Разработка урока технологии «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
Разработка урока технологии.
Тема: «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» (5 класс).
Составитель: Н.А. Мелихова,
Учитель технологии
г. Рубцовск 2013 г.
Пояснительная записка.
В рабочей программе по технологии теме «Материаловедение» отводиться 2 занятия, на которых необходимо обучающимся дать понятие о классификации текстильных волокон, о хлопке-сырце и волокнах льна. Познакомить детей с технологией изготовления нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства, с системами нитей, основы и утка, полотняным переплетением ткани.
Занятие по теме «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» направлен на:
изучение сравнительных характеристик тканей из хлопчатобумажных и льняных волокон;
оценку технологических свойств сырья и материалов;
применение их для изготовления швейных изделий;
распознавание видов тканей;
проявление у учащихся познавательных интересов и активности во время изучения ткани и выполнении практической работы.
Цель урока – организовать деятельность обучающихся по изучению свойств ткани и распознаванию их видов.
Технологическая карта урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные
универсальные
Организационная часть
-Контроль посещаемости и готовности к уроку.
-объяснение последовательности проведения занятия, назначение дежурных.
Раздача учащимся образцов тканей из х/б и льняных волокон.
Вводный инструктаж.
Актуализация ранее изученного на уроках: 1. Что служит сырьем для производства тканей?
2. из каких растений получают волокна для производства ткани?
3.какова последовательность изготовление ткани?
Определение целей и результата занятий.
Вопросы:
Что нужно знать о тканях, чтобы правильно подобрать для определенной модели швейного изделия?
Что необходимо уметь, чтобы определить соответствие ткани данной модели швейного изделия?
Изложение нового материала.
-Проинформировать о производстве текстильных волокон льна и хлопка, об их отличительных особенностях, от которых зависят свойства тканей. Объяснение с использованием ЦОР «классификация волокон».
-Рассказать о свойствах тканей из растительных волокон об отличительных признаках, по которым их можно узнать. Демонстрируя, сравнить льняную и х/б ткани, их свойства: гладкость, блеск, толщину нитей, мягкость, легкость, теплоту, легкость на разрыв нитей.
-Дать возможность учащимся наблюдать при сжигании нитей льна и хлопка характер горения, понюхать продукт горения.
-Продемонстрировать нитки и тесьму различных видов. Рассказать о видах ниток для пошива швейных изделий (х/б, полиэстер, шелковые). Пояснить, что тонкие ткани шьют тонкими нитками и наоборот; что цвет ниток выбирают обычно в цвет тканей. Для пошива шелковых тканей берут шелковые или синтетические нитки, х/б-ными нитками шьют хлопок, лен, шерсть.
Показать детям различные виды тесьмы: эластичную, декоративную.
Отвечают на вопросы по изученному материалу в начальных классах и на предыдущем уроке. Предполагаемые ответы:
Волокна.
Хлопок, лен.
Прядение, ткачество, отделка тканей.
Свойства тканей.
Распознавать виды тканей.
Использование учебной информации
Проявление познавательных интересов и активности.
Текущий инструктаж. Практическая работа «Определение вида ткани. Выбор ткани для проектного изделия».
Обсудить с учащимися порядок выполнения практической работы, используя инструктаж в учебнике. Пояснить, что необходимо записать в таблицу рабочей тетради словесную оценку признаков тканей, а затем назвать и записать вид ткани образцов №1 и №2.
Целевые обходы:
Контроль заходом работы;
Индивидуальный инструктаж (при необходимости);
Общий инструктаж (при необходимости).
Исследуют образцы тканей из х/б и льняных волокон по внешнему виду на ощупь и на разрыв, заносят результаты наблюдений в таблицу раб. тетради, после чего определяют и записывают сырьевой состав каждого образца: хлопок или лен.
Оценка технологических свойств сырья
и материалов, распознавание видов ткани.
Проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов.
Заключительный инструктаж.
При подведении итогов работы предложить учащимся следующее домашнее задание:
Попытайтесь обосновать свой выбор ткани для проектного изделия.
Какие свойства этой ткани являются для вас важными и почему?
-Проверка знаний осуществляется с помощью теста в рабочей тетради по темам «Технология изготовления ткани», «Текстильные волокна. Ткани из х/б и льняных волокон».
-Отметка выставляется в журнал на основе анализа выполненной практической работы. Если оба образца ткани распознаны правильно – оценка «5», если только один – «4», если оба неверно опознан – «3», т.к. ученик исследовал признаки ткани.
- Обобщение пройденного материала.
- оценка итогов совместной работы.
- выставление отметок и поощрение лучших учащихся.
-Домашнее задание:
1. Изучить параграф «Текстильные волокна ткани из х/б и льняных тканей». Ответить на вопросы параграфа.
2. Выбрать ткань для проектного изделия.
У учащихся есть возможность самооценки своих знаний с помощью эталона, имеющегося у учителя.
Самооценка умственных способностей
Список используемой литературы:
Н.В.Синица, В.Д. Симоненко Технология. Технологии ведения дома;5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М. «Вентана-Граф», 2012.
Н.В.Синица, В.Д. Симоненко Технология. Технологии ведения дома;5 класс. Тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М. «Вентана-Граф», 2012.
Н. А. Савостицкий, Э.К. Амирова Материаловедение швейного производства. М: Академия, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ