Модульный блок "Робототехника" 8 Класс
Технология
Модульный блок "Робототехника"
Тематический план
8 класс
Дёгтев С.В., учитель технологии МОУ СОШ № 41,
г. Тверь
Тематический план курса "Технология"
для 8-х классов.
Модульный блок "Робототехника".
№ п/п
Учеб. неделя
Тема урока
Количество часов
теорет.
практ. | Всего
1.
Исторический обзор развития робототехники. Факторы развития промышленной робототехники. Классификация роботов (по уровню вводимой информации, по способу обучения и механическим признакам).
2
-
2
2.
Сравнительная характеристика робота и человека. Конфигурация руки робота и число степеней свободы механической руки.
1
1
2
3.
Виды приводов. Их достоинства и недостатки. Приводные системы роботов-манипуляторов. Обоснование выбора привода.
1
1
2
4.
Датчики исполнительных механизмов и устройства связи с объектами управления. Выбор датчика, обоснование его выбора для конкретной роботосистемы.
1
1
2
5.
Комплексное занятие по выбору числа степеней свободы, привода, датчика. Обоснование сделанного выбора.
0,5
1,6
2
6.
Техника безопасности при работе с робототехникой. Проблемы охраны труда и надёжности роботосистем. Выбор и обоснование средств защиты.
1
1
2
7.
Работа с техническим заданием по проектированию робота-манипулятора (согласно приведённой в задании схемы). Выбор оптимального варианта роботосистемы. Чертежи дет.узлов макета.
-
2
2
8.
Практическая работа по изготовлению макета робота-манипулятора согласно технического задания.
-
2
2
9.
Продолжение работы согласно п. 8.
-
2
2
10.
Продолжение работы согласно п. 8. Сборка макета согласно техническому заданию.
-
2
2
11.
Защита проекта.
-
2
2
Всего теоретических и практических часов - 22.
Теория - 6,5 часов.
Практика -15,5 часов.
Процентное соотношение теоретических и практических часов:
Теория - 30%.
Практика - 70%.
Понедельное планирование
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
1.
Создание
мотивационных
предпосылок на
использование
различных
механических
систем на службе
человеку (на
производстве и в
быту).
Учитель, вместе с
учениками,
совершает экскурс в
глубь веков.
Рассказывает об
истории развития
робототехники от
древних
механических
"игрушек" до
современных
роботосистем.
Учитель ориентирует
учащихся на то, что
дальнейшее
изучение материала
поможет им в
дальнейшем
проектировании
робота-манипулятора
согласно
технического
задания.
Учащиеся
воспринимают
информацию
учителя.
Анализируют
сказанное
учителем.
Записывают
основные этапы
развития
робототехники.
Продумывают,
какие
механические
игрушки
привлекли их
наибольшее
внимание, с
чем уже
пришлось
столкнуться в
жизни, что
вызвало
наибольший
интерес.
Плакаты,
рисунки,
литература.
Рабочая
тетрадь, ручки,
карандаши.
-
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
материалы и
на уроке
дома
наглядность
оборудование
2.
Запуск проекта.
Постановка цели.
Введение в тему.
Организует работу по
обсуждению критериев
оценки робота-
манипулятора.
Обсуждает
последовательность
выполнения проекта.
Организует работу по
построению схемы
робота-манипулятора с
6-ю степенями
свободы.
Учащиеся
настраиваются на
дальнейшее
восприятие
материала.
Записывают цели,
задачи, обсуждают
критерии оценки и
последовательность
выполнения
проекта.
Записывают новый
материал, строят
схемы робота-
манипулятора с
заданным числом
степеней свободы.
Составляют
различные
варианты
роботосистемы
с различными
степенями
свободы.
Чертят схемы в
тетради.
Схемы,
плакаты.
Чертёжные
принадлежности,
ручки.
-
Постановка
проблемы, выработка
критериев, которым
должен
соответствовать
спроектированный
робот-манипулятор.
Составление плана
выполнения проекта.
Чертёж первой,
вспомогательной
схемы робота.
3.
Знакомство учеников с
различными видами
приводов и приводных
систем. Обоснование
выбора привода.
Рассказывает ученикам
о разновидностях
приводов. Отмечает их
достоинства и
недостатки.
Слушают
излагаемый
материал.
Знакомятся с
видами приводов.
Предлагают свои
варианты, области
их решения с
учётом достоинств и
недостатков.
Анализируют
виды приводов.
Делают выбор,
по их мнению,
оптимального
привода для
роботосистемы.
Схемы,
плакаты.
Чертёжные
принадлежности,
ручки.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
4.
Знакомство
учеников с
различными видами
датчиков
исполнительных
механизмов.
Обоснование
выбора датчика.
Рассказывает
ученикам о
разновидностях
датчиков, их
конструкции,
принципе работы,
достоинствах и
недостатках, а также
области их
применения.
Слушают новый
материал.
Записывают
информацию.
Знакомятся с
различными
системами
датчиков.
Предлагают свои
варианты
датчиков, с учётом
их достоинств и
недостатков.
Вычерчивание
схемы датчиков.
Анализируют
материал
урока.
Выбирают
наиболее
оптимальный
вариант
датчика.
Чертят его
схему и
продумывают
возможность
его
использования
в данной
роботосхеме.
Схемы,
плакаты,
чертежи.
Чертёжные
принадлежности,
ручки.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
5.
Выполнение
предварительной
схемы робота-
манипулятора, с
заданным числом
степеней свободы,
приводом и датчиками.
Корректировка схемы
и утверждение
оптимального
варианта робота-
манипулятора.
Учитель выдаёт на каждую
группу учащихся бланк
технического задания, в
котором конкретно указана
схема, согласно которой
необходимо вести
проектирование. "Техническое задание"
содержит раздел "Решаемые вопросы", их
пять:
1 . Определить число
степеней свободы робота-
манипулятора.
2. Выбрать и обосновать
систему привода.
3. Выбрать и обосновать
систему датчика.
4. Составить алгоритм
работы робота.
5. Представить схему
манипулятора в общем
виде.
Учитель контролирует
рабочую ситуацию и при
необходимости
включается в обсуждение
конкретных вопросов.
Ученики, обладая
теоретическими
знаниями,
полученными на
уроках №№1-4,
разбившись на
группы приступают к изучению
"Технического задания" и поэтапно
решают вопросы,
поставленные в нём.
На данном уроке
ученики выступают в
роли конструкторов и
технологов, задачей
которых является
проектирование
робота-
манипулятора
согласно
полученного
"Технического
задания". Ученики
заполняют бланк
"Технического
задания". Чертят
схему робота-
манипулятора.
Изучают бланк
"Технического
задания" с
представленно
и в нём схемой
робота-
манипулятора
продумывают
варианты
изготовления
макета
согласно
представленной
схеме робота.
Чертят эскизы
деталей,
узлов, в общем
виде без
простановки
размеров.
Бланк
"Техническое
задание".
Ранее
используемые
схемы,
плакаты.
Чертёжные
принадлежности,
ручки.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
6.
Знакомство
учеников с техникой
безопасности при
работе с
роботосистемами.
Изучение проблем
охраны труда,
техники
безопасности и
надёжности
робототехники, и
выбор наиболее
оптимальных
средств защиты.
Рассказывает
ученикам о проблемах,
связанных с
травматизмом при
внедрении в
производстве
робототехники.
Приводит примеры
наиболее
эффективных средств
защиты.
Рассматривает
совместно с учениками
различные варианты
защитных устройств.
Ученики слушают
и записывают
новый материал.
Анализируют
различные
варианты
защитных
устройств и
выбирают
наиболее
подходящий для
нашего робота-
манипулятора.
Анализируют
материал
урока и
предлагают,
обосновывая
свой выбор,
варианты
защитных
устройств.
Продумываю
т их
исполнение и
включение в
общую схему
робота-
манипулятор
а, а также в
выполняемый
макет.
Плакаты,
инструкции.
Чертёжные
принадлежности,
ручки.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
7.
Обработка всей
собранной
информации,
наличие
обоснований
выбранных
устройств, эскизов
деталей и узлов,
схем.
Предварительная
компановка макета
(согласно
ограниченной
площади
расположения) выдаётся учителем.
Учитель контролирует
действия учащихся по
различным вариантам
компановки макета
робота-манипулятора.
При необходимости
вносит свои
коррективы. Работает
совместно с группами
проектировщиков,
стремится меньше
вмешиваться в
деятельность
учеников, давая им
возможность фантазировать и
творчески мыслить.
Ученики
приступают к
выполнению
эскизной
компановки
макета.
Рассматривают
различные
варианты
компановки.
Выбирает после
долгих поисков
наиболее
оптимальный
вариант. Защищает его
право на
существование.
Аргументирует
выбор
полученными на
предыдущих
уроках, знаниями.
Выполняют
чертежи
деталей и
узлов,
необходимых
для выполнения
макета робота-
манипулятора
с простановкой
окончательных
размеров,
которые
увязаны с
техническим
заданием. Продумывают способы
изготовления
деталей и
узлов;
применяемые
материалы,
инструмент и
оборудование.
Плакаты,
схемы,
чертежи.
Дерево, металл,
пенопласт,
пластик,
режущий
~ у 1
инструмент,
мерительный
инструмент.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
8-10.
Согласно
имеющегося
технического
задания,
предварительной
компановки, выбору
степеней свободы
робота, датчиков,
приводов, чертежей
деталей и узлов
роботосистемы,
приступить к
изготовлению
макета
роботосистемы на
заданной площади.
Учитель контролирует
правильность
(целесообразность)
выбранного материала
и процесс
изготовления
отдельных деталей и
узлов робота-
манипулятора.
Ученики, выбрав
материал,
приступают к
изготовлению по
своим чертежам
отдельных
деталей и узлов
робота-
манипулятора.
Осуществляют
изготовление и
отделку каждой
детали или узла.
Проводит
предварительную
компановку
макета и
окончательную
сборку макета
робота-
манипулятора
согласно
технического
задания.
Продумываю
т наиболее
оптимальные
варианты
изготовления
недостающих
деталей и
узлов.
Вносят, по
необходимое
ти,
коррективы в
формы и
размеры
деталей и
узлов, для
осуществлен
ия
качественной
сборки
изделия в
целом.
Плакаты,
схемы,
чертежи.
Дерево, металл,
пенопласт,
пластик,
режущий
инструмент,
мерительный
инструмент.
№ нед.
Процесс выполнения проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Материальное обеспечение
на уроке
дома
наглядность
материалы и оборудование
11.
Защита проекта.
Учитель присутствует на защите в качестве
строгого заказчика,
который хочет получить от
проектировщиков качественное изделие,
отвечающее всем требованиям технического задания.
Ученики, разбитые на 2-3 группы,
представляют
свои вариант проекта, обоснуя
его достоинства и, может быть,
какие-то недостатки. Их задача - убедить "привередливого"
заказчика в том,
что их вариант
прооекта наиболее
оптимален и
отвечает всем
требованиям
технического
задания.
Отдыхают после
трудной
защиты. Вспоминают
этапы защиты.
Представленные
макеты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ