Преподавание в кружке декоративно-прикладного творчества

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ставропольская гимназия № 24» Ставропольского края













«Преподавание в кружке декоративно-прикладного творчества»







Подготовил

учитель технологии

Сарычев Юрий Анатольевич







г.Ставрополь



2013г.



Дополнительное образование является неотъемлемой составляющей среднего образования. Оно играет большую роль в формировании и развитии школьников, воспитании у него культуры восприятия окружающего мира, совершенствует эстетическое воспитание и художественное образование.

Кружковая работа предусматривает различные возможности развития и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно неограниченны эти возможности в художественно-прикладных видах декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам, как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности.

В процессе развития художественного творчества сложились и некоторые универсальные принципы и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением любого интерьера, в том числе и школьного.

По своей эстетической специфике декоративное искусство очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей. Лаконичность форм, смысловая точность, конкретность, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции- эти и другие черты органически присущи творчеству детей. Притягательной силой декоративно-прикладного творчества является разнообразие практичность многих его видов и жанров.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала, разработкой орнамента и эскизов, можно смело назвать творческой.

Детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности, имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников, главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление формального отношения к выполняемой работе, формирования у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Проще всего, это воспитание у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности.

В работе учителя со школьниками подросткового возраста, приходится учитывать ряд условий. С одной стороны деятельность ограничена рамками более простых видов труда, а умения и навыки только приобретаются на занятиях. С другой стороны подросткам более свойственен значительный взлет стремления к творческому поиску. Учащиеся уже овладели определенной системой знаний, некоторыми умениями и навыками. Они активно стремятся использовать полученный опыт, испытывают потребность утвердить себя в глазах окружающих.

Работа руководителя кружка по формированию творческих начал личности подростка начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку ,наилучше выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с познавательным мотивом. В творчестве школьники видят способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути, вооружить ребят соответствующими подходами, знаниями, умениями.

При организации трудовой деятельности школьников в этих целях педагог должен сделать акцент на создание общей установки у ребят на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач, стимулов, направленных на воспитание у учащихся личностной основы творчества.

Наряду с индивидуальными заданиями должны широко применяться групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым школьники учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.

Методика преподавания в кружке декоративно- прикладного творчества должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:

  1. Объекты труда не должны требовать значительных материально- технически затрат;

  2. Изделия должны носить прикладной, утилитарный характер и могут выполняться для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;

  3. в работе должна проявляться дифференциация, а посильность работ должна варьироваться в широких пределах;

  4. ребята вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, что способствует развитию творческого начала;

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий, подарить радость творчества, научить работать. Он должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству.

Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса обучения учащихся в системе дополнительного образования и в частности в кружке декоративно-прикладного творчества.

В нашей гимназии организованна работа кружка прорезной резьбы по дереву.

Целью занятий в кружке является воспитание у детей интереса к искусству обработки древесины, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы с различными материалами, специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности. Привлекать к работе в кружке лучше всего учеников 5-7 классов т.к. опыт показывает, что у школьников более старшего возраста интерес к такому роду деятельности падает, а младшим еще несколько рановато.

Оптимальное количество детей в кружке 10-12 человек, что позволяет руководителю индивидуально работать с каждым кружковцем, особенно с начинающими.

Основным условием для нормальной работы кружка, является подготовленное для занятий помещение ( чаще всего это школьные мастерские). Помещение должно быть светлым, достаточно просторным, оборудованное принудительной вентиляцией. Оно должно иметь индивидуальные рабочие места и места для размещения и хранения инвентаря, оборудования и материалов. Так же в мастерской должно быть оборудованно место для мытья рук, с холодной и горячей водой.

Занятия в кружке лучше всего проводить 1-2 раза в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Посещаемость кружка, дисциплина и результаты труда во многом зависят от четкой организации, умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением общих правил поведения установленных в кружке, а также за соблюдением техники безопасности при работе с различными инструментами и приспособлениями, учить бережному отношению к оборудованию.

На вводном занятии обязательно проводиться инструктаж по технике безопасности, выбирается староста из числа учащихся.

Учебно-воспитательная работа в кружке строиться согласно календарно-тематического плана, разработанного в соответствии с учебной программой кружка, в котором 80% учебного времени отводится на практическую работу.

Важнейшая часть рабочего места - рабочий стол (верстак). Он должен быть оснащен различными приспособлениями облегчающими труд, которые могут варьироваться в зависимости от профиля кружка и выполняемых работ. Самое главное рабочий стол должен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы. Желательно, чтобы крышка верстака имела возможность регулировки по высоте. Для фиксации заготовок могут применяться различные универсальные приспособления. К столешнице могут быть постоянно прикреплены : столик для выпиливания лобзиком, приспособление для натяжки пилки в лобзике, упор для пиления брусков и досок и др.

Лучше всего верстаки в помещении размещать так, чтобы свет падал спереди или слева. Кроме того мастерская должна быть оборудованна достаточным искусственным освещением.

Набор инструментов и приспособлений может изменяться, за исключением тех, без которых обойтись невозможно, а именно:

1)измерительный и разметочный инструмент;

2)режущий инструмент;

3)монтажный и вспомогательный инструмент;

4) приспособления;

5) электроинструмент;

Хотя древесина является распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот, дополнительных помещений и капиталовложений. Поэтому заготовками для изделий могут служить отходы пиломатериалов и древесных материалов ( обрезки брусков, досок, столярных щитов и фанеры). Их же распиливание на заготовки на круглопильном станке облегчается в виду малых размеров. Для распиливания также можно использовать электролобзик. Влажные заготовке вначале надо просушить.

Кроме древесных материалов, для изготовления изделий требуются клеи, лаки, гвозди, шурупы и др.

Для склеивания древесины выпускаются различные клеи. Лучше всего пользоваться поливинилацетатным клеем ( ПВА 0, образующим прочный и бесцветный клеевой шов. Если склеиваемые поверхности прилегают неплотно, можно использовать эпоксидный клей.

Лаки различают по происхождению основного компонента. Какой лак применять в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от области применения изделия.

Иногда необходимо придать изделию другой цвет, отличающийся от цвета заготовки. В этом случае применяются спиртовые и водные красители ( морилки ) имитирующие ценные породы деревьев.

Одним из важных вопросов является подбор изделий для школьников. Необходимо учитывать следующие факторы:

  1. социальная значимость изделия;

  2. соответствие способностям учащихся;

  3. наличие нужных материалов, инструментов и приспособлений;

  4. возможность вовлечение учащихся в творческую деятельность;

Изделия условно можно разделить на утилитарные и декоративные. Хотя иногда трудно однозначно определит к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или иного объекта в план работы.

Данные группы в свою очередь делятся на подгруппы:

  1. предметы бытового употребления;

  2. инструменты и приспособления;

  3. наглядные пособия и инвентарь;

  4. игрушки;

  5. сувениры;

  6. украшения;

Необходимо заметить, что изготовлением сувениров в кружке не стоит особо увлекаться. При разработке эскизов целесообразно консультироваться с учителем рисовании, по возможности, со специалистом по художественному конструированию.

Декоративные формы, в свою очередь, можно разделить на подражающие и абстрактные. Украшения можно считать еще одной разновидностью декоративных форм из древесины.

Но декоративные формы в качестве украшений должны отвечать специальным требованиям: быть простыми и лаконичными небольшими по размеру, предусматривать в конструкции способ крепления и т.д.

Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченность ребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия, применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому целесообразно разделить условно членов кружка на группы: младшую и старшую. Задания, выполняемые учащимися, должны различаться по степени сложности и соответствовать возрастным группам.

Важным воспитательным моментом является пример руководителя, который не только теоретически, но и практически может показать все этапы создания изделия.

Приобретая теоретический и практический опыт, ребята создают настоящие изделия, испытывают удовлетворение тот преобразования «сырого» материала в готовое изделие.

Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат. Необходимо так строить занятия, чтобы у школьников появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу.

На заключительном этапе работы кружка очень хорошо будет устроить итоговую, отчетную выставку. Она очень нужна детям, так как это своеобразный отчет о результатах своего труда за учебный год, возможность самоутвердиться и повысить свой статус в глазах окружающих. Также надо проводить промежуточные выставки в течение всего учебного года: выставка новогодних и рождественских сувениров, выставка к 23 февраля и 8 марта, пасхальная выставка и др. В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие. После проведения подобных выставок в кружок, как правило, приходят новые школьники.

Приложение



1. Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала кружка прорезной резьбы Ставропольской гимназии № 24






п\п


Название темы

5 класс

6-7 классы

Дата

Часы

Дата

Часы

1

Вводное занятие


2


2

2

Работа над изделием


2


2

3

Современное самодеятельное творчество


2


2

4

Работа над изделием


2


2

5

Выбор изделия. Эскиз


2


2

6

Работа над изделием


2


2

7

Народные художественные традиции


2


2

8

Работа над изделием




2

9

Чертеж изделия


2


2

10

Работа над изделием


2


2

11

Выбор и подготовка материала


2


2

12

Работа над изделием


2


2

13

Нанесение рисунка на заготовку


2


2

14

Работа над изделием


2


2

15

Изготовление шаблонов


2


2

16

Работа над изделием


2


2

17

Инструменты и приспособления


2


2

18

Работа над изделием


2


2

19

Приемы выпиливания


2


2

20

Работа над изделием


2


2

21

Основные принципы композиции


2


2

22

Работа над изделием


2


2

23

Форма и конструкция изделия


2


2

24

Работа над изделием


2


2

25

Проектирование изделия


2


2

26

Работа над проектом


2


2

27

Источники орнаментальных узоров


2


2

28

Работа над изделием


2


2

29

Виды орнаментов


2


2

30

Работа над изделием


2


2

31

Симметрия-основа построения орнамента


2


2

32

Работа над изделием


2


2

33

Орнаментальные розеты и полосы


2


2

34

Работа над изделием


2


2

35

Сетчатый орнамент


2


2

36

Работа над изделием


2


2

37

Распределение орнамента по изделию


2


2

38

Работа над изделием


2


2

39

Приемы композиции орнамента


2


2

40

Работа над изделием


2


2

41

Шпон и фанера


2


2

42

Работа над изделием


2


2

43

Облицовывание шпоном


2


2

44

Работа над изделием


2


2

45

Зачистка изделий


2


2

46

Работа над изделием


2


2

47

Устранение дефектов выпиливания


2


2

48

Работа над изделием


2


2

49

Склеивание изделий


2


2

50

Работа над изделием


2


2

51

Циклевание и шлифование


2


2

52

Работа над изделием


2


2

53

Отделочные материалы


2


2

54

Работа над изделием


2


2

55

Травление и морение древесины


2


2

56

Работа над изделием


2


2

57

Нетрадиционные материалы


2


2

58

Работа над изделием


2


2

59

Способы соединения деталей


2


2

60

Работа над изделием


2


2

61

Сборка изделия


2


2

62

Работа над изделием


2


2

63

Прозрачная отделка


2


2

64

Работа над изделием


2


2

65

Фурнитура


2


2

66

Работа над изделием


2


2

67

Плоские и объемные изделия


2


2

68

Работа над изделием


2


2

69

Работа над изделием


2


2

70

Заключительное занятие


2


2


Итого


140


140


2. Образцы изделий кружка прорезной резьбы гимназии № 24

















Список использованной литературы



  1. Полунина В.Н. «Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным творчеством.» -М.1983г.

  2. Карачев А.А. «Актуальные проблемы технологического образования российских школьников.» - Школа и производство №2 2000г.

  3. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. «Общие основы методики преподавания технологии» - НМЦ Технология 2000г.

  4. Карабанов И.А. «Справочник по трудовому обучению» - М. Просвещение 1991г.

  5. Астраханцева С.В. « Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества» - Ростов н/Д, Феникс, 2006г.

  6. Борисов И.Б. «Обработка дерева» - М. Просвещение 200г.

  7. Полунина В.Н., Чикалов А.Г. «Русское народное декоративно-прикладное творчество» - М. Просвещение, 1973г.

  8. Фридман Л.М. «Психология в современной школе» -М. Творческий центр, 2001г.



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ