«Моделирование и конструирование на уроках технологии»

Алпаровская средняя общеобразовательная школа Алькеевского муниципального района РТ.











«Моделирование и конструирование на уроках технологии».



Учебно-методический комплекс








Учитель технологии

Фаракшина Фания Марсовна










2011 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Аннотация к дисциплине

Направление данного курса – художественно – эстетическое, политехническое. Ее новизна и отличительные особенности в том, что:

1) с целью более полного учета интересов учащихся и требований современной жизни, им предоставляется большая свобода в выборе объектов труда.

2) данный курс дает возможность применить современные технологии освоения детьми практических и творческих навыков, выявить способности и склонности к дизайнерской работе, личные особенности каждого ребенка. Способствует профилактике асоциального поведения учащихся, дарит удовлетворение от личного роста, результата своей деятельности.

3) курс позволяет проводить обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями и уровнем их общего и технологического образования, а также здоровья.

4) при изготовлении изделий особое внимание уделяется правилам безопасного труда, требованиям по охране здоровья школьников, имеющих нарушение осанки, заболевания позвоночника. Они выполняют работы меньшей трудоемкости, делают специальный комплекс физкультурных упражнений. Для профилактики заболеваний органов зрения соблюдается уровень освещенности в кабинете, проводятся упражнения для снятия усталости глаз.

Курс «Моделирование и конструирование на уроках технологии» способствует воспитанию эстетической культуры учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Ученики смогут расширить свои знания и умения по конструированию и моделированию поделок из бумаги и природного материала, одежды и применить их в общественно- полезном труде в школе и дома. Формирование целостных представлений о профессии конструктора, художника и портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных модельеров, конструкторов.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По окончанию изучения курса

учащиеся должны знать:

  1. Основные сведения о поделках, об одежде и системах их конструирования.

  2. Теорию художественного оформления и моделирования изделий.

  3. Технологическую последовательность изготовления изделий.

Учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно простроить конструкцию изделия на конкретную фигуру.

  2. Нанести модельные особенности в соответствии с эскизом художника.

  3. Самостоятельно изготавливать поделки и сшить несложные модели одежды.

  4. Продемонстрировать готовые изделия.





Учащиеся должны владеть компетенциями:

    • целостно – смысловой;

    • коммуникативной;

    • культурно – эстетической;

    • личностно – саморазвивающий;

    • рефлексивной.


Учебная задача дисциплины


  1. На основе изучения разделов курса расширить знания учащихся о процессе создания изделий.

  2. Отработать практические навыки и умения в изготовлении изделий, овладеть различными способами деятельности.

  3. Освоить различные компетенции – коммуникативную, ценностно– смысловую, культурно–эстетическую, социально–трудовую, личностно–саморазвивающую.

  4. Развить художественный вкус, образное и пространственное мышление, дизайнерские способности, сформировать понятие о культуре изделий.

  5. Подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

  6. Способствовать формированию творчески думающей личности.

  7. Освоить технологические знания, сформировать навыков конструирования и моделирования изделий как одного из этапов подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

  8. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, терпение и целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.


Формы контроля

Итоговый контроль проводится в форме тестов и защиты проектной работы.


II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Бумажное моделирование и конструирование.

105

1.1.

Основные понятия и определения, цели и задачи бумажного моделирования .

10

1.2.

Оригами.

20

1.3.

Жёсткое конструирование.


27

1.4.

Бумагопластика.


25

1.5.

Фантазия.


23

2.

Конструирование и моделирование поделок из природного материала.

47

2.1

Художественное конструирование из природного материала

25

2.2

Художественное конструирование из растений


10

2.3

.Моделирование и конструирование из разных материалов


12

3.

Конструирование и художественное моделирование одежды.

148

3.1.

Основные сведения об одежде и системах конструирования.

15

3.2.

Основы моделирования и художественного оформления одежды.

30

3.3.

Построение конструкции чертежа и моделирование.

32

3.4.

Технология изготовления швейных изделий.


56

3.5.

Выполнение и защита проектных работ.

15


ИТОГО:

300



III. Содержание программы


Раздел I. Бумажное моделирование и конструирование

Тема 1.1. Основные понятия и определения, цели и задачи бумажного моделирования.

Общие сведения , виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей.

Тема 1.2. Оригами.

Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения. Практическое выполнение моделей. Применение оригами в дизайне и архитектуре на примере складчатых конструкций. Самостоятельная работа в технике оригами.

Тема 1.3. Жёсткое конструирование.

Построение основных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Изготовление шаблонов.

Моделирование платоновых и архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой. Моделирование многогранников. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования. Составление чертежей отдельных деталей и единой выкройки.

Игрушки на основе додекаэдра, его половинки и икосаэдра.

Тема 1.4.Бумагопластика.

Общие сведения о технике бумагопластики и основных упражнений. Модели цветов. Подарки – коробочки. Составление чертежа крышки коробочки (в виде Щенка, Петуха, Котёнка и т.п.)

Тема 1.5.Фантазия.

Бумажная скульптура. Гирлянды. Бусы. Кружева и снежинки. Аппликация из цветной бумаги.

Раздел II. Конструирование и моделирование поделок из природного материала.

Тема 2.1.Художественное конструирование из природного материала.

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.

Тема 2.2.Художественное конструирование из растений.

Композиции из сухих растений.

Букеты и композиции из живых растений.

Тема 2.3.Моделирование и конструирование из разных материалов.

Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

Разные способы изготовления кукол из ниток.

Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.


Раздел IIIКонструирование и художественное моделирование одежды.

Тема 3.1. Основные сведения об одежде и системах конструирования.

Теоретические основы предмета: развитие стилей и форм одежды, ее классификация, требования к различным видам одежды. Известные системы и методы конструирования одежды. Направления моды.

Правила снятия мерок с фигуры человека.

Методы изучения – словесные (рассказ, беседа, лекция) и наглядные (демонстрация чертежей, таблиц, рисунков, фото и др.)

Тема 3.2. Основы моделирования и художественного оформления одежды.

Способы художественного оформления одежды и основы моделирования – цвет, композиция в одежде, гармония цветов, пропорции, силуэты. Господствующие стили в одежде. Исторические сведения о костюме различных эпох. Знакомство с работой художника – модельера, с процессом создания моделей. Известные мировые кутюрье. Методы обучения – словесные и наглядные.


Тема 3.3.Построение конструкции чертежа и моделирование.

Практические работы:

  1. по расчетам и построению чертежей конструкции в М 1:1;

  2. по созданию и оформлению собственных коллекций моделей в эскизах, нанесении на чертежи модельных особенностей, построении лекал.

Методы обучения – построение чертежей, рисование, математические расчеты, демонстрация приемов выполнения.

Тема 3.4.Технология изготовления швейных изделий.

Виды технологий. Технологические карты. Составление технологической последовательности изготовления швейных изделий, а также детальная проработка: раскрой, примерка, изменение после примерки, обработка деталей и узлов, сборка и отделка изделия.

Методы – словесные, наглядные, практические, инструктаж, упражнение, демонстрация и объяснения.

Тема 3.5.Выполнение и защита проектных работ.

Теоретические сведения.

Творческий проект (фартуки разных конструкций, топ, юбка в сборку на резинке, шорты, блуза, сарафан, туника) может быть выполнен по выкройкам, изготовленным самостоятельно или переснятым из журналов мод. (Шорты и брюки на резинке выполняют только по готовым выкройкам.) Ознакомление с особенностями молодежных причесок и макияжа.

Практическая работа.

Разработка проекта. Выбор идеи. Эскизирование модели. Обоснование ее выбора, описание модели, выбор ткани, изготовление выкроек (М 1:1); раскрой изделий, подготовка к первой примерке и ее проведение; нанесение изменений после первой примерки; составление индивидуального плана последовательной технологической обработки изделий; пошив изделий; расчет себестоимости. Соблюдение единства стилей в швейном изделии, прическе, макияже.


Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы:

1. Что означает термин моделирование?

(термин «моделирование» происходит от слова модель, то есть образец, созданный художником, конструктором, модельером).

2.Что такое конструирование?

(Конструирование - это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия. Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты).

3.Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа основы брюк.

Ответ: (Ст, Сб, Дст, Вс, Ди)

4.Перечислите основные силуэты одежды.

( Полуприлегающий, прилегающий, прямой, расширенной)

5.Разность между внутренними размерами одежды и соответствующими размерами фигуры называется .......................... на свободное облегание.

Ответ: ( Прибавка)

6.Предложите конструктивные элементы одежды, которые будут зрительно удлинять фигуру.

Ответ: (Рельефы)

7. Назовите три основных причины применения прибавок на свободное облегание одежды ?

Ответы: 1.для обеспечения свободы движения

2.для создания воздушной прослойки, регулирующей, необходимый теплообмен

3. для удовлетворения декоративно- конструктивных требований(в соответствии с эскизом модели)

8.Какая мерка определяет ширину юбки?

Ответ: (Сб- полуобхват бедер)

9.Назовите правила снятия мерок.

Ответы:

а) Мерки снимают по правой стороне.

б) Талию предварительно опоясывают шнурком.

в) Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.

г) При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

д) Мерки длины записывают полностью', мерки ширины и

обхватов записывают в наивысшем размере.

10.Какие виды моделирования вы знаете?

Ответ: (художественное и техническое).

.11. Как называется деталь изделия, предназначенная для обработки борта и выкроенная по его форме?

Ответ: Подборт

12. Представьте, что вы конструктор-модельер. Вам надо создать изделие четких, строгих форм. Какими конструктивными элементами вы воспользуетесь, чтобы получить нужный эффект?

Ответ: Для создания четких, строгих форм изделий прибегают к использованию жестких декоративно-конструктивных швов, вытачек, рельефов, линий кокеток, заутюженных складок и т д.

13. Расшифруйте данные обозначения:

а) Поп

б) Впк

в) Др

с) Сш

Ответы: а) прибавка на свободное облегание к обхвату плеча

б) высота плеча косая

в) длина рукава

г) полуобхват шеи

14. По описанию дайте название плечевого изделия:

Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединённых в одно целое. Она может быть отрезной по линии талии и неотрезной; с воротником, с рукавами и без них; с застёжкой и без застежки; различной длины и видами отделки:

Ответ: платье

15. Назовите четыре основных конструктивных стиля в одежде.

Ответ: Классический, романтический (фантазийный), спортивный и фольклорный.

16. Впишите недостающие этапы процесса разработки конструкции плечевого изделия

1. Выбор модели плечевого изделия.

2.______________________________

3. Построение базисной сетки.

4.______________________________

5. Построение фасонных линий.

Ответ: 2. Снятие мерок.

4.Построение чертежа основы.

17. Какие  мерки  необходимы  для   построения   фартука ?

Ответ: (Ст , Днч, Сб, Дн)

18. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью это-_____________________________

Ответ: (Моделирование)

19. Какая мерка определяет размер изделия?                                

Ответ: Сг 2 – полуобхват груди второго измерения

20. Какие линии на чертеже относятся:

ответы: 1). Линия горловины

          2). Линия плеча

          3). Линия талии

          4). Линия бедер

                5). Линия низа


IV. Итоговые тесты для проведения

самостоятельного контроля знаний УЧЕНИКА

1. Моделирование – это:

а) создание различных фасонов швейного изделия на основе базовой выкройки;

б) построение чертежа деталей швейных изделий;

в) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.

2. К швейным изделиям плечевой группы относятся:

а) юбка – брюки;

б) сарафан;

в) платье;

г) жилет

3. Юбки по конструкции бывают:

а) прямые;

б) клиньевые;

в) диагональные;

г) конические;

д) расширенные.

4. Мерку ПО снимают:

а) для определения длины пояса;

б) для определения длины изделия;

в) для определения ширины изделия.


5. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:

а) Ди;

б) Пот;

в) Ог;

г) ПОш.

6. Мерки снимают с......... стороны фигуры.

а) правой;

б) левой.





7. Снятие мерки  «полуобхват талии»  выполняется:

а)  горизонтально сзади на уровне талии, между наиболее вдавленными точками на боковой поверхности туловища;

б)  горизонтально  вокруг туловища на  уровне талии;

в) горизонтально вокруг туловища на уровне талии на полном выдохе.

8. Размер женских юбок и брюк определяется:

а)  по обхвату шеи;

б) по обхвату груди;

в) по обхвату бедер;

г)  по обхвату талии;

д) по росту.

9.  При расчете суммы вытачек на юбке учитываются мерки:

а)Сг;

б)Ди;

в) Cm;

г)Сб;

ц)Оп.

 10. В процессе моделирования, вытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:

а) в швы;

б) в рельефы;

в) в фалды;

г) в складки;

д) в карманы.

11. Прибавка - это:

а)  величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, выраженная в сантиметрах учитываемая при раскрое;

б)  величина, прибавляемая к размеру мерки в свободное облегание одежды.

.12. При снятии в половинном размере записывают мерки;

а)  Сщ,

б)  On;

в)  Cm;

г)  Сб;

Д)Ди.

13. Установите соответствие между названия мерки и ее условным обозначением.

Условные обозначения мерок

Названия мерок

1. Сг II

а) Длина спины до талии

2. Вс

б) Обхват плеча

3. Сб

в) Высота сидения

4. On

г) Полуобхват груди второй

5. Дтс

д) Полуобхват талии

6. Cm

е) Полуобхват бедер

7. Шс

ж) Ширина спины


Ответ: 1 - г); 2 -в)  3-е); 4-и) 5-а); 6-б).7-ж)


 14. Для  построения  чертежа  платья  необходимо снять мерки:

а)  Ди;

б)  Вс;

в)  Cm;

г)  Сб;

д) Сг.


15. Снятие мерки С г II выполняется:

а)  горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота;

б)  спереди - выше грудных желез;

в)  спереди - горизонтально, по наиболее выступающим точкам грудных желез;

г)  от линии талии до 7-го шейного позвонка.


16.Точка основания шеи используется при снятии мерок:

    1. Шп;

    2. Дтп;

    3. Сг;

    4. Впк;

    5. Вг.

17. К приемам конструктивного моделирования деталей относятся:

    1. Параллельное расширение;

    2. Построение чертежа основы;

    3. Коническое расширение;

    4. Перевод вытачек.

18. Для построения чертежа клиньевой юбки необходимы мерки:

а) Ди;

б ) Сб;

в) Дтс;

г) Ст;

д) Вс.


19. Рукава по конструкции могут быть:

а) втачные;

б) настрочные;

в) реглан;

г) притачные;

д) цельнокроенные с полочкой и спинкой.

20. Для лучшей посадки на фигуре изделия из трикотажа прибавки на свободу облегания:

а) увеличивают;

б) уменьшают;

в) используют;

г)не используют.

21. Долевая нить подкройной обтачки должна:

а) совпадать с долевой нитью основной детали;

б) составлять угол 30° с долевой нитью основной детали;

в) составлять угол 45° с долевой нитью основной детали;

г) составлять угол 60° с долевой нитью основной детали;

д) составлять угол 90° с долевой нитью основной детали.

22. Косую бейку выкраивают:

а) по долевой нити ткани;

б) под углом 30° к долевой нити;

в) под углом 45° к долевой нити;

г) под углом 60° к долевой нити;

д) перпендикулярно долевой нити.


23. Перед изготовлением изделия в процессе

выполнения проекта необходимо:

а) оформить пояснительную записку

к проекту;

б) продумать презентацию проекта;

в) разработать чертежи и технологическую

карту;

г) оценить экономические и экологические

свойства изделия.

24. Выполнение проекта завершается:

а) изготовление изделия;

б) оформлением описания проекта;

в) презентацией (защитой) проекта;

г) оценкой и самооценкой проекта.

25.Изображенное на рисунке изделие из китового уса или проволоки, надеваемое под юбку для увеличения ее объема, называется:


а) турнюр;

б) кринолин;

в) корсет;

г) панталоны.




Турнюр-1


Список литературы


  1. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).

  2. Жукова «Природа и фантазия» , М. Просвещение, 1971

3.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй!

4.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество.

5. Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Ручное творчество».

6.Азбука моды.Орлова Л. Москва,2001

7.Волевич Галина. Сшейте сами. – М.:Малыш,1986.

8.Детская домашняя энциклопедия: в 2 т. – М.:Знание, АСТ-Пресс,1995.

9.Дом и ты в нем./Под ред. Л.Г.Филимончук. – Киев: Довира; М.:Собеседник,1995.

10.Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.:Просвещение,1988.

11.Еременко Т.И. Рукоделие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Легпромбытиздат,1989.

12.Женская одежда в деталях. Ерзенкова Н.В., Минск,1991.

13.Журналы мод «Бурда моден» №№ 1-12 2009,2010 гг.

14.Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1993

15.Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1991






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ