Развитие познавательных способностей учащихся классов компенсирующего обучения средствами народной педагогики
Думенко Татьяна Геннадьевна, учитель технологии МОСШ №14
г. Нижневартовска ХМАО-Югры
Развитие познавательных способностей учащихся классов компенсирующего обучения средствами народной педагогики
Педагогический инновационный проект
Введение
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Снижение мотивации к учению, психологический дискомфорт, непонимание со стороны взрослых, неуверенность в себе и своих возможностях, естественное стремление самореализации любой ценой - все это не последние причины наркомании, правонарушений, ранних беременностей, суицидов, участившихся среди подростков.
Поэтому «все более осознается как актуальная задача государства, общества усиление внимания к вопросам охраны здоровья обучающихся, созданию системы общедоступного, личностно ориентированного образования для детей группы риска, с трудностями в обучении, профилактике возникновения и развития школьной дезадаптации».
Выбор темы проекта «Развитие познавательных способностей учащихся классов компенсирующего обучения средствами народной педагогики» обусловлен не только актуальностью, но и желанием систематизировать и обобщить опыт работы с детьми, у которых временно нарушен нормальный темп психического развития.
Цель работы: показать широкие возможности использования средств народной педагогики для успешного усвоения учебного материала, а также для развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, кругозора, повышения мотивации обучения.
Задачи:
- возродить народные этические и педагогические традиции: показать их приспособление к новым социальным условиям;
- составить и апробировать сборник развивающих игр и упражнений со средствами народной педагогики;
- доказать эффективность использования в процессе обучения средств народной педагогики с целью развития личности ребенка.
Объект исследования - педагогический процесс - обучение и развитие учащихся классов КО.
Предмет исследования - конкретная часть объекта - развитие познавательных процессов средствами народной педагогики.
Гипотеза: Поскольку пословицы, загадки, сказки являются жемчужинами народной мудрости, в них сосредоточен тысячелетний опыт народа. Они являются наиболее эффективными средствами активации мыслительной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач проработана литература по психологии, педагогике таких авторов как А.В. Запорожец, Л.С. Выгодский, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков, Р.С. Немов, а также сборники упражнений для развития познавательных способностей, сборник загадок, пословиц, поговорок, сказки русских писателей.
В результате работы с литературой возникла идея составления сборника игр и упражнений со средствами народной педагогики для решения развивающих и воспитательных задач на уроке трудового обучения.
Для доказательства эффективности использования «жемчужин народной мудрости» на базе МОСШ №14 города Нижневартовска был проведен мониторинг ряда педагогических и психологических мероприятий.
Поскольку данная тема не освещена глобально в современной педагогической науке и психологической практике, справедливо считать ее оригинальной, перспективной, заслуживающей внимания учителей средней школы, родителей.
Возможности развития познавательных способностей
учащихся классов компенсирующего обучения
средствами народной педагогики
Воспитание и образование в современном
обществе не могут эффективно функционировать,
не могут даже просто существовать вне
народной педагогики, без этнопедагогики.
Г.Н. Волков
«Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания понимается исторически сложившийся опыт воспитания, обучения (можно добавить и «развития») детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем фиксируемый в виде фольклора, героического опыта, легенд и предсказаний, свода правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах, поговорках, в традициях».
Значимость народных средств воспитания отчетливо прослеживаются в творческом наследии великих педагогов: Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою к неожиданным продуктивным новшествам.
Программа общеобразовательной средней школы образовательной области «Технология» (обслуживающий труд, девочки) 5-6 классов включает знакомство со многими видами народного декоративно-прикладного творчества (вышивание, вязание, шитье), поэтому в ходе уроков всегда уместно использовать пословицы и поговорки, прославляющие трудолюбие и добросовестность в труде, загадки об орудиях труда, поучительные сказки и рассказы. Их можно применять как эмоциональное начало урока, напутствие к практической работе, смену деятельности, переход от одного этапа урока к другому, воспитательное назидание, средство обучения при индивидуальной, парной и групповой формах работы с учащимися.
Речь идет не только о традиционном применении пословиц, загадок, сказок в монологе учителя на уроке, но и о различных приемах развития мышления, воображения, внимания, речи.
Это особенно важно при работе с учащимися классов КО. Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены «как недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушением моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности».
Составленный сборник игр и упражнений (см. Приложение), апробированный в процессе обучения детей трудовой деятельности включает, например такие задания, активизирующие мыслительную деятельность:
- составьте из данных слов пословицу, поговорку, верное утверждение;
- вдумайтесь в начало пословицы и подберите подходящее окончание;
- объясните смысл нарисованной пословицы;
- отгадайте загадку, составьте устный рассказ об отгаданном предмете и др.
2. Система мониторинга успешности реализации проекта
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг…
А. С. Пушкин.
Для доказательства гипотезы проекта на базе МОСШ №14 города Нижневартовска, был произведен психолого-педагогический эксперимент, цель которого: доказать рациональность использования средств народной педагогики для успешного усвоения учебного материала.
Поскольку успешное усвоение учебного материала (особенно у учащихся классов КО) возможно при условии активизации мыслительной деятельности, преследуя сформированную цель синхронно будет доказана эффективность применяемых развивающих методов.
Участниками эксперимента стали учащиеся 5Б класса (статус КО) и учащиеся 5В класса (средние учебные возможности).
Для проведения эксперимента согласно календарно-тематическому планированию по программе технология (трудовое обучение, девочки) были составлены конспекты уроков, включающие игры и упражнения с пословицами, поговорками, загадками, рассказами и сказками. В течение учебного года изучаемый материал сопровождался использованием средств народной педагогики только в 5Б классе КО.
Контрольное тестирование по основным темам программы «Вышивание», «Элементы швейного материаловедения», «Конструирование и моделирование швейного изделия» проводились и в 5Б, и в 5 В классах.
Задания для тестов были подобраны учителем - экспериментатором самостоятельно, поскольку в методической литературе по предмету подобного материала не опубликовано. В ходе проведения тестов преследовались цели: установить уровень качества предметных знаний и умений учащихся для выявления пробелов и проведении коррекции по терминологическим понятиям, специальным умениям (выбор шва, чтение чертежа, характеристика ткани и др.), а также определить уровень развития умений классифицирования, логического и проектного мышления, памяти, монологической речи. Результаты анализа тестирования не только подтвердили рациональность использования на уроке средств народной педагогики для активизации мыслительных процессов, но и показали направление дальнейшей работы с учащимися.
Учащиеся 5 класса Б (КО) несмотря на низкие учебные возможности показали более высокие результаты тестов по сравнению с учащимися 5В класса, имеющимися средние учебные возможности. Этот факт легко объясняется активизацией мыслительной деятельности детей средствами народной педагогики.
Среди учащихся 5Б 5В классов в конце учебного года психологом школы было проведено анкетирование. Учебные интересы, оценивающие познавательные интересы и эмоциональное состояние детей на уроках
технологии, что также позволило сформулировать выводы об эффективности разработанной методики.
Так же было проведено дополнительное исследование творческих способностей девочек двух классов по методике, представленной Тарабаниной Л.В. в пособии для студентов педагогических вузов «Практикум по курсу «Психология человека». Исследование проводилось отдельно в каждом классе, результаты сравнивались и анализировались. Анализ исследования показал, что у учащихся 5Б и 5В классов достаточно высокий уровень креативного мышления, но все же у детей класса коррекции, где реализуются элементы этнопедагогики, он несколько выше, хотя заметно, что у учащихся преобладает конвергентное мышление (все представленные рисунки-образы оценивались только как вид сверху), таким образом, можно делать вывод о том, что проведенный мониторинг дает достаточно объективные сведения, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Заключение
Пословицы, поговорки, загадки, сказки - это жемчужины народной мудрости, в них сосредоточен тысячелетний опыт народа, поэтому они являются наиболее эффективными средствами воздействия на развитие способностей ребенка. Эта мысль была сформулирована в гипотезе проекта «Развитие познавательных способностей учащихся классов компенсирующего обучения средствами народной педагогики».
Выдвинутую в проекте гипотезу доказывают результаты психолого-педагогического эксперимента, проведенного на базе МОСШ №14 города Нижневартовска. Средства народной педагогики, во-первых, положительно влияют на уровень качества усвоения учебного материала (о чем говорят результаты тестов, проведенных на этапе первичного усвоения материала по темам программы); во-вторых, дают возможность развивать отдельные познавательные способности - восприятие, память, речь, мышление (что особенно важно при работе с учащимися классов КО); в-третьих, повышают мотивацию, способствуют улучшению эмоционального благополучия детей (что доказывает результаты анкетирования «Учебные интересы»); в-четвертых, помогают решать воспитательные задачи на уроке, а это в сумме является подтверждением рациональности использования на уроках трудового обучения изложенных методических приемов.
Творческий продукт педагогического проекта «Развитие познавательных способностей учащихся классов компенсирующего обучения средствами народной педагогики» - прошедшие апробацию рекомендации учителю, имеющие форму сборника игр и упражнений со средствами народной педагогики для развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов.
Сборник по структуре напоминает конструктор, отдельные части которого (упражнения, задания) можно комбинировать по усмотрению педагога в зависимости от уровня развития обучаемых детей, форм урока, его тематического содержания. Это не только создает условия удобства пользования, но позволяет пополнять сборник новыми материалами, расширять его, а значит, высвечивается перспектива роста педагогической квалификации самого учителя.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. Вузов - М: Академия,
1998
2. Безруких М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться. –
Тула: Акртоус, 1996.
3. Безруких М.М., Ефимова СП. Как получить «пятерку» за здоровье. Метод.пособие –
Тула: Арктоус, 1996.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. Заведений
- М: Академия, 1999.
5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //
Хрестоматия по психологии.
6. Городилова В.И., Кудрявцева. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению
недостатков письма и чтения - Санкт-Петербург: Дельта, 1997.
7. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //
Избранные психологические труды - М: Педагогика, 1986; Т. 1 стр. 227 - 232.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - М: Логос, 2001.
9. Киселев ПА. Как развить память ребенка - Санкт-Петербург: Аквариум, Дельта, 1996.
10.Коррекционная педагогика. Учебное пособие под ред. Б.П.Пузанова - М: Академия,
1998.
11. Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных
документов и учебно-методических материалов: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
12. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры,
обряды. - М: Школьная пресса, 2001 // Библиотека журнала «Воспитание школьников»,
выпуск 24.
13.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда - М:
Владос, 1999.
14. Н.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов выс. пед.. учеб. заведений в трех томах
- М: Просвещение, Владос, 1995.
15. Педагогика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкосистого - М: Роспедагенство, 1996.
16. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя под ред. Т.А. Ладыженской - М: Педагогика, 1990.
17. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сборник. Составитель Ю.Г.Круглов
- М: Просвещение, 1990.
18.Спетанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра - М: АСТ-Пресс,
1999
19.Тихомирова Л.Ф.. Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996.
21.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рад.школа, 1988.
Приложение
Материалы сборника
«Игры и упражнения со средствами народной педагогики
для развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов»
1. Загадки
Используются на уроках технологии:
- при характеристике орудий труда;
- при обучении приёмам организации рабочего места;
- в ходе изучения правил безопасной работы.
1. Маленькая, синенькая, всему свету миленька.
2. Весь мир наряжает, сама голая гуляет.
(игла)
3. Маленького роста я, топкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.
4. Зверок с вершок, а хвост семи вёрст.
5. Конь стальной, хвост льняной.
6. Одна подружка пролезла другой в ушко.
7. Ныряла, ныряла и хвостик потеряла.
8. Стальная лошадка, хвостик нитяной, мелькает птицей по дороге ситцевой.
9. Свинка - золотая щетинка, льняной хвост, по белому свету скачет, весь мир красит.
10. Штучка - одноручка, носочек стальной, а хвост льняной.
11. Держится подружка за моё ушко, стежкою одною всё бежит за мною.
12. Наш зверёк с вершок, а хвост с локоток.
(игла и нитка)
13. Не связана - как дорожка, а связана - как одёжка.
(нитка)
14.Наша тётушка Игла строчку по полю вела.
Строчка в строчку – будет платье дочке.
15.По полотняной дорожке скачет на одной ножке.
(швейная машина)
16. То назад, то вперёд, ходит - бродит пароход.
17. Идёт пароход то назад, то вперёд, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать.
18. Из угла в угол железным плугом.
19. Гладит всё, чего касается, а дотронешься - кусается.
(утюг)
20. На пальце одном ведёрко вверх дном.
21. Кругла гора, что ни шаг, то нора.
22. Маленькая головка, тысяча глаз.
23. У дядюшки Никона вся лысина истыкана.
(напёрсток)
2. Пословицы и поговорки о трудолюбии, о труде
Используются на уроках технологии в качестве:
- эпиграфа к уроку,
- вывода в сложившейся ситуации,
- воспитательного назидания,
- перехода от одного этапа урока к другому.
1. Без дела жить - только небо коптить.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Не разгрызёшь ореха, ток не съешь ядра.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Терпенье и труд всё перетрёт
6. Делу время — потехе час.
7. Дело мастера боится.
8. Труд на ноги ставит, а лень валит.
9. Работа красит человека.
10. Труд всё побеждает.
11. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя - глаза продирает.
12. Пчела мала, да и та работает.
13. От работы руки не отнимутся.
14. Горька работа, да хлеб сладок.
15. Без труда не вырастишь плода.
16. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
17. Труд не кнут, а человека подгоняет.
18. В работе «ох», а ест за трёх.
19. Была бы охота, заладится всякая работа
20. После дела гуляй смело.
21. Любишь кататься - люби и саночки возить.
22. Пчела далеко за каплей летит.
23. Рабочие руки не знают скуки.
24. Всякое уменье трудом даётся.
25. Без терпенья нет уменья.
26. Ленивый боится при деле труда, а праздный боится самого дела.
27. Где хотенье, там и уменье.
28. Есть терпенье, будет и уменье.
29. Золотые руки у того, кто обучился хорошо.
30. Каждое дело любовью освещается.
31. Как ручки сделают, так спинка сносит.
32. Кто мало говорит, тот много делает.
33. Надо наклониться, чтоб у ручья напиться.
34. Не привыкай к безделью, а учись рукоделью.
35. Кто труд любит, долго спать не будет.
36. Кроить - не шить, после не распорешь.
37. Крой да песни пой: шить станешь - наплачешься.
38. Думай медленно, работай быстро.
39. Дело мастера боится, а иной мастер - дела.
40. Порядок бережёт время.
41. Семь раз отмерь, один - отрежь.
42. Дом вести - не рукавом трясти.
43. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
44. Жадность да леность человека изводят и дохнуть не дают.
45. Лентяю что ни день, то праздник.
46. Держала Авоська Небоську, да оба упали.
47. Отцом не хвались, а сам учись.
48. Не по виду гляди, а по делам суди.
49. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
50. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. (Где тонко, там и рвётся.)
3.Задание с пословицами
(развитие мышления, умения объединять части в целое)
Составьте из этих слов пословицу, поговорку, верное утверждение:
1. Труд, труд, вынимать, рыбка.
2. Глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, свой, чужой.
3. Перетрёт, труд, терпенье, всё.
4. Час, время, дело, потеха.
5. Бояться, мастер, дело.
6. Человек, работа, красить.
7. Работа, хлеб, горька, сладок.
8. Плод, труд, не вырастишь, без.
9. Лучшее, дело, маленькое, безделье, большое.
10 Труд, умение, даётся, всякое.
11. Нет, уменья, терпения, без.
12. Спинка, ручки, сделают, так, сносит.
13. Рукоделие, безделье, учись, не привыкай, к, а.
14. Не шить, после, кроить, не распорешь.
15. Шить, крой, станешь, наплачешься, да, песни, пой.
16. Быстро, медленно, работай, думай.
17. Время, порядок, беречь.
18. Один, семь, отрежь, отмерь.
19. Вести, трясти, дом, не рукавом.
20. Не суди, хочешь есть, на печи, куличи.
4. Лексическая игра с пословицами и поговорками
(развитие внимания, логического мышления)
«Найдите ошибку»
Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Пыль молодцу не укора.
3. Взявшие мяч - мячом и погибнут.
4. Видит око, да зуб неймёт.
5. Вот где собака забыта.
6. Все пороги ведут в Рим.
7. Всякому хвощу своё время.
8. Город не тётка.
9. Готовь сени летом, а телегу зимой.
10. Ронять лодыря.
11. Всяк жулик своё болото хвалит.
12. Дружба дружбой, а кабачок врозь.
13. Есть ещё горох в гороховницах
14. Ждать у горя погоды.
15. Знает мошка, чьё мясо съела.
16. Икра стоит свеч.
17. Машу маслом не испортишь.
18. Блин блином вышибают.
19. Комар косу не подточит.
20. Лес рубят - кепки летят.
21. Мети, Емеля, твоя неделя.
22. Море по полено.
23. Моя дата с краю.
24. Не в деньках счастье.
25. Не в свои бани не садись.
26. Нет козы без шипов.
27. Обещанного три хода ждут.
28. Один с кошкой, семеро с ложкой.
29. После драки кулаками не пашут
30. Отольются кошке мишкины слёзки.
31. Первый блин колом.
32. По одёжке протягивай рожки.
33. Пуганая ворона куска боится.
34. Проще жареной репы.
35. Своя ноша не тонет.
36. Свято место густо не бывает.
37. Соловья башнями не кормят.
40. Танцевать от речки.
41. Тяжела ты, шашка Мономаха!
42. Уменье - свет, а неуменье - тьма.
43. Хоть кол на голове туши.
45. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
5. Рисуем пословицы (развитие фантазии, воображения, образного мышления)
Дети очень любят рисовать, попросите их нарисовать известную пословицу.
А по рисункам попросите учащихся воспроизвести текст пословицы. Если пословицы разные, отгадывать их будет очень интересно и полезно.
Хорошо, если учитель «свяжет» смысл пословицы с темой урока, с ситуацией, возникшей на уроке. Использовать подобные задания можно также в виде разминки, отдыха при монотонной практической работе.
6.Сказочные викторины (развитие мышления)
Вопросы:
1. Кому принадлежат эти вещи?
1. Разбитое корыто
2. Корзинка с пирожками и горшочком масла
3. Непростое яичко
4. Волшебная палочка
5. Пропеллер
6. Весёлая песенка и румяные щёчки
7. Невидимый наряд
8. Длинный деревянный нос
9. Горшочек, который рассказывал, у кого что готовится
Ответы:
1. Старуха из сказки Пушкина
2. Красная шапочка
3. Курочка Ряба
4. Фея из сказки о Золушке
5. Карлсону
6. Колобку
7. Голому королю
8. Буратино
9. Принцу - свинопасу Ю.Чиполлино
2. Кто дал эти телеграммы?
1. Купил семена, приезжайте тянуть.
2. Хвост нашли, плакать перестал.
3. Ушёл от зайца, волка и медведя.
4. Обязуюсь впредь мыть посуду.
5. Надоело носить на голове посуду.
Ответы:
1. Дед из сказки о репке
2. Ослик Иа
3. Колобок
4. Федора
5. Человек Рассеянный
7. Творческое домашнее задание:
придумать продолжение сказочной викторины по предложенным темам.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ