Рабочая программа по технологии 2 класс (Геронимус)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
города Череповца Вологодской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов.
Протокол № ______
от «____» ______2014 г.
Руководитель МО:
_______/ И.С. Розина.
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора _________________/_______________
«______»___________________2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «СОШ № 27»
№_____от «_____»________2014 г.
_____________/Л.М. Одобряева
Рабочая программа
по предмету:
«Технология»
(начального общего образования)
базовый уровень 2014 -2015 учебный год
Количество часов за год - 34., в неделю: 1 ч.
Классы: 2.
Учебник: Т.Г. Геронимус «Технология» «Маленький мастер», 2 класс, ООО «АСТ_ПРЕСС ШКОЛА», 2012 г.
Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа Т. М. Геронимус «Технология», утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования 2012 г.
Учитель: Розина Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория.
Рабочая программа по курсу «Технология» Автор: Т. М. Геронимус
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. М. Геронимус «Технология», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение обучающимися:
-начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
-способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-формирование первоначальных представлений о мире профессий;
-воспитание:
-трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
-практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: «Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части:
-первая часть – теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы;
-вторая часть – практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом.
На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Учебный курс «Технология» также предусматривает в 3–4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет «Технология» в 1 классе определен 1 час в неделю, всего на изучение программного материала определено 33 часа; во 2 классе определен 1 час в неделю, всего на изучение программного материала определено 34 часа; в 3 классе определено 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала определено 68 часов; в 4 классе определено 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала определено 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого
мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
-развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):
• основные источники информации;
• назначение основных устройств компьютера;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
• поиска необходимой информации;
• изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
Результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные
-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-Уважительное отношение к труду, к разным профессиям родного края, понимание значения и ценности труда (региональный компонент).
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания, внимательного отношения к многообразию природного материала, которым богата Вологодская область (региональный компонент).
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
-Cвойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств, внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала, которым богата Вологодская область (региональный компонент).
-Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
-Группировать профессии людей своего края по материалам, с которыми они связаны -Рассказывать о массовых профессиях и технологии производства на предприятиях Череповца (региональный компонент).
-Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
-Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-Называть наиболее распространённые в Вологодской области традиционные народные промыслы
-Выполнять различные виды отделки и декорирования, характерные для Вологодской области (региональный компонент).
-Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
-Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
1-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 1-м классе обучающиеся должны знать:
-что такое деталь как составная часть изделия;
-что такое конструкция;
-что конструкции бывают однодетальными и многодетальными;
-что такое неподвижное соединение деталей;
-виды материалов – природные;
-свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств, внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала, которым богата Вологодская область (региональный компонент);
- искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-способы разметки: сгибанием, по шаблону;
-способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
-название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
-профессии людей, связанные с получением и применением тканей и нитей на текстильных и ткацких предприятиях Вологодской области (региональный компонент);
-правила безопасности труда;
-правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
-правила организации рабочего места.
Обучающиеся должны уметь:
-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-различать материалы и инструменты по их назначению;
-различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
-качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея;
-эстетично и аккуратно оформлять изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами;
-использовать для сушки плоских изделий пресс;
-безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
-выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
-под контролем учителя рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
-с помощью учителя проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;
-при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
2-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” во 2-м классе обучающиеся должны знать:
-названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
-свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств, внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала, которым богата Вологодская область (региональный компонент);
-названия предприятий области, на которых производятся различные материалы, применяемые на уроках технологии
-правила:
-безопасности труда при работе с ручным инструментом;
-разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;
-сгибания бумаги и картона по линиям разметки;
-резания ножом с помощью пальцев и линейки;
-приемы соединений (разъемные, не разъемные).
-виды отделки и декорирования, характерные для Вологодской области (швы «вперед иголку» и «через край»), способы их выполнения (региональный компонент);
-Северная вышивка Вологодской области и её применение в современном мире. (региональный компонент)
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-составлять план предстоящей работы;
-обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
-изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
-экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
-под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;
самостоятельно:
-размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
-выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры$
-выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ Вологодских авторов (региональный компонент).
3-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 3-м классе обучающиеся должны знать:
-названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани);
-простейшие способы достижения прочности конструкций;
-последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-линии чертежа;
-правила безопасной работы с канцелярским ножом;
-технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение.
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
-читать простейшие чертежи (эскизы) разверток;
-соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
-изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
-подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
-выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
-оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами.
- находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах Вологодской области (региональный компонент);
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
-с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;
-самостоятельно:
-размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;
-читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.
4-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 4-м классе обучающиеся должны знать:
-правила культуры труда;
-рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся (региональный компонент);
-традиции гостеприимства и проведения торжеств и праздников в Череповце (региональный компонент);
-названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;
-экономия природных ресурсов и экология Вологодской области (региональный компонент);
-правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-правила планирования и организации труда;
-способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;
-основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-составлять план предстоящей работы;
-обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
-изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
-определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий;
-подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий;
-эстетично оформлять изделия.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
-с помощью учителя:
-выбирать темы для практических и проектных работ;
-искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;
-самостоятельно:
-разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;
-распределять обязанности в группе;
-организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом;
-экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
Тематический план
Разделы и темы
Всего часов
1-й класс (33 ч)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
3
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
23
Домашний труд
3
Декоративное оформление предметов
4
Контрольная работа
1
2-й класс (34 ч)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
5
Технология изготовления изделий из различных материалов
21
Домашний труд
3
Декоративное оформление предметов
5
Контрольная работа
1
3 класс (68 ч)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
8
Технология изготовления изделий из различных материалов
40
Домашний труд
3
Декоративное оформление предметов
5
Практика работы на компьютере
12
Контрольная работа
1
4 класс (68 ч)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
8
Технология изготовления изделий из различных материалов
29
Домашний труд
4
Декоративное оформление предметов
10
Практика работы на компьютере
17
Контрольная работа
1
Тематическое планирование уроков
1 класс
1 четверть (9 ч):
• Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”.
• Плоская аппликация из семян на картонной основе.
• Композиция из засушенных соцветий на открытке.
• Тематические аппликации из засушенных листьев “Лес после дождя”, “Подводное царство”, “Бабочки на лугу”.
• Работа с бумагой. Правила складывания оригами. Поделки “Собачка”, “Кот”.
• Оригами. Поделки “Мышка”, “Рыбка”.
• Окрашивание бумаги “Клякса”. Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги.
• Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами.
• Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура: “Петушок”, “Рыбка”.
2 четверть (7 ч):
• Картонный поднос-сет, украшенный переводными картинками.
• Именные карточки для стола с аппликациями.
• Ребристые елочные игрушки: “Шар”, “Груша”, “Яблоко”.
• Гнутые елочные игрушки из квадратов “Самоцвет”.
• Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”.
• Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”.
• Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками.
3 четверть (9 ч):
• Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”.
• Поролоновый игольник.
• Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой.
• Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке.
• Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков.
• Гараж-ракушка из плотной бумаги.
• Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”.
• Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”.
• Бумажный плетеный коврик с каймой.
4 четверть (8 ч):
• Выпуклая аппликация “Утренний цветок”.
• Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”.
• Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером.
• Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой.
• Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”.
• Игрушки из природных материалов: “Бабочка”, “Петушок”, “Бычок”.
• Работа с природными материалами: “Лесная поляна”.
• Вертушка.
2 класс
1 четверть (9 ч):
• Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне «Животные».
• Изготовление рамок из пластиковых крышек.
• Композиции из семян и листьев Лесной царь».
• Композиции из семян и листьев Лесной царь».
• Оригами. Виды разметки.
• Оригами. “Кораблик ”.
• Оригами. Разметка квадрата складыванием.
• Оригами «Воздушный змей»
• Оригами «Катамаран».
2 четверть (8 ч):
• Оригами «Сова». Разметка квадрата складыванием.
• Работа с природным материалом «Соломенное царство».
• Работа с природным материалом «Осень в лесу» коллективная работа.
• Работа с природным материалом «Осень в лесу» коллективная работа.
• Игрушки из бумаги «Хлопушка»
• Игрушки из бумаги «Фонтанчик»
• Игрушки из бумаги. Разметка круглой детали «Разборная елочка»
• Новогодний сувенир «Зимнее солнышко»
3 четверть (10 ч):
• Работа с бумагой. Прямоугольники. Эскиз.
• Работа с бумагой «Гофрированный веер».
• Швы и стежки.
• Шов “стебельчатый”.
• Салфетка, вышитая стебельчатым швом.
• Салфетка, вышитая стебельчатым швом.
• Салфетка, вышитая стебельчатым швом. (декор)
• Аппликация из ткани.
• Закладка из искусственной кожи «Цветочек»
• Работа с бумагой. Деление круга на части. Игольница «Лилия»
• 4 четверть (7 ч):
• Работа с бумагой. Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия»
• Работа с пластиком «Цветок»
• Работа с бумагой и яичной скорлупой.
• Работа с бумагой и яичной скорлупой.
• Работа с поролоном и проволокой «Букетик»
• Проект из полуфабрикатов «Мебель в интерьере». Эскиз.
• Проект из полуфабрикатов «Мебель в интерьере». Защита проектов.
3 класс
1 четверть (18 ч):
• Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”.
• Экскурсия. Сбор природных материалов.
• Правила хранения природных материалов.
• Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”.
• Приемы создания фактурной поверхности на картонной заготовке для будущей аппликации.
• Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”.
• Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон.
• Плоские аппликации из разглаженной соломки.
• Разновидности плоских мозаичных аппликаций. “Прищипанные” аппликации.
• “Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации.
• Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка.
• Двойная поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз.
• Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза.
• Лабораторное занятие “Производство бумаги. Свойства бумаги”.
• Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”.
• Приемы вырезания внутренних углов. “Друзья на празднике” (продолжение работы).
• Переплетные работы. Папочка-игольница.
• Переплетные работы. Папочка-игольница (продолжение работы).
2 четверть (13 ч):
• Раскрашивание бумаги под мрамор.
• Приемы закрепления краски на поверхности, на бумаге.
• Картонный поднос-сет, украшенный мраморной бумагой и блестками.
• Фигурки из бумажных салфеток. Простой и двойной конусы.
• Использование готовых форм (картонных цилиндров) как опоры для игрушки.
• Елочная подвеска “Фонтанчик”.
• Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”.
• Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”.
• Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке.
• Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик.
• Ажурная гирлянда.
• Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”.
• Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами.
3 четверть (18 ч):
• Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик.
• Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”.
• Изделия из рассеченных кругов. “Ежик”.
• Изделия из рассеченных кругов. “Ежик” (продолжение работы).
• Петельный шов.
• Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка.
• Игольница в форме сердечка (продолжение работы).
• Происхождение шерстяных тканей, их свойства.
• Приемы пришивания пуговиц в прокол.
• Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник.
• Грелка на чайник (продолжение работы).
• Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”.
• Мартишоры “Цветы из кругов” (продолжение работы).
• Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона.
• Колобок из помпона (продолжение работы).
• Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. Приемы разметки на просвет.
• “Папочка для вкусностей” (кулинарных рецептов).
• Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”.
4 четверть (17 ч):
• Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”.
• Варианты аппликации на гнутой поверхности. Декоративные настольные куклы из цилиндра.
• Объемные игрушки из природных материалов: “Путешественницы”, “Бедная Баба Яга”, “Веселые медвежата”.
• Приемы подготовки яичной скорлупы к работе. Аппликация из дробленной яичной скорлупы.
• Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями.
• Практика работы на компьютере (12 ч):
– Информационные технологии.
– Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе.
– Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс.
– Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь.
– Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа.
– Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
– Компьютерная графика. Графические редакторы.
– Основные операции при рисовании. Практическая работа.
– Создание рисунков. Практическая работа.
– Компьютерная анимация.
– Компьютерное проектирование.
– Компьютерные игры.
4 класс
1 четверть (18 ч):
• Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала.
• Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”.
• Работа с соломкой. Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломы.
• Выпуклая аппликация из соломки “Бабочка”. Приемы окрашивания деталей “набрызгом”.
• Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку.
• Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой.
• Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем.
• Переплетные работы. Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”.
• Виды картона, происхождение, свойства. Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей.
• Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов.
• Правила безопасного резания тонкого металла. Приемы сгибания металлических полос.
• Подсвечник из металлической банки.
• Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”.
• Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет.
• Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”.
• Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”.
• Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт.
• Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией.
2 четверть (14 ч):
• Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы.
• Работа с текстильными материалами. Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка.
• Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия.
• Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани.
• Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”.
• “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия.
• Некоторые разновидности термопластов. Свойства поролона.
• Игрушки из поролона.
• Елочное украшение “Складная звезда”.
• Елочная подвеска “Золотая рыбка”.
• Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов.
• Подвеска из конусов “Петрушка”.
• Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов.
• Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”.
3 четверть (19 ч):
• Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”.
• Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия.
• Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме. Отделка работы жесткими деталями.
• Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”.
• Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы.
• Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков.
• Конфетница из половины нитяного ажурного кокона.
• Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей.
• Приемы разметки по шаблону, на просвет и по выкройке. “Кармашек для мелочей”.
• “Кармашек для мелочей”. Декоративная отделка изделия.
• Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”.
• Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия.
• Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка.
• Устройство лобзика. Правила заправки пилки в лобзик. Приспособления для выпиливания. Приемы пиления. Разметка фигурок, выпиливание.
• Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”.
• Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия.
• Игрушка из полуфабрикатов “Японка”.
• Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. Декоративная отделка изделия.
• Общественно полезный труд. Правила подготовки изделия к демонстрации на выставке.
4 четверть (17 ч):
• Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе.
• Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
• Файлы и папки (каталоги).
• Операции с файлами и папками. Практическая работа.
• Компьютерное письмо.
• Правила клавиатурного письма. Практическая работа.
• Операции при создании текстов. Практическая работа.
• Оформление текстов. Практическая работа.
• Организация текстов. Практическая работа.
• Создание печатных публикаций.
• Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа.
• Создание электронных публикаций.
• Гиперссылки в публикациях.
• Звуки, видео и анимация в электронных публикациях.
• Поиск информации.
• Поисковые системы. Поисковые запросы.
• Сохранение результатов поиска.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Основная:
Литература для учащихся:
Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
Литература для учителя:
Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл"
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие
Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие
Дополнительная:
Геронимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к планированию занятий. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
Геронимус Т.М. Альбом чертежей приспособлений для оборудования мастерской трудового обучения в 1-4 кл. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
Геронимус Т.М. Бумажное царство. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 кл. Методические рекомендации. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
Геронимус Т.М. Мои помощники - инструменты. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Набор инструкционных карт. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое руководство по использованию комплекта учебников-тетрадей по тркдовому обучению в школе 1 – 4.
Геронимус Т.М. Серебряная паутинка. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера. Неразъемная тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Учебный комплект по труду для 1-4 кл. - АСТ-Пресс, 1997
Геронимус Т.М. Учимся мастерить. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
2.Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
3.Набор металлических конструкторов.
4.Набор пластмассовых конструкторов «Лего». Образовательный конструктор «Лего». «Мир вокруг нас». Строительные кирпичи.
5.Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
6.Действующие модели механизмов.
7.Объемные модели геометрических фигур.
8.Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги.
9.Заготовки природного материала.
Оборудование класса
(В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами)
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.
Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология». Автор программы: Т.М. Геронимус
2 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Элементы содержания урока
Планируемые результаты обучения
Вид контроля
Использование ИКТ и ЦОР
Освоение предметных знаний
УУД
1.
Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Чему мы будем учиться на уроках труда. Аппликация из сухих листьев «Животные»
Р.к: «Растительность и животный мир Вологодской области»
Трудовая деятельность человека осенью. Природные материалы. Инструменты и приспособления для обработки природного материала Анализ образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Выполнять правила ТБ. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Уметь создавать композицию.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные: строить монологические высказывания.
Личностные: формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
Текущий. Изготовление изделия.
»
2.
Работа с искусственным
материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с искусственным материалом».
Изготовление рамок из пластиковых крышек.
Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций.
Выполнять правила ТБ. Приём наклеивания пластиковых крышек на бумажную основу.
Уметь создавать композицию.
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; удерживать учебную задачу.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
3.
Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
Правила изготовления аппликации из листьев и семян «Лесной царь»,
подбор листьев для композиции.
Р.к «Лиственные и хвойные деревья Вологодской области»
Трудовая деятельность человека осенью. Природные материалы. Инструменты и приспособления для обработки природного материала Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы.
Выполнять экономную разметку и клеевое соединение деталей. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Уметь создавать композицию.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним
Познавательные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром; преобразовывать информацию их одной формы в другую;
Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Лиственные и хвойные деревья Вологодской области»
4.
Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Изготовление аппликации из листьев и семян «Лесной царь».
Природные материалы. Инструменты и приспособления для обработки природного материала Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Выполнять разметку и клеевое соединение деталей. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.
Уметь создавать композицию.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
5.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».Виды разметки. Оригами.
Р.к. «Бумажное производство в Вологодской области»
Использование бумаги человеком Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Выполнять экономную разметку и клеевое соединение деталей. Виды разметки.
Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами.
Регулятивные: контролировать последовательность производимых действий.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию материала по заданным основаниям.
Коммуникативные: умение слушать и договариваться.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация
«Сокольский ЦБК»
6.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. «Кораблик».
Р.к. «Виды бумаги, производимые в Вологодской области»
Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Организовывать свое рабочее место. Виды разметки.
Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием контроль качества своей деятельности, выполнять правила ТБ.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: анализ изделия с целью выделения существенных признаков.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
предлагать помощь и сотрудничество
Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Виды бумаги, производимые в Вологодской области»
7.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами. Разметка квадрата складыванием. Изготовление квадратов разного размера
Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Декоративное оформление и изготовление плоских и объемных изделий по чертежам. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности, выполнять правила. Виды разметки.
Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.
Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над созданием изделия.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: формировать мотивацию к творческому труду.
Текущий. Изготовление изделия.
»
8.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами «Воздушный змей». Разметка квадрата складыванием
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей . Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Виды разметки.
Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами.
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме.
Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение.
Личностные: формировать уважительное отношение к мнению товарищей.
Текущий. Изготовление изделия.
9.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Оригами «Катамаран». Разметка квадрата складыванием.
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности. Виды разметки.
Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над изделием.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
предлагать помощь и сотрудничество
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
»
10.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Самостоятельная работа.
Оригами «Сова». Разметка квадрата складыванием
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя.
Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности. Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами.
Регулятивные: планировать свои действия с в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: строить монологические высказывания для планирования и регуляции своих действий.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
11.
Работа с природным материалом.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом».
«Соломенное царство».
Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке. Приём наклеивания соломки на бумажную основу.
Работать с природными материалами.
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Познавательные: умение классифицировать, сравнивать природные объекты на основе внешних признаков.
Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Текущий. Изготовление изделия.
12.
Работа с бумагой и природными материалами
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Коллективная работа
«Осень в лесу».
Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки Декоративное оформление и отделка изделий Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Планирование практических действий для реализации замысла. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Создавать композицию, работать с природными материалами.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного.
Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: принять эмоционально-ценностное отношение к природе.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Осенние листья»
13.
Работа с бумагой и природными материалами
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Коллективная работа
«Осень в лесу».
Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное
размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Планирование практических действий для реализации замысла. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Создавать композицию, работать с природными материалами.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним
Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над изделием.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
предлагать помощь и сотрудничество
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
14.
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Новогодние игрушки.
«Хлопушка».
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила. Приёмы обработки бумаги
Складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием.
Регулятивные: контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию в устной форме.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
15.
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
«Фонтанчик» из бумаги.
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Разметка с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке. Приёмы обработки бумаги.
Складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием.
Регулятивные: контроль последовательности производимых действий.
Познавательные: устанавливать аналогии.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
16.
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Разметка круглой детали «Разборная елочка».
Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приемы разметки круглой детали. Делать разметку круглой детали.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию в устной форме.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
17.
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Новогодний сувенир «Зимнее солнышко».
Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила. Приёмы обработки бумаги.
Складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формировать мотивацию к творческому труду.
Текущий. Изготовление изделия.
18.
Работа с бумагой
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Прямоугольники. Прочтем и поймем эскиз.
Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила ТБ. Работать по эскизу.
Строить прямоугольник с помощью линейки.
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
19.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Гофрируем прямоугольники. «Гофрированный веер».
Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила ТБ. Приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнять изделия путём гофрирования отдельных деталей.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним
Познавательные: создавать мысленный образ конструкции.
Коммуникативные: строить монологические высказывания.
Личностные: формировать мотивацию к творческому труду.
Текущий. Изготовление изделия.
20.
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки.
Р.к: «Из чего получают ткань в Вологодской области?»
Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды соединения различных материалов и соединений.
Соединять лоскутки ткани различными видами стежков.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного.
Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «История ткачества Вологодской области»
21.
Работа с тканью.
Вышивка. Виды украшающих швов. Стебельчатый шов.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Салфетка
Р.к: «Лен-гордость Вологодчины»
Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов.
Соединять лоскутки ткани различными видами стежков.
Регулятивные: контроль последовательности производимых действий.
Познавательные: исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Текущий. Изготовление изделия.
Видеоролик «Вологодс-кий лен»
22.
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Вышитая салфетка. Стебельчатый шов.
Р.к:. «Традиции Вологодской вышивки»
Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов.
Соединять лоскутки ткани стебельчатым швом.
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия.
Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Коммуникативные: строить монологические высказывания.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
Видеофильм
«Традиции Вологодской вышивки»
23.
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. Вышитая салфетка.
Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов.
Соединять лоскутки ткани стебельчатым швом.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного.
Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Виды ручных швов»
24.
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. Вышитая салфетка.
Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов. Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов.
Соединять лоскутки ткани стебельчатым швом.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в изделии; слушать и понимать речь других.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
25.
Работа с тканью.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой».
Приклеивание деталей из ткани и их сушка. Виды тканей. Аппликация из ткани.
Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов. Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды тканей. Приклеивать детали из ткани.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
26.
Работа с искусственной кожей.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Изготовление закладки из искусственной кожи «Цветочек».
Назначение материалов. Лицевая и изнаночная сторона. Вырезание на столе ножницами по линиям. Разметки детали Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное
размещение материалов и инструментов. Анализ работы.
Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с искусственной кожей
Склеивать детали из искусственной кожи.
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
27.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Деление круга на части. Сгибание круга. Сектор. Дуга. Игольница «Лилия».
Овладение основными приемами обработки бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Способы деления круга на части. Делить круг на части, сгибать круг.
Регулятивные: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.
Личностные: формировать мотивацию к творческому труду.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Игольница «Лилия»»
28.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия».
Овладение основными приемами обработки бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы обработки бумаги.
Складывать и сгибать детали.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями.
Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку.
Текущий. Изготовление изделия.
Презентация «Игольница «Лилия»»
29.
Работа с пластиком Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с пластиком и ножницами». «Цветок».
Разметка по месту.
Назначение материалов. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное
размещение материалов и инструментов.
Анализ работы. Вы-
ставка лучших работ
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с пластиком.
Работать с пластиком, прорезать детали по контуру.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
30.
Работа с бумагой и яичной скорлупой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой». Аппликация торцеванием. «Веточка и пасхальное яйцо».
Техника подготовки скорлупы к использованию. Оформление сувенира. Бережное использование материала Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы со скорлупой.
Наклеивать скорлупу на бумажную основу.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку.
Текущий. Изготовление изделия.
Видеоролик «Светлый праздник весны-Пасха»
31.
Работа с бумагой и яичной скорлупой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой».
Аппликация торцеванием. «Веточка и пасхальное яйцо».
Техника подготовки скорлупы к использованию. Оформление сувенира. Бережное использование материала Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы со скорлупой. Наклеивать скорлупу на бумажную основу.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Текущий. Изготовление изделия.
32.
Работа с поролоном и проволокой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с проволокой».
«Букетик».
Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач.
Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с проволокой и поролоном.
Работать с поролоном и проволокой.
Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.
Познавательные: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Текущий. Изготовление изделия.
33.
Годовая контрольная работа.
Выполнение заданий контрольной работы.
Анализировать и планировать предстоящую работу.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: умение проявлять познавательную инициативу.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку.
Индивидуальный
34.
Проект :уточнение, задачи, обсуждение.
Работа с бумагой.
Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».
Проект. Защита проекта
Основные элементы модели. Сбор анализа информации о создаваемом изделии. Коллективный выбор. Комплексные работы. Создание творческого проекта «Мебель в интерьере».
Анализировать и планировать предстоящую работу.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых проектов.
Коммуникативные: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формулировать свою точку зрения, вырабатывать общую позицию, выбирать форму участия в проектной деятельности; слушать и понимать речь других, оформлять свою мысль в изделии.
Личностные: осознание значения знаний для человека.
Защита проектов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ