. Конструирование.
Конструирование с применением метода радиусографии. Техника кроя Лин Жак. Муляжный метод конструирования на примере жакета. Особенности конструирования и моделирования изделий из трикотажных материалов. Особенности конструирования и моделирования изделий из шёлковых тканей. Особенности конструирования верхней одежды. Прибавки на тепловой пакет. Конструирование головных уборов.
Тема 7. Моделирование
Техническое моделирование. Комбинированное расширение конструкций. Нанесение модельных особенностей на конструкцию.
Раздел V. «Технология».
Тема 8. Технология швейных изделий.
Шлица. Карман с отрезным бочком. Борт изделия с обтачной петлёй. Прорезной карман с листочкой с втачными концами. Прорезной карман с листочкой с настрочными концами. Прорезной карман с клапаном. Прорезной карман «в рамку».
Тема 9. Самостоятельная творческая работа (готовое изделие).
Работа с журналами мод или самостоятельная разработка модели. Выполнение эскиза. Аннотация на модель. Выполнение технологической карты. Снятие мерок. Построение выкройки на себя. Подбор ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка на ткани и раскрой. Дублирование деталей. Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки. Корректирование посадки изделия на фигуре после примерки. Обработка вытачек, рельефов, карманов. Подготовка изделия ко второй примерке и её проведение. Обмеловка и окончательное отшивание изделия. Заключительная ВТО изделия. Пришивание фурнитуры.
Раздел VI. Создание сценического образа.
Тема 10. Создание сценического образа.
Дефиле. Подбор музыки для хореографической композиции показа коллекции с учётом выбранной темы. Постановка хореографической композиции для показа коллекции моделей. Отработка постановочного номера.
Тема 11. Показы мод. Экскурсии. Экзамены.
Посещение выставок, музеев. Участие в районном конкурсе «Юный Кутюрье».
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий необходима комната, оборудованная следующими средствами и оборудованием:
1. Столы, стулья, зеркало, шкаф, примерочная, полки, информационная
доска, корзины для бумаг и мусора, линейки.
2. Основное швейное оборудование: универсальные машины,
краеобмёточные машины, гладильная доска, утюг, необходимые режущие инструменты, мелкие швейные приспособления и т. д.
Учебное оборудование: доска, мел и т.п.
Телевизор, видеомагнитофон, магнитола.
Для реализации программы также необходима реквизиторская, которая должна быть оснащена следующими средствами и оборудованием:
1. Мебель для работы и хранения методических пособий и материалов (шкаф, стеллажи, полки, вешалки).
2. Вспомогательное швейное оборудование: манекены, болванки для головных уборов, универсальные швейные машины, доска гладильная и т. д.
3. Ткани для пошива новых коллекций, аксессуары, фурнитура.
Список методических приложений к программе:
Техника безопасности в студиях прикладного направления при работе: с ручным утюгом, на ручных операциях, на швейных машинах.
Построение базовой основы передника.
Прорезной карман с листочкой.
Прорезной карман с клапаном.
Коллекции «Царская охота».
Сценарий коллекции «Царская охота».
Обработка складок и оборок.
Коллекция «Ванильное мороженное».
Коллекция «Птицы изо льда».
10. Экзаменационные темы.
Дидактический материал:
Журналы «Бурда» (2001 -2007гг.).
Индивидуальный раздаточный материал (игры, шаблоны): «Модельер-1», «Модельер-2», «Модельер-3», «Рисование», «Спецкомпозиции», «Пространственное воображение».
Альбомы: «Макияж», «Прически», «Учимся рисовать» и т. д.
Плакаты: «Спецкомпозиции», «Аппликация», «Моделирование» и т. д.
Лекала - выкройки 2001-2007гг.
Репродукции: «Мир Леонардо», «Античная скульптура», «Дрезденская галерея», «Французский натюрморт», «Что такое искусство».
Таблицы: цветовой круг, измерение фигуры человека, фактура ткани.
Эскизы - рисунки, эскизные проекты к различным коллекциям.
Открытки, раскраски по различным темам.
Видеофильмы концертов, конкурсов, показов.
Музыкальные аудиокассеты.
Список литературы:
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. Вузов. - М.: Академия, 1998.
Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. - М.: Просвещение, 1971.
Андреева И.А. Массовая мода и «технологическая эстетика». - М.: Техническая эстетика, 1985.
Базарова Н.П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1984.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989.
Гофман А. Б. Мода и люди. - С-Пб.: Питер, 2004.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: АИС, 1881.
Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя.- М.: Флинта, 1998.
Ю.Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания
личности. - М.: Мысль, 1969. П.Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. - М.: Молодая гвардия, 1983. 12.Иванова О.А., Шарабарова И.И. Занимайтесь гимнастикой. - М.:
Советский спорт, 1996. В.Ильинский М.М. Джанни Версаче. - М.: Изд. «Политбюро», 1997.
Ко лодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М.: Тандем, 1998.
Кон И.С. Открытие «Я». - М: Политиздат, 1978.
Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.
Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. - М.: Владос, 2002.
Костровицкая B.C., Писарев А.А. Школа классического танца. - Л.; Искусство, 1986.
Левада Ю.А. Статьи по социологии. - М., 1993.
Любимова Т.Б. Мода и ценность. Мода: за и против - М., 1973.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия, 1988.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19-начале 20 века. О взаимосвязи народной одежды и традиционных обрядов. - Л.: Наука, 1984.
Маркова А.К. и др. Психология труда и мотивация учебной деятельности - М.: Просвещение, 1990.
Пармон Ф.М. Композиция костюма: Книга для студентов вузов.- М.: Ленпромбыт издат, 1985.
Рыданова О.Л. и др. Музыкальное воспитание детей. Пособие. - М: Просвещение, Владос, 1994.
Современная энциклопедия. Мода и стиль.- М.: «Аванта+», 2002.
Соколов Э.В. Культура и личность - Л.: Наука, 1972.
Театр, где играют дети /ред. А.Б. Никитиной.- М.: Владос, 2001.
Титов В.А. Общая психология. - М.: Триор-издат, 2002.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
32.Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном. - Ленинград, 1979.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ