ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства» 5 КЛАСС

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства»

(с применением кейс-метода)



Учитель: Батаева Ольга Викторовна

Урок технологии

Класс: 5

Раздел: «Вышивка»

Тема: «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства»

Вид урока: урок – практикум с использованием кейс - метода.

Цель: формирование знаний о традициях и основных понятиях вышивки, технологическом процессе подготовки к вышиванию; формирование умений и навыков по подготовке к вышиванию; обобщение и закрепление полученных знаний; развитие индивидуальности, воспитание уважения к традициям своего народа.

Задачи:

  1. Обучающие: повторить знания о вышивании, полученные в начальной школе; сформировать знания о традициях вышивания, видах вышивки, понятиях «орнамент», «колорит», материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию; сформировать умения организовать рабочее место, готовить ткань к работе, выполнять разметку и перевод рисунка на ткань, изменять размер рисунка, заправлять ткань в пяльцы, подбирать иглы и нитки, закреплять нитку на ткани без узелка.

  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и внимательность; способность к осознанному выбору, работе самостоятельно и с партнером, самоанализу и самооценке.

  3. Воспитательные: прививать интерес и уважение к народным традициям, декоративно-прикладного искусству, формировать привычку к соблюдению правил гигиены и безопасности во время трудового процесса.

  4. Познакомить с профессией вышивальщицы.

Тип урока: комбинированный

Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, элементы игры, практическая работа, тестирование

Оборудование: ножницы, нитки, канва, лён, инструкционные карты, учебная презентация, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с готовыми работами.





План – конспект урока:

I. Организационный момент

Проверка наличия обучаемых, осмотр внешнего вида, состояния рабочих мест, проверка наличия письменных принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий, организация внимания. («Что в порядке лежит, само в руки бежит» - пословица)

2. Деятельностная часть.

Действия преподавателя:


Выдача преподавателем кейс заданий, рекомендаций по их выполнению, раздаточного материала, организация работы учащихся в микро группах, определение основных докладчиков (модераторов). Преподаватель объясняет свою роль в решение кейса, рассказывает и показывает как составить письменный отчет, рекомендует выставить коллегиально каждому члену микро группы КТУ (коэффициент трудового участия) в обсуждении, выработке и принятии решения по кейсу. При необходимости выдает недостающую информацию или указывает источники, в которых можно найти дополнительную информацию. Задает наводящие или провокационные вопросы, при необходимости дает мини задания, приближающих учащихся к решению. Проводит воспитательную работу, наблюдая за этикой общения учащихся в микро группах и корректируя при необходимости методы общения и обсуждения кейсов. Контролирует время работы.


Работа учащихся над кейсами:

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и последующий анализ его могут быть организованы в виде самостоятельной работы. Важно, чтобы часть теоретического курса, на которой базируется кейс, была прочитана преподавателем и проработана обучающимися.

Сообщение задач и мотивацию осуществляет с обращением к презентации урока.

За окном февраль порошит,
В доме тикают часы,
А в моих руках иголка
Вышивает для души.
Говорят, совсем немодно
Напрягать свои глаза-
Никого теперь не тронет
Полотняная краса.
Только я хочу сквозь иглы
Нитки яркие вдевать,
С наслажденьем и забвеньем
Вышивать и вышивать


Текст кейса

ЗАГАДКА ПРОСТОТЫ
У каждого из нас, а в особенности перед праздниками, бывает настроение, и даже не настроение, а скорее ощущение, что не хватает чего-то яркого, праздничного. Чуда хочется... Сказки хочется, как в детстве, когда волшебство было совсем рядом, казалось, что в двух шагах.
Почему мы, такие серьезные и взрослые, успешные и занятые, даже приходя домой, не ощущаем радости, а порой даже не можем расслабиться в наших хорошо защищенных, укомплектованных по последнему слову техники квартирах? Почему старый, полуразвалившийся домик на деревне у дедушки кажется уютней, и спиться там лучше, и уезжаешь оттуда, как покидая сказку – отдохнувшим и наполненным светом?
Я думаю, что очарование деревни не только в свежем воздухе и милой романтике – в наполненности и осмысленности каждой мелочи, каждого предмета, каждой детали дома – убери что-то – и кажется, что чего-то важного не хватает, что что-то потерял. А убери что-либо из средней современной квартиры – не
заметишь. Почему так?
Ответ прост – не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности – любая бабушка вам скажет: «А зачем это (вещь), чё
безделицу-то какую припер?».
Любая вещь ( «предмет интерьера» как говорят сейчас) имеет душу, а поэтому создавалась не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась, а творилась, как творился мир. Любой, кто творил осознанно был подобен самому творцу Вселенной Сварогу и его супруге Ладе-Матушке, которая любовью ож
ивляет Мир.
Очень важную роль в оживлении предметов являлось украшение их орнаментом – резьбой, чеканкой, вышивкой. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Каждый член семьи имел свои личные вещи, были предметы общего пользования – и на всех них были обережные и заклинательные знаки – у каждого что-то свое.
Давайте вернемся в прошлое и заглянем в обычный крестьянский дом. Что мы увидим там? Скромная обстановка – ничего лишнего, но поражает пестрота цветов – всюду вышивка: кружевные занавески, расшитые с любовью покрывала, завесы на постелях, колыбели, простыни, наволочки, дорожки, скатерти, множество вышитых полотенец украшают каждый угол - в особенности красный угол избы, висят на крючках для одежды, на ручках дверей, покрывают хлеб; вышитые занавеси, разделяющие избу на маленькие комнаты и многое другое – кажется, что нет такой вещи в избе, где не было бы вышивки.
А одежда – от платка или кики и полушубка – до рубахи и сапожек – все украшено замысловатыми и простыми узорами. Все сияет красотой. И любой из этих предметов, даже если есть вещь подобного назначения, играет свою особенную роль.
Как различить две, вроде бы одинаковые, вещи? Очень просто – по вышивке. Никогда вы не найдете в доме две дорожки или две занавески или рубашки и т.д. с одинаковыми вышивками – везде разные, потому что вещи принадлежат разным людям или же при внешнем сходстве имеют разное назначение. Все не просто красиво – красно!
Кстати, красота на Руси воспринималась в человеке не просто как внешняя пригожесть, а еще и умение работать и волхвовать. Поэтому и называлась вещая жена – «красота ненаглядная!»

Задание: прослушав, рассказ Ю. Юдиной дайте ответ на вопрос, о каком виде декоративно-прикладном творчестве идет речь. (Тема урока появляется на доске.)

3. Актуализация опорных знаний. Определение темы и цели урока

Учитель задает вопросы ученицам:

  1. Вы вышивали на уроках технологии в начальных классах?

  2. Какие швы вышивки вы уже умеете выполнять?

Обобщает ответы.

  1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

  2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

  3. Стебельчатый шов (Слайд) – сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений(Слайд) ,для выполнения монограммы (Слайд) - взят из начальных букв имени, фамилии)

  4. Тамбурный шов (Слайд) - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

  5. Петельный шов (Слайд )-это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

  6. Шов «назад иголку» (Слайд)- образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку)

Из истории вышивки.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы гаи машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили: натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию всё новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 17- У вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки техники исполнения.

В Англии с XIII в., известна богатая вышивка золотом, серебром и шёлком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В ХУ1- XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портрет, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XI11- Века начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме в украшении бытовых предметов . Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.null

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликации кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов. Изготовленные в VI-! 11 вв. до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов. Живших здесь в 1-111 вв. украшенные золотыми и серебряными нитями.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культурного убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX НАЧАЛЕ XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко -валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. В каждом регионе- Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам.

Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи - вышивки с изнаночной стороны и другое.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и другое.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому» и др.

В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники. Наплечники и обшлага, съемные воротники к женским рубахам - голошейкам, передники, головные уборы.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно - растительных орнаментах, и в строго геометрических - полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация.

Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и другие.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотое шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 111-8 вв., с характерной композицией круга - символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным швами и аппликацией украшались сюзане, занавески, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны «шов цепочка, гладь вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотое шитье Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи: тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В

узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже - изображение растения.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья марийская, мордовская, чувашская отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.



Приспособления и материалы:

Инструменты и приспособления


Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы.


Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами — для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.

Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание.

Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Гобеленовые иглы продаются под разными номерами. Чем больше номер, тем меньше игла. Вышивают крестом обычно иглами под номерами 22, 24, 26, 28.

Пяльцы – один из основных инструментов для вышивания. Они служат для того, чтобы натягивать ткань и закреплять её в таком положении, тем самым предохраняя шитье от стягивания. Каждая рукодельница сама определяет необходимо ли использовать пяльцы и какого типа.
Пяльцы бывают круглые или прямоугольные, раздвижные или с зажимами. Их изготавливают из дерева, пластмассы или легкого метала.
Для вышивок небольшого размера удобнее всего использовать маленькие легкие пяльцы с зажимом в виде бокового винта на внешнем кольце, так называемые швейцарские или тамбурные пяльцы. Но не стоит использовать их для вышивания больших узоров - есть риск деформировать работу при многократном перемещении обручей по вышивке. Для большой работы лучше использовать пяльцы в виде рамки, чтобы захватить всю зону вышивки. Для вышивки лентами больше всего подходят настольные пяльцы со струбциной, что позволяет выполнять работу двумя руками.


Практика: для того, чтобы ткань натягивалась туго и не скользила, внутренний обруч пялец обматывают по окружности тонкой материей или мягкой тесьмой, подойдут также полоски бинта. Кроме того, эта небольшая премудрость помогает избежать затяжек и заломов на ткани, которые потом очень сложно удалить.

Нитки

Нитки для вышивания должны быть прочными, ровными и не линять. Чаще всего используются специальные нитки - мулине, но вышивать можно и ирисом, и шелковыми, и металлизированными нитками. Также можно использовать различные виды шерстяных, катушечных и прочих ниток.

Мулине

Мулине. Для вышивки крестом по канве идеально подходят хлопчатобумажные нитки-мулине. Фирм, выпускающих такие нитки, очень много. Они различаются между собой по составу: есть нитки из 100%-го хлопка, а также с добавлением шелка и шерсти. Каждому цвету и оттенку соответствует определенный номер ниток, данные номера производитель может периодически менять, поэтому слишком много ниток впрок лучше не покупать. Чтобы нитки во время работы не перекручивались, можно использовать специальный воск, он также и уплотняет их. Такой воск удобно использовать, если во время вышивки берутся нитки разные по составу. Мулине можно хранить по разному: если ниток немного, то можно просто сложить их в пакет, при достаточном большом количестве мулине лучше намотать их на шпули и подписать каждую, чтобы не перепутать цвета. Шпули затем складываются в пластиковую коробку с отделениями. Также существуют дорожные сумки для хранения мулине и схем, пластиковые файлы-раскладушки, в которые вставляются мулине, намотанные на палочки, и другие приспособления.

Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.


Ткани.

Для основы при вышивке можно использовать самые разнообразные ткани.

- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

- страмин - материал, который для счетной вышивки, для изготовления гобелена”.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Хлопковые:

  • рогожка,

  • батист,

  • сатин (хлопчатобумажный атлас),

  • плис (х/б бархат),

  • муслин.

Льняные:

  • суровое полотно,

  • тонкое полотно,

  • грубая холстина,

  • льняная ткань с однородной основой.

Шелковые ткани:

  • шифон,

  • шелковый тюль.



Калька применяется для переведения рисунков с оригинала.



Копировальная бумага применяется для переведения рисунка с кальки на ткань (лучше зелёного или красного цвета, для тёмной ткани – жёлтого). (Инструкционная карта 1)


Карандаш применяется для перевода рисунка на ткань.


Сантиметровая лента необходима для разметки рисунка на ткани, определения размеров изделия.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и нитей.

Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Но можно создать и свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, и рисунок переноситься на вышиваемый предмет.


Что же такое композиция?

Это слово произошло от латинского compositio, что означает «составление, связывание». К понятию «композиция» относится все то, что имеет отношение к построению декоративного изделия, в том числе и вышивки, как законченного целого. В отличие от реалистического изображения в декоративных композициях зачастую применяются условные обозначения.

Вышитые узоры, размещаемые по всей поверхности изделия или в какой-либо его части (в середине, по краям или углам), должны не только эстетично выглядеть, но и акцентировать внимание на главном и оптимизировать размеры и формы предметов. Выбрав узор для будущей вышивки, прежде всего определите, каким будет его композиционный центр и где он расположится. Это может быть крупный цветок, вокруг которого сгруппируются меньшие по размеру элементы, вышитые более светлыми по окраске лентами. Такое композиционное решение узора вышивки поможет акцентировать внимание на его основном объекте. Кроме того, увеличенные размеры центральных элементов, особенности фактуры шелковых лент и контрастный колорит их окраски усиливают впечатление выпуклости узора.
Тем не менее и здесь не помешает чувство меры: очень важно сохранить характерные особенности предмета, чтобы он был не только хорошо узнаваем, но и не утратил свойственной ему красоты и изящества. Вышиваемых предметов не должно быть ни слишком мало, ни чересчур много в ограниченном пространстве узора.
Перемещая элементы изображения, добейтесь наиболее удачного композиционного и цветового решения декоративной работы.

Соотношение цветов в вышивке

Основное выразительное средство вышивки — цвет, с помощью которого образуется целостная система, называемая колоритом. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обусловливает выразительные, изобразительные и декоративные возможности вышивания. Декоративному изображению при работе шелковыми лентами присущи условность и абстрактность в трактовке цвета, поскольку он применяется без оттенков, обозначающих игру света и тени, а потому может быть локальным и несколько нереальным. Восприятию различных цветов способствуют попадающие в глаза световые волны. Солнечный свет содержит все цветовые волны, которые, объединяясь, создают белый цвет. Луч света, пропущенный через трёхгранную стеклянную призму, распадается на цвета радуги, составляющее солнечный спектр.
Цвета спектра располагаются в определенной последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Если все цвета солнечного света заключить в круг, это позволит наглядно выявить законы цветосочетания, а также соотношения основных и дополнительных цветов.
К трем основным, или первичным, цветам относятся красный, желтый и синий. Разные их сочетания дают цвета радуги. При соединении равных пропорций двух первичных цветов получается вторичный цвет. Так, при смешивании красного и желтого цветов образуется оранжевый, желтого и синего — зеленый, красного и синего — фиолетовый. Можно получить великое множество цветов и оттенков, соединяя краски в различных пропорциях и комбинациях.
Если провести в цветовом круге диаметр через середину красного цвета, он пересечет зеленый цвет. Эти два цвета называются дополнительными (комплементарными) по отношению друг к другу. Если в рисунке расположить дополнительные цвета рядом, они будут зрительно усиливать восприятие друг друга. Этот эффект применяется для контрастного выделения элементов вышивки на цветном фоне. Комбинирование таких цветов в вышивке обеспечивает яркость и интенсивность цветосочетаний.
Если дополнительные цвета располагаются в круге напротив друг друга, то это близкие цвета, например красный, красно-оранжевый и оранжевый. Их сочетание в рисунке позволяет создать гармоничный колорит.
Детали, окрашенные в теплые цвета, как бы выступают над поверхностью рисунка, зрительно кажутся ближе. Холодные цвета обладают обратным свойством — зрительно
отдалять предметы. Учитывая эти особенности можно создать впечатление глубины в плоскостном изображении.
Деление цветов на теплые и холодные считается условным, поскольку, если расположить холодный цвет рядом с более холодным, он будет казаться теплым.
В вышивке рекомендуется применять не только чистые спектральные цвета, но и различные промежуточные оттенки. Такие соединения выглядят довольно эффектно и одновременно мягко и успокаивающе.
Комбинирование контрастных соединений делает краски вышивки более яркими и богатыми.

Профессия вышивальщицы

Одна из распространённых профессий – вышивальщица. Различают специальности: вышивальщица вручную, вышивальщица на машинах и полуавтоматах.

Содержание труда вышивальщицы: расчёт расположения рисунка на материале по образцу, разметке; подбор ниток, бисера; выполнение  вышивки  в различной технике. Вышивание столового и постельного белья, предметов декоративного назначения, сувениров, памятных подарков. Вышивальщица контролирует работу оборудования. Качество окраски текстильных материалов. Вышивальщица на машинах и полуавтоматах осуществляет обслуживание вышивальных машин и полуавтоматов, осуществляет контроль над процессом  вышивки  по заданному рисунку.

Профессионально важные качества: хорошее зрение и цветовосприятие, развитая зрительная и зрительно-моторная память, координация; пространственность воображения, устойчивость к монотомии; аккуратность, усидчивость, устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, нарушение координации движений, болезни опорно-двигательного аппарата.

В. Тропинин "Вышивальщица". И. Каменев "Вышивальщица".



















Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами

Иглы и булавки

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

 

Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.









Рабочее место вышивальщицы.null


Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.


Ш. Ознакомление учащихся с системой оценивания.

Карта оценки навыков работы учащихся с кейс заданиями

После выполнения задания следует отмечать состояние навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты можно воспользоваться следующими символами:

К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован. З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован.



Карточка само- и взаимоконтроля

Виды работ

Самооценка

Оценка напарницы

Оценка учителя

1

Кроссворд

Количество ошибок:_____

-


2

Разметка рисунка




3

Изменение размеров рисунка




4

Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги




5

Заправка ткани в пяльцы




6

Закрепление нитки на ткани без узла




7.

Выполнение простейших видов швов




Итоговая оценка:







Практическая работа.


Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия

























Инструкционная карта

Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Выполняется он по нарисованной линии или по следу выдернутой нити ткани слева направо или снизу вверх. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва. Все стежки должны быть одной величины.




Используют стебельчатый шов для вышивания стеблей растений. Таким швом можно выполнить метки и монограммы.



. Тамбурный шов (или шов "цепочка") - - это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов выполняется сверху вниз. Применяют шов для вышивания контура и для сплошного заполнения узора (в декоративном рисунке).

Выполни тамбурный шов, для этого:

  1. Вдень в иглу нить, сложенную вдвое.

  2. Уложи рабочую нить слева от контура узора.

3.Прижми нить большим пальцем левой руки, введи иглу в предыдущий прокол. Иглу выводят на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии, равном ее длине.











Выполнение креста

Учитель использует (слайд) Комментирует выполнение вышивки. “Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.

http://festival.1september.ru/articles/500331/img2.gif

Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки.

 http://festival.1september.ru/articles/500331/img3.gif

После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз

Выполнение глади ( слайд)

По контуру рисунка прокладывается шов “вперед иголку”. Затем вышивают гладьевые стежки, плотно прилегающие друг к другу (нить в одно сложение)” [ 1] .

http://festival.1september.ru/articles/500331/img4.gif

Обработка вышивки после работы

Работу следует постирать в теплой воде с применением моющих средств, прополоскать в холодной и высушить, завернув в махровое полотенце. Проутюжить через марлю с изнаночной стороны. Оформить в рамку”

Закрепление материала занятия. Рефлексия.

1. Беседа.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Что больше всего вас заинтересовало?

  3. Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

2. Вопросы.

1) Назовите виды рукоделия.

2) Назовите виды вышивки.

3) Какие инструменты применяются при вышивании?

4) Какие материалы можно использовать для вышивки?

5) Расскажите технику вышивания креста и глади.


3. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.





У. Итоговая часть.

Подведение результатов работы с кейс заданиями. Учитель выслушивает мнения учащихся по факту организации и проведения урока. Высказывает свое мнение по методам и приемам работы микро групп, отмечает положительные стороны и указывает на то, на что следует обратить внимание в следующих случаях работы с кейсами.































Глоссарий

Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применяется для пошива одежды, изготовления драпировок, обивки для мебели и др.

Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров.


Вуаль (из лат. velum «парусина, покрывало»)— тонкая прозрачная материя.


Канва - специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.


Камзол (фр. camisole— кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян).

Органза́ — тонкая жёсткая прозрачная ткань, сделанная из шёлка, полиэстера или вискозы путем скручивания двух волокон.


Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.


Раппорт – повторяющиеся элементы в орнаменте


Композиция это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ