Конспект "Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком"

План урока

Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком.

Цели. Ознакомить учащихся с новым видом рукоделия- вязание крючком; обеспечить усвоение учащимися основных приемов вязания крючком; Приобщение учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам; развитие моторных навыков; Формирование у учащихся эстетического вкуса и творческого начала; воспитание у учащихся дисциплинированности, аккуратности.

Наглядные пособия: журналы с изделиями, связанные крючком; образцы вязок; карточки с технологической последовательностью выполнения заданий.

Оборудование и материалы: Нитки «Ирис», крючок №1.5, ножницы.

Тип урока комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент

    1. Подготовка учащихся к уроку.

    2. Проверка присутствующих.

    3. Назначение дежурных

  2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком. Сегодня на уроке нам предстоит ознакомиться с новым видом рукоделия- вязание крючком, усвоить основные приемы вязания крючком, приобщиться к многовековым народным традициям и ремеслам, развивать моторные навыки; формировать эстетический вкус и творческое начало; воспитывать у себя дисциплинированность, аккуратность. Слайд №2

  1. Объяснение нового материала.

    1. Беседа с учащимися ответы на поставленные вопросы:

  • Какие виды рукоделия вам известны?

  • Что, как вы думаете, можно связать крючком?

Рассказ учителя о вязании крючком, как о виде рукоделия.

    1. А теперь давайте обратимся к истории вязания, этого прекрас­ного и необычного вида декоративного искусства.

Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких- ­либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.

Вспомним легенды Древней Греции. Афина Паллада, как из­вестно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Де­вушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, тка­ни, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом се­дой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и пре­достерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее по­беды. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паути­ну в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили платье. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик XIV получил от парламента г. Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка паука. В 1709 г. французский нату­ралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка»; в которой детально описал основы прядения ткани из пау­тины. Паутина была признана сырьем, пригодным для производст­ва шелка, но промышленное производство ткани из паутины орга­низовать не удалось.

Однако давайте обратимся к археологическим исследованиям.

Пока самая древняя вязаная вещь - декоративный вязаный пояс с птицей колибри - найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетель­ствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института искусств в Детройте.

В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вяза­ных вещей

IV-V вв. н. э. Одна из находок - детский носок из цвет­ной шерсти - связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ре­мешок сандалии. Эта находка хранится в музее императора Фрид­риха в Берлине. Приблизительно к тому же периоду относится на­ходка вязальных спиц в германских гробницах.

В ХIП в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В XVI в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (глав­ным образом при королевских дворах и среди знати). Первым сре­ди носивших вязаные чулки был Генрих IV, английский король (1366-1413 гг.).

Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило производство других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популяр­ны длинные штаны-колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки.

Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись С женской конкуренцией даже спе­циальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. поста­новили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распро­странилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

И они стали великолепными, изобретательными вязальщиками!

Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонст­рируя свое искусство на представительных соревнованиях. Одна из них - швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.

Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магде­бурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запреща­лось носить шелковые вязаные чулки как вредную и излишнюю роскошь.

На вязаный товар были установлены (даже парламентскими ак­тами) довольно высокие официальные цены. В регистрации расхо­дов сэра Томаса А'Эстранже есть запись от 1533 г.: «За 4 пары вя­заных чулок уплачено 8 шиллингов».

Но хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603 гг.) на третий год после вступ­ления на трон получила в подарок от своей придворной дамы гос­пожи Монтасу пару черных шелковых чулок, связанных её горнич­ной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная.

Сохранились документы и о вязании иных предметов повсе­дневного обихода. Известная храмовая картина художника Бертра­на, написанная около 1390 Г., «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на 5 спицах рубашку для младенца. Наблю­дающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.

Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в XIX в. трикотажное производство действительно механи­зируется.


    1. Рассказ о значении вязания в современной жизни.

Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изде­лия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы - сал­фетки, игрушки, прихватки и т. д.

Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается попу­лярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.


    1. После краткого экскурса в историю, переходим к более тесному знакомству с этим видом рукоделия. Инструменты и материалы для вязания крючком.

Нитки. Говорят «крючок - простачок - все стерпит». Это имеют в виду нитки. Он может вязать из каких угодно: со­всем тонюсеньких или из очень толстых, как бельевая веревка.

Качество ниток для него тоже не имеет особого значения: шерс­тяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или на­резанные полоски ткани - все годится для вязания неприхотли­вым простаком.

Самое удивительное, что даже из некачественных ниток полотно, связанное крючком, как правило, прочное, плотное и почти не растягивается.

Правда, необходимо сразу предупредить: наиболее вырази­тельная, выпуклая фактура получается из сильно скрученных хлопчатобумажных ниток. Слайд №3,4

Крючки. Они бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см) ­для особого способа вязания, тунисского - и обычные ко­роткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.

Слайд №5,6,7






Самая главная часть крючка - головка с бородкой.

Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3.

Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по тол­щинe, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.

Для тонких ниток, например, подходит катушечная нитка №20 или №30. Для вязания кружев нужен крючок №1 или №2. Для толстых шерстяных или тесьмы - крючок№4 или даже №5. Самое лучшее иметь набор крючков от №1до №6.

Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он дол­жен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда рабо­тать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полот­но и ловко подхватывает нитку.

Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крю­чок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не кру­тился в руке, а средний - располагают рядом с опущенной вниз головкой. Слайд №8

Подсказка. Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же го­ловка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растяги­вает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.

    1. Правила техники безопасности при работе с крючком. Слайд №9,10


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Опасные производственные факторы:

- повреждение пальцев;

- травмы глаз.

1.2. При работе спицами учащиеся должны сидеть друг от друга на расстоянии 30-40 см.

1.3. Инструменты, применяемые для вязания, должны быть правильно заточенными и отшлифованными.

1.4. Инструменты хранить в закрытой коробке или вкалывать в клубок ниток. При вкалывании спицы должны быть обмотаны ниткой.

1.5. Соблюдать правильную посадку при работе.

1.6. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям пострадавшего, при этом необходимо пострадавшего отправить в ближайшее лечебное учреждение.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1. Учителю перед началом работы проверить качество инструмента, указать на недостатки и помочь их устранить.

2.2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Быть внимательным к работе.

3.2. Учащиеся должны сидеть друг от друга на расстоянии 30-40 см.

3.3. Нельзя садиться на край стула, т.к. можно неожиданно упасть.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

5.1. По окончании работы в первую очередь убирают острые инструменты, а затем остальные.

5.2. Убрать рабочее место.

5.3. Привести себя в порядок.

5.4. Из кабинета выходить с разрешения учителя.


  1. Практическая работа « Основные приемы вязания крючком»

Теперь попробуем связать крючком цепочку из петелек, они называются воздушными, так как их вытягивают одну из другой «на воздух».

  • Положение крючка в руке. Демонстрирует учитель, дети повторяют

Начальная петля. Слайд №11

  • Воздушная петля (условное обозначение ○или●) образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, т.е. для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах, особенно в ажурном вязании (см приложение).

Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель. Цепочку расправляют, чтобы она не перекручивалась и считают количество звеньев. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (рабочая петля) в подсчет не включается.


Задание №1 Связать цепочку из воздушных петель длиной 15 см.(см на образцы и инструкционную карту)


  • Столбик без накида Слайд №12

Применяется во многих узорах для получения плотной, ровной поверхности. Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают 1 в.п.. Она называется петля подъема или петля поворота. Следующий столбик выполняют введя крючок во вторую петлю нижнего ряда. Условное обозначение ( ׀ или ×) .

Показ учителя, слайда технологической последовательности.


Задание №2 Связать цепочку из 15 в.п., провязать три ряда столбика без накида.



Столбик с одним накидом. Слайд №13

В два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро. Условное обозначение (†). Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 3 в.п. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца ряда.

Показ учителя, слайда технологической последовательности.


Задание №3 Связать 3 ряда столбика с накидом.


Столбик с двумя накидами. Слайд №14

В 3 раза больше ст б/н. для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают 4 и.п. для поъема. Они будут считаться первым ст. с 2/н. в новом ряду. Следующий ст с 2/н вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца.

Показ учителя, слайда технологической последовательности.


Задание №4 Связать 2 ряда ст с 2/н.

  1. Закрепление

Беседа по вопросам:

- Какие основные приемы вязания крючком мы изучили сегодня на уроке?

- Условное обозначение на схемах в.п.

- Условное обозначение на схемах ст б/н.

- Условное обозначение на схемах ст с/н.

- Условное обозначение на схемах ст с 2/н.

- Сколько петель подъема набираем для нового ряда ст с 2/н, ст с/н, ст б/н?

Слайд №15,16

  1. Подведение итогов.

    1. Оценка учащихся за выполнение воздушной цепочки и образца основных приемов вязания, выставляется в соответствии с критериями оценок за выполнение практических заданий. Отмечаются самые активные учащиеся.

    2. Домашнее задание. Выполнить задание, предложенное для самостоятельного выполнения на карточках.



































Приложение

Карточки с домашним заданием


Вариант №1


Связать прямоугольник длиной 9 см и высотой 5 см в следующем порядке:


1р. ст. б/н

2р ст.с/н

3р, 4р. ст с /2н

5р. ст с/н

6р ст б/н


Вариант №2


Связать прямоугольник длиной 9 см и высотой 5 см в следующем порядке:


1р. ст. б/н

2р, 3р. ст.с/н

3р ст с /2н

5р., 6р ст с/н

7р ст б/н


Вариант №3


Связать прямоугольник длиной 9 см и высотой 5 см в следующем порядке:

1р. ст. б/н

2р, ст.с/н

3р ст б/н

4р. ст с/2н

5р. ст б/н

6р. ст. с/н

7р. ст.б/н


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ