ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ПОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ПОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.


Якимчук Ю.Н., учитель трудового обучения

специальной общеобразовательной школы

закрытого типа, г. Сургут

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.

Практика показывает, что воспитанники с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам профессионально-трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать подростков и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Активные формы обучения являются для воспитанников, обучающихся в специальных (коррекционных) классах, актуальными и перспективными. Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Элементы проектного обучения побуждают воспитанников к фантазии, развивают навыки речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность воспитанникам больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У подростков формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого воспитанника, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями.

Подростки с интеллектуальной недостаточностью часто испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы существует банк проектов, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по интересам и степени подготовленности воспитанников. Банк содержит примерные проекты с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев положительно относятся к урокам профессионально - трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых воспитанников на уроках профессионально - трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие обучающиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Поэтому мною активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение воспитанников в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет обучающимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, подростки учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения воспитанники достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Каждый проект содержит основные элементы и этапы реализации. Работа начинается с определения интересов воспитанников, выбора и формулировки темы проекта. Затем воспитанники, под руководством педагога, собирают, изучают и обрабатывают информацию по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. Выдвинутые варианты анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации совместно с учителем.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы воспитанников с приглашением администрации, учителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей.

  Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Воспитанник при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанники приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, ребята учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Работая над проектом, воспитанники учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у подростков осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У обучающихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.

Так как не все воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы обучающиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему), так как обучающиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.

Необходимо так же понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов воспитанников, выставку лучших изделий.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу воспитанников.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ