Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии
Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии
Сегодня общеизвестно, что обучение и учебная деятельность школьника находятся в тесном взаимодействии и играют важнейшую роль в его развитии. Общее признание получили принципы развивающего обучения, обеспечивающие активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы и т. д.
Как указанные принципы применяются на уроках технологии? Рассмотрим на примере изучения темы «Проектирование и технология изготовления плечевого изделия (ночной сорочки/халата)» в 7 классе.
Принцип проблемного обучения.
На этапе обработки нижнего среза учащиеся получают задание обработать низ фигурной формы. Ученицы вспоминают известные им способы обработки края изделия (например, швом вподгибку с закрытым срезом) и приходят к выводу, что в данном случае они не пригодны. Возникает несоответствие между известными и неизвестными способами действия, Из своего опыта учащиеся знают, что на изделиях существуют подобные срезы и их можно обработать.
Школьницы ищут варианты выполнения задания и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению. Для выполнения обработки фигурного среза изделия нужно: -выкроить из основной ткани обтачку, одна сторона которой должна повторять форму низа изделия; -наложить обтачку лицевой стороной на лицевую сторону изделия; -обтачать срезы.
Принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности.
Как на уроке технологии осуществить оптимальное, т. е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Предлагаем ученицам рассмотреть 5-6 моделей изделий и найти сходство и различие между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видах отделки и т. п. Они убеждаются в многообразии моделей не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области моделирования. У школьниц пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им придумать новые фасоны и нарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучшие. Такая работа способствует развитию наглядно-образного мышления.
Принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности
Одним из алгоритмических приемов, часто применяемых на уроках технологии, является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность выполнения изделия (алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен чертежом, эскизом, расчетными формулами. Последовательно, пункт за пунктом выполняя работу с помощью инструкционной карты, школьницы учатся технологии обработки узлов швейного изделия.
Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Дано задание смоделировать горловину разной формы. Для выполнения задания можно использовать следующие приемы.
Прием конкретизации.
Учащиеся конкретизируют задачу следующим образом: чтобы выполнить моделирование горловины, нужно сделать чертеж полочки со стандартным вырезом горловины, а затем построить чертежи других моделей, изменяя чертеж стандартной горловины.
Прием графического анализа.
Для выполнения задания ученицы рисуют эскизы требуемых форм горловины, что облегчает им предстоящую работу по моделированию, давая наглядные опоры.
Прием аналогии.
Ранее ученицы уже моделировали различные фасоны юбок и понимают, как выполняется моделирование швейного изделия. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия, в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование выреза горловины.
Принцип специальной организации мнемонической деятельности.
Мнемоника- совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Так, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствует видам измерений (В- высота, Г- глубина, Д- длина, О- обхват и т. д.), что облегчает их запоминание. Вырез углом («мысом») похож на мыс- часть суши выдающуюся в море; вырез «лодочкой» похож на лодку; вырез «каре» получил свое название по форме построения пехоты четырехугольником для отражения атаки.
Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ