«Применение проектного метода обучения на уроках технологии для развития творческих способностей учащихся»

Из опыта работы учителя технологии Фаталиева З.Ф.

«Применение проектного метода обучения на уроках технологии для развития творческих способностей учащихся»



Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того,

как совершенствуется мастерство,

но и мастерство черпает

свои силы в разуме.

В.А.Сухомлинский


Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Я думаю, что ориентировать в мир профессий, проявлять фантазию и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности может только учитель технологии. Вот уже 13 лет я преподаю технологию в школе. 6 из них работаю в сельской национальной школе.

Много было радости, огорчения, промахов и неудач. Всё пережитое и передуманное приобрело определённое название – опыт и мастерство. Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Данный предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
За много лет работы в школе на собственном опыте убедился, какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у детей творческого начала.
На своих уроках я стараюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное.
Обучение технологии в национальной школе имеет свои особенности. Основную часть учащихся (177 человек) составляют дети – представители коренных малочисленных народов Севера, труд, быт и культура которых неразрывно связаны со средой обитания. Особенностью воспитания семьи коренных национальностей является принцип «Делай, как я». Раннее приобщение ребенка к бытовому труду закладывает основу его активного участия в производственной деятельности в будущем. Роль школы состоит в том, чтобы, учитывая интересы, способности и потребности, поддерживать в учениках естественную любознательность, не потерять навыки труда, заложенные семьёй. По результатам психологического мониторинга оценки деятельности педагогов учащимися в 2004-2005 учебном году рейтинг предмета технологии составил 3,08. Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету, к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.

Поэтому, начав свою трудовую деятельность в сельской школе, я начал работать над созданием творческих проектов на уроках технологии с целью развить у учащихся желание учиться и творчески мыслить, сформировать основы креативного мышления и толерантного поведения. Это позволило бы местным школьникам уже сегодня повышать уровень социализации, обеспечивать каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».

Проектный метод на уроках я стал использовать с 2006 года, за это время наработан опыт.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Организуя работу над проектами, всегда начинаю с изучения интересов учащихся, выбора и обосновании тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

При выборе тем проектов в среднем звене максимально учитываю их мнения и пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.

Темы проектов в старших классах выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, стараюсь учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования – изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить для конкретного использования, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, получают задание на изготовление конкретного изделия.

 Приведу тематику некоторых реализованных моими учениками проектов: «Декоративная ваза», «Набор разделочных досок», «Светильник», «Шкатулка», «Зеркало», «Подставка», «Часы», «Набор деревянных ложек», «Полочка для кухни», «Подсвечник» и др. Три года назад, обсуждая с учащимися тематику творческих проектов, мы особо выделили направление, связанное с обустройством учебной мастерской. Это было неслучайно, поскольку оставалось полгода до завершения строительства нового школьного здания. У ребят предстоящее новоселье вызвало живой интерес. В их предложениях и разработках оказалось немало полезного, многое из которого со временем удалось воплотить в жизнь. Например, образцы работ учащихся разместили на удобных красивых стеллажах, инструменты в специальных укладках. Своими руками, используя бросовые материалы, сделали комбинированные верстаки, подставки, полки и прочее вспомогательное оборудование.

Обращаю особое внимание на отражении в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. На мой взгляд, в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов. Наиболее востребованными темами проектов являются такие, как «Давящая ловушка для пассивной охоты «Черкан»», «Сотуп» (ножны, прикрепляющиеся на поясе охотника), «Слопец» (ловушка для медведя, зайца и глухаря), «Манчук» (приманка для уток) и прочие. Всё это близко, интересно и необходимо местным школьникам уже сегодня, не говоря уже об их будущей самостоятельной жизни. Ведь на селе особенно ценят таких людей, о которых можно сказать: «Где родился, там и пригодился». Сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая.

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во втором триместре, он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в конце года. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер. В 9-11 классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа мальчиков. Каждый из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением учащиеся выполняют дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Работа детей над проектом требует от учителя затрат большого количества времени на работу с каждым учащимся, на подготовку к уроку. В связи с тем, что в кабинете появился компьютер, сканер, проектор, имеется выход в интернет, стало намного удобней проводить уроки, больше времени остаётся на индивидуальную работу с учащимися. Трудностью в работе является то, что ребенок, порой, не может реализовать задуманный проект из-за отсутствия возможности приобрести, а то и просто принести необходимые материалы для проектного изделия. Сообща стараемся выходить из этого положения. Вместе с ребятами в выходные дни организовываем работу по заготовке древесины. Ведь в основном дети выбирают проектные работы, связанные с работой по дереву. Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у учащихся появляется не  само по себе,  для этого надо создать  благоприятную атмосферу. Свой кабинет, свое рабочее место стараюсь превратить для учащихся в  лабораторию для творческой работы.

В помощь учащимся в работе над проектами в учебной мастерской оборудован «Уголок проектов», на котором размещены такие материалы, как: «Положение об ученическом проекте», «Темы проектов», «Оформление работы», «Образцы творческих работ», «Требования к пояснительной записке», «Образец титульного листа пояснительной записки», «Экономическое обоснование проекта», «Порядок защиты проекта», «План выступления на защите проекта», «Критерии оценки работы».

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Защита проектов проводится  в форме лекций, презентаций или выступлений. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. Это мероприятие стимулирует формирование у детей чувства ответственности и вносит дух здоровой состязательности.

При защите своего проекта ученик представляет своё изделие и аргументирует выбор данной темы проекта, предоставляет экономические расчёты, перечень используемых материалов и вспомогательной литературы.

По окончанию защиты ставится итоговая оценка творческого проекта, которая не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При оценке защиты творческого проекта учитывается также качество доклада, деловые и волевые качества выступающего. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. В течение учебного года проводим с учащимися конкурсы на лучшую работу. В обсуждении работ принимают участие ученики, администрация школы и педагоги. На заключительном этапе работы над проектами подводим итоги, устраиваем отчетные выставки. Эти выставки нужны детям, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности.

Опыт использования метода проектов на моих уроках дает возможность сделать вывод о том, что у учащихся сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревал, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
Улучшился и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне. Мои ученики были награждены в 2008 году дипломом в номинации «Резьба по дереву» на выставке «Земля мастеровая-2008г», в 2009 году дипломом за проведение мастер-класса «Фигурная резьба» в районной творческой лаборатории «Веранд эх». В 2009 году группа учащихся 8-9-х классов награждена грамотами за участие в районной выставке «Дерево живёт с нами». В 2009 году – ученик 10 класса занял II место в районном конкурсе «Мир панно», Попов Алексей, ученик 7 класса, стал победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Применение на уроках метода проектной деятельности даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию. Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, 100% . Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Ведь любое изделие надо не только создать своими руками и украсить её неповторимыми узорами, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои работы дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. При создании проекта работает все – от фантазии до логики. Ведь работа над проектом опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Практическая значимость разработанных и выполненных проектов неоспорима, так как они продолжают жить, приносить пользу, пополняют и обновляют материальную базу кабинета и школы. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при выполнении проекта, активно используются на других предметах и всегда могут пригодиться в жизни.

  Применяя проектный метод на уроках технологии, я с полной уверенностью могу сказать, что каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.

 




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ