Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 класс
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УВР На заседании МО
_________________ ___________________ _______________
«__»________ ____ «__»__________ ____ «__»_________ __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
2013 - 2014 учебный год
Составитель: Ковылина Е.К.,
учитель трудового обучения.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Рассчитана на изучение трудового обучения учащимися 1-4 классов в течение 346 часов: в 1классе - 66 учебных часов из расчета 2 часа в неделю; во 2, 3классах - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, в 4 классе - 140 учебных часов из расчёта 4 часа в неделю. (33 учебные недели в 1 классе, 35 учебных недель во 2,3,4 классе).
Рабочая программа представляет собой документ, состоящий из: учебно-тематического планирования; требований к уровню подготовки учащихся; критерии и норм оценки знаний, умений, навыков обучающихся; списка литературы; календарно-тематического планирования.
Учебно-методический комплект состоит:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Учебник по ручному труду для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение,2008.
Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь №2 к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2008.
Учебник по ручному труду для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ручной труд» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2010.
Учебник по ручному труду для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ручной труд» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2012.
Учебник по ручному труду для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А., Симукова Я.С.-СПб.: Просвещение, 2012.
Изучение трудового обучения в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них общетрудовых, организационных умений и навыков, а также готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству школьников. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Обоснование места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 1-4 классах выделяется: в 1классе - 66 учебных часов из расчета 2 часа в неделю; во 2, 3классах - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, в 4 классе - 140 учебных часов из расчёта 4 часа в неделю. (33 учебные недели в 1 классе, 35 учебных недель во 2,3,4 классе). Всего 346 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Трудовое обучение»
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения предмета являются:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
В соблюдении норм и правил культуры труда;
в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
В познавательной сфере:
Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
различать изученные виды и способы обработки материалов;
приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
(школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
В эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
В трудовой сфере:
подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;
подбор материалов с учетом требований технологии;
планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.
Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Программа состоит из пяти блоков:
Работа с бумагой и картоном; с тканью; с природным материалом; с пластическими материалами, с бросовым материалом. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Учебно - тематическое планирование:
№
1 класс 66 ч.
2 класс 70 ч.
3 класс 70 ч.
4 класс 140 ч.
1
Работа с пластилином-17ч.
Работа с пластилином-18ч.
Работа с пластилином- 10ч.
Работа с пластилином-17ч.
2
Работа с природным материалом-15ч.
Работа с природным материалом-12ч.
Работа с природным материалом-12ч.
Работа с природным материалом-21ч.
3
Работа с бумагой и картоном- 23ч.
Работа с бумагой и картоном-25ч.
Работа с бумагой и картоном- 20ч.
Работа с бумагой и картоном- 43ч.
4
Работа с нитками-
9ч.
Работа с текстильными материалами –12ч.
Работа с текстильными материалами -12ч.
Работа с текстильными материалами -23ч.
5
-
-
Работа с бросовым материалом-14ч.
Работа с бросовым материалом-34ч.
6
Экскурсии-1ч.
Экскурсии-2ч.
Экскурсии-2ч.
Экскурсии-2ч.
7
Вводное зан.-1ч.
Вводное зан.-1ч.
-
-
Содержание обучения 1класс. Общее количество часов- 66 ч.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч.) Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (17 ч.) Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (15ч.) Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ (23ч.) Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.Правила составления растительного орнамента.Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ (9ч.) Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 1 класса.
Уметь ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготавливать изделие с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контролировать правильность выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельно кратко оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств работы. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.
Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.
Содержание обучения. 2 класс. Общее количество часов- 70 ч.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (18ч) Повторение и изучение новых технических сведений о пластилине. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Изучение приемов работы: обработка материала с применением резака, обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (12ч) Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Правила составления макета. Свойства и применение и рациональное использование материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Инструменты: шило, нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей ПВА, клей «Момент», пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (25ч) Применение и назначение картона. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, канцелярский клей, клей ПВА, клей «Момент»). Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка, разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (12ч) Повторение и изучение новых технических сведений: применение и назначение ниток, (тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа), их свойства: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Повторение и изучение новых приемов работы с нитками и тканью. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 2 класса.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой -маленький,высокий -низкий, широкий -узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа -слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.
Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.
Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
Содержание обучения 3 класс. Общее количество часов- 70 ч.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (10ч) Повторение и изучение новых технических сведений о пластилине. Повторение приемов работы с пластилином: вытягивание из целого куска и лепка из отдельных частей. Ознакомление с новыми техниками обработки пластилина: пластилиновая роспись, пластилинография. Значение цвета. Изучение техники смешивания различных цветов пластилина для получения красивых разводов. Лепка многодетальных фигур, способы соединения деталей. Лепка чайной пары способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Лепка мебели способом сплющивания, прищипывания деталей. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Нахождение пропорций в изделии. Пластическое и цветовое решение задания. Главное и второстепенное в изделии. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (12ч) Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, величина. Виды соединений. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: ПВА, клей «Момент». Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (20ч) Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Назначение окантовки в изделиях из картона. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Клеящие составы: канцелярский клей, ПВА, клей «Момент». Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Основные приемы работы: разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (12ч) Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Основные приемы работы: правильное пользование иглой и наперстком, выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо, пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками, вышивание по линиям рисунка, оформление бахромой.
РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (14ч) Элементарные сведения о назначении и применении бросового материала. Разнообразие видов бросового материала и способов работы с ним. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Элементарные сведения о назначении и применении отходов древесины (опилки, стружка, щепа). Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Окраска отходов древесины акварельными красками и гуашью. Элементарные сведения о назначении и применении отходов пластмассы (бутылки, стаканы, упаковки, крышки). Свойства пластмассы: ломается, гнется, режется. Элементарные сведения о назначении и применении отходов бумаги и картона (коробочки разных форм и размеров, упаковочные материалы). Свойства бумажных отходов: рвется, мнется, впитывает влагу. Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом. Основные приемы работы: правильная хватка инструмента, сгибание толстой проволоки плоскогубцами, резание проволоки кусачками, ножницами, соединение деталей проволокой, клеем, пластилином.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 3 класса.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи технических терминов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Содержание обучения. 4 класс. Общее количество часов- 140 ч.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (17ч) Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям. Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей геометрических тел, мебели. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов, составление композиции. Подбор цветового решения изделия. Способы отделки и украшения изделий. Изготовление фигуры птиц и зверей: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Понятие барельефа. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. Главное и второстепенное в изделии. Изучение новых техник при работе с пластилином: торцевание на пластилине, обрубовка, декоративныеналепы, пластилинография. Правила подготовки рабочего места и материала, соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (21ч) Повторение технических сведений о знакомых видах природного материала, их свойств и правил заготовки. Ознакомление с новыми видами природных материалов (ракушки, мелкая галька, перья, скорлупа) и способов работы с ними. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, величина. Приемы соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными и их рациональное использование. Совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объемных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, палочки с заостренными концами, кисть. Клеящие составы: ПВА, клей «Момент». Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (43ч) Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан.Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Основные приемы работы с бумагой и картоном: разметка деталей по шаблону, вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (23ч) Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям.
РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (34ч) Повторение технических сведений о знакомых видах бросового материала, их свойствах и правилах подготовки к работе. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку. Контроль и оценка правильности выполненных изделий. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Ознакомление с новыми видами бросового материала, их свойствами и способами работы с ними (пенопласт, кусочки кожи, жестяные банки). Свойства и применение жестяных банок при изготовлении чеканки. Разметка контура изделия по шаблону. Инструменты и приспособления: чертилка, ножницы. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами. Загибание кромок жестяной основы при помощи плоскогубцев, зачистка заусенцев наждачной бумагой, отделка изолентой, скотчем. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Крепление дополнительных деталей, оформление. Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом. Основные приемы работы: правильная хватка инструмента, сгибание толстой проволоки плоскогубцами, зачистка жестяных пластин наждачной бумагой, резание проволоки кусачками, ножницами, соединение деталей проволокой, клеем, пластилином, скотчем.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 4 класса.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи технических терминов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с частичной помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с некоторой помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с частичной учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
Требования к оценке: оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: объем знаний по учебному предмету (вопросу), понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, точность, прочность, гибкость навыков и умений, возможность применять навыки и умения на практике, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
В течение 1-го класса цифровые оценки учащимся не выставляются. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводятся различные подходы к выставлению отметок: «выполнил» или «не выполнил» требования;«усвоил» или «не усвоил» программные требования; по уровням – низкий, средний, высокий; 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уровни; При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). За основу оценивания в 1 классе следует брать характеристику цифровой отметки:
1.Организация труда.
Отметка «5»- высокий уровень- ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4»- средний уровень - ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» -ниже среднего уровня -ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2»- низкий уровень - ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
2. Приемы труда.
Отметка «5»- высокий уровень - ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4»- средний уровень - ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» - ниже среднего уровня-ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2»- низкий уровень – ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
3. Качество изделий (работы).
Отметка «5» - высокий уровень- ставится, если изделие выполнено точно по образцу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4»- средний уровень - ставится, если изделие выполнено по образцу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3»- ниже среднего уровня- ставится, если изделие выполнено по образцу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» - низкий уровень - ставится, если изделие выполнено с отступлениями от образца, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
4. Норма времени (выработки).
Отметка «5»- высокий уровень - ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4»- средний уровень - ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» -ниже среднего уровня- ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» - низкий уровень – ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения
Оборудование кабинета включает в себя:
Наглядные пособия:
макеты «Овощи», макеты «Фрукты», макеты «Геометрические фигуры», набор детской посуды, игрушки, строительные кубики, наборы конструкторов, мозаика, виды и сорта бумаги и ткани, альбом этапы производства ткани, операционно- технологические карты по разделам: работа с пластилином, текстильными материалами, бумагой и картоном, природным и бросовым материалом, стенды правил безопасной работы с инструментами, ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Раздаточный материал:
Ножницы, простые карандаши, кисти, клей канцелярский, стеки, шаблоны, подкладные доски, салфетки, акварельные краски, цветные карандаши, альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, наборы пластилина, природный материал: шишки, желуди, скорлупа, сухие листья, различные виды бросового материала.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы.- М., 1970.
Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе.- М.,1971.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. –М.,1994.
Ельников Д.П. Обучение школьников прикладным видам труда // Школа и производство.- 2000.- №1.
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М., 1984.
Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы.- М., 1980.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1997.- №3.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1980.
Нагибина М.И. Нетрадиционные материалы на уроках труда в начальной школе.- Ярославль, 1996.
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль, 1998.
Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988.- 176с.
Пинский Б.И. Коррекционно- воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы .-М., 1972.
Тарасенко С.Д. Забавные поделки.- М., 1992.
Ткаченко В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе //Дефектология.- 1999.-№5.
Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы / составитель Ковалева Е.А.- М., 1988.
Цамулина Е.Е. Изготовление поделок из ненужных вещей.- Ярославль, 1999.
Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушением развития.- М.,2002.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Учебник по ручному труду для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение,2008.
Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь №2 к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2008.
Учебник по ручному труду для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ручной труд» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2010.
Учебник по ручному труду для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ручной труд» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А.-СПб.: Просвещение, 2012.
Учебник по ручному труду для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А., Симукова Я.С.-СПб.: Просвещение, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ