Самоанализ педагогической деятельности. Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Косихинского района
Алтайского края
Самоанализ педагогической деятельности
учителя технологии первой квалификационной категории
Папсулиной Инны Николаевны
Методическая тема школы – «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности».
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учащихся.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Личностно-ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы – учителей, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.
Хочу поделиться своим опытом создания личностно-ориентированного обучения на уроках технологии.
В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать лично ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них:
Привлекаю девочек к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия девочкам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро ориентироваться и изменять фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.
Использую групповую форму работы. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждая девочка поочередно выполняет обязанности бригадира; рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдением технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. У кого-то это получается хуже, у кого-то – лучше. Бригадная форма работы позволяет развить у девочек такие качества, как ответственность, коммуникабельность. Способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом девочки не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Моя задача как учителя – скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.
Подбираю индивидуально для каждой девочки посильно практическое задание. В ходе выполнения практической работы перед ученицами встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученицы необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты изделий. Тактично убеждаю учениц выбрать менее сложное, с технологической точки зрения изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленными. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку. Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – то, который у менее успешных учениц вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.
Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учениц и приращение знаний и умений каждого.
Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допущена ошибка, что недоработано. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой, и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем именно его ошибка.
Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках технологии я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.
Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды играет метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов я использую индивидуальную, групповую и коллективную работу. Групповая работа привлекает девочек возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя. Групповая работа дает возможность объединиться по интересам, воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива, позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет групповые работы. Например, при работе над проектом в разделе «Рукоделие» в 5 классе я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – панно из бисера, то есть единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются схемами, имеют дизайнерское решение.
Метод проектов я успешно использую и в дополнительном образовании. Вот уже несколько лет я руковожу кружком «Мастерица». Все этапы реализации коллективного творческого проекта находят свое отражение в работе кружка. На занятиях кружка девочки разрабатывают и выполняют элементы оформления костюмов и аксессуаров. Моя работа как руководителя кружка направлена на создание свободной творческой атмосферы сотрудничества, помощь в реализации творческих планов девочек, оказание необходимой поддержки и сопровождение на пути создания проекта. Ежегодно мы создаем новые коллекции: «Пушистые фантазии», «Серебряный дождь», «Солнечные переливы», «Золотая россыпь» и становимся победителями районных, окружных, межрегиональных конкурсов «Мода и время».
Мой опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учениц.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. Времени на это в школе отводится недостаточно. Выход – в повышении эффективности занятий.
За тот период, прошедший после аттестации, пришлось немало сделать для совершенствования оборудования ученической мастерской. Общими усилиями: родителей, администрации привели в нормальное состояние швейные машины, куплена новая современная швейная машина, появилась современная гладильная доска, утюг. Оборудовала стол раскроя. Изготовила и установила витрины, где выставляются образцы работ учащихся, а также стенды, на которых размещены плакаты по техники безопасности, художественно-прикладными технологиями. Своими силами, а также с помощью родителей и детей закупила инструменты, запасные части к швейным машинам. Кстати, у нас в кабинете во время работы звучит музыка. К тому же я считаю, что она благотворно влияет на молодой организм. У детей вызывает не только одобрение, но и подталкивает их на творческий подход к работе.
На многих уроках, чтобы больше заинтересовать девочек, я использую проблемные ситуации, ввожу элементы занимательности: решение технологических кроссвордов, задач на конструкторско-технологическую смекалку. Причем некоторые из них составляю сама. Поскольку на изучение теоретического материала отводится мало времени, часть его мои ученики осваивают самостоятельно, используя для этого тематические стенды.
Готовясь к урокам, планирую не только свои действия, но и содержание работы учениц, стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности девочек. Ценным подспорьем при этом является моя методическая копилка, собранная за все годы работы в школе: поурочные комплексные планы и разработки по всем темам учебной программы и для всех классов, технологическая документация, дидактический материал.
Стараюсь обучать девочек различным видам ручного труда. Тем более, что на этой основе они в дальнейшем значительно легче и успешнее овладевают механизированными инструментами.
За последние годы большое значение придаю ознакомлению девочек, начиная с 5-го класса, с правилами составления чертежей и технологической документации. К 11-ому классу мои ученицы, как правило, уже умеют самостоятельно читать и выполнять довольно сложные чертежи и технологические карты. Это особенно важно для успешного применения метода проектов, который, я считаю системообразующим в технологической подготовке моих учениц.
Мой предмет «Технология» дает возможность школьникам творческого самопроявления, дети проявляют познавательный процесс к предмету.
Порой научить шить, вышивать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому я систематически и терпеливо приучаю девочек координировать свои движения, работая двумя руками; учу организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учу рациональным приемам выполнения различных операций. Я всегда помню, что переучивать сложнее, поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Я убедилась, что девочка неуклонно идет к творчеству через подражание, качественное копирование, что является главным механизмом формирования креативности.
Выставляемая мною оценка учащимся с одной стороны отражает его успехи в продвижении к знаниям и умениям (личностный способ, оценивая), а с другой стороны – показывает объективные знания и умения, соответствует нормам и образцам. Я стараюсь быть предельно объективной и справедливой, стремлюсь к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме.
Чтобы девочки не потеряли интереса к предмету, стремились к получению новых знаний и умений, я в своей форме использую игровые формы. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Это уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – викторины. На этих уроках устанавливается более тесный контакт с одноклассниками, эти уроки помогают лучше узнать друг друга, развивается коммуникабельность. В каждом таком уроке есть «изюминка». Я стараюсь заинтересовать детей, увлечь за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. На уроках я поощряю любую полезную инициативу, подбадриваю, стараюсь поддержать сомневающихся.
В своей работе использую дидактические игры, которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образцам я не ограничиваю девочек жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Я предлагаю попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставляю задуматься. И если кому-то из девочек это удается, я обязательно поощряю, даже если предложенный ее способ более трудоемкий. Я считаю, что похвала стимулирует творческое саморазвитие.
В процессе своей работы я убедилась, что после каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Чтобы девочкам было интересно заниматься повторение, ввожу в урок игровые элементы (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, ввожу тестирование.
Учебный материал моего предмета «Технология» позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические факты, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки – все это дает возможность развития мышления и воображения, воспитывает эмоции, пробуждает интерес к предмету, помогает усваивать учебный материал. Взять хотя бы лото. Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют девочки 5-7 классов, причем игру я провожу как индивидуально, так и побригадно. В клетках карт указываю различные понятия, термины, обозначения мерок, а на маленьких карточках – их расшифровка, название или определение. Я разработала и использую лото по следующим темам: «Элементы материаловедения» (5-6 классы), «Конструирование» (5-7 классы), «Машиноведение» (5 класс).
В своей работе я использую и такую игровую форму, как составление детьми сказок на тему, связанную с изучением материала. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Учащимся 5-6 классов я предлагаю придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроках технологии. Например, сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки она легко усваивается. Или правила безопасности – дети обычно не понимают важность их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации, и спасти его сможет только знание этих правил, то девочка надолго их запомнит. Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому я предлагаю такую работу не всем, а только по желанию. Важно, чтобы ребенок окунулся в сказку, попытался что-то придумать сам и рассказал другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершать невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.
Работая с детьми, я считаю, что большую часть знаний и умений они должны усваивать не с моих слов и не только по моей указке, а в процессе самостоятельного поиска. Постоянно вовлекаю девочек в активное обсуждение, задавая вопросы: «А как вы считаете?», «Давайте обсудим, как это лучше сделать». Создаю проблемные ситуации, при этом поиск путей решения проблемы осуществляется коллективно, в обсуждениях и дискуссиях.
Использую в работе мотивационные приемы (постановка целей, показ значимости результатов труда); оказание помощи при затруднениях: напоминание, конкретизация, наводящие вопросы; стимулирующие приемы – убеждение, одобрение, поощрение. Большое внимание уделяю экологическому и экономическому воспитанию – учу детей изготавливать полезные вещи для дома. Стараюсь реализовать межпредметные связи с биологией (при изучении тканей и волокон), математикой (расчет и построение выкроек), историей.
Свою задачу вижу в том, чтобы раскрыть красоту труда, подвести девочек к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметах быта, отношении друг к другу.
Постоянно обращаю внимание на необходимость уважать мнение и критику членов коллектива, стремление жить его интересами, быть требовательными к себе и другим.
Больше работы поручаю выполнять коллективно, создаю такие ситуации, когда невозможно выполнить работу без товарищеской помощи. Так девочки учатся жить и работать в коллективе, уважать чужое мнение. Часто предлагаю проанализировать действия своих товарищей при выполнении работы. Коллективная оценка работы, критика способствуют активизации творческого мышления.
В последнее время я столкнулась с трудностями, обусловленными рядом объективных причин. Главными из них – это уменьшение количества учебных часов, отведенных на изучение программного материала, и снижение интереса учащихся к получению знаний. Приходится прикладывать немало усилий, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся.
Стала испытывать все больше затруднений при выборе объектов труда. Требования к ним стали очень жесткими, особенно с точки зрения затрат времени на выполнение предложенных изделий и стоимости необходимых материалов.
Как учитель с практическим опытом педагогической работы, считаю, что использование учебника по технологии обработки ткани имеет ряд ограничений. Во-первых, большая часть времени на уроках отводится практической работе, в силу чего учащиеся не успевают прочитать и освоить массив теоретических сведений, приведенных в учебнике. Во-вторых, меняется мода и изменяются технологии обработки текстильных материалов, поэтому учащихся необходимо знакомить с направлениями моды, обучать современным методам и приемам изготовления одежды, то есть настоящий материал учебника устарел.
Чтобы научить девочек ориентироваться в быстроменяющемся мире вещей, я постоянно знакомлюсь с инновационными технологиями и последними тенденциями моды. Готовясь к уроку, я пользуюсь специальной литературой по своему предмету, периодическими изданиями, в том числе журналами мод, материалом телепередач, интернет-ресурсами.
Как руководитель методического объединения учителей технологии, я предложила каждому учителю технологии разработать инструкции по технике безопасности, которые являлись бы источником информации не только для учащихся, но и для учителей-технологии, организующих безопасный учебный процесс. Учитель технологии, составляющие инструкции, добросовестно и ответственно отнеслись к этой работе. Проект инструкции согласовывался со специалистами охраны труда местного органа управления образования. После обобщения замечаний и предложений, разработали окончательный вариант инструкции по технике безопасности для учащихся. Каждой инструкции присвоили номер и наименование. Утвердили виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный.
Вводный инструктаж с учащимися проводится ежегодно в начале учебного года. О проведении вводных инструктажей делается запись в журнале регистрации с указанием даты, подписями учащихся и учителя.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми учащимися, работающих на одном оборудовании до начала образовательного процесса.
Повторный инструктаж провожу пред началом изучения каждой новой темы при проведении практических занятий.
Разработка учителем технологии полных подробных инструкций на рабочем месте способствует формированию у девочек безопасных способов выполнения рабочих операций.
Я убедилась, что необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Опытным путем подобрала комплекс упражнений для снятия утомления у учащихся, гимнастики глаз, коррекции осанки. На уроке этому отводится 1-3 минуты. В результате у девочек повышается работоспособность. Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья девочек. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы. Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред. Разработанные мною комплексы упражнений, которые я использую на уроках, помещены на стенде в кабинете.
На уроках технологии, на всех стадиях обучения изучаем вопросы безопасной организации труда с целью формирования у девочек сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности находящихся рядом.
Многолетний опыт работы убедил меня в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности.
Оценка знаний и умений – не самоцель. Это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебно-воспитательной работы.
В своей практике я применяю три вида контроля.
Во-первых, контроль учителя. По форме он бывает фронтальным (выполнение расчётов, чертежей, ручных и машинных работ); групповым (например, при составлении бригадой рекламы ткани или изделия); индивидуальным (текущий опрос, устный или письменный опрос по карточкам, решение кроссвордов, головоломок на учебные темы).
Во-вторых, взаимоконтроль учащихся, который целесообразен при проведении практических занятий, итоговых уроков.
Наконец, самоконтроль (самооценка) учащихся. Оценить – значит сравнить. Сравнить можно с предыдущим уровнем знаний или действий ученицы – личностный способ оценивания. С уровнем знаний или действий в аналогичной ситуации других учениц – сопоставительный способ оценивания. С определёнными установленными нормами или образцами – нормативный способ оценивания. Я использую личностный способ в сочетании с нормативным.
Я стараюсь избегать случайных оценок. Не «ловить» учеников на незнании, а выяснить его причины, войти в положение детей, считаться с их домашними обстоятельствами, настроением. Стараюсь не ставить оценок под горячую руку, чтобы позже не пожалеть об этом. Не спешу ставить двойку, плохая оценка – это крайняя мера.
Своим ученикам объясняю, что оценки имеют различный вес, значимость. Текущие, которые они получают на каждом занятии, показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело, итоговые оценки, выставляемые за знание изученной темы, выполнения изделия в целом. При выставлении годовых оценок, в первую очередь, ориентируюсь на итоговые.
Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для моих учениц не менее важна и оценка, выраженная в словесной форме. И чем младше девочки, тем они отзывчивее на неё. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребёнка. Окрыляет, заставляет поверить в свои силы. Ведь не секрет: нравится учитель, нравится и предмет.
Я взяла за правило: сначала выявить все хорошее в ответе или практической работе, а лишь потом отметить недостатки, ошибки, указав на возможность достижения более высоких результатов.
Стараюсь в ходе опроса словами, жестами, мимикой выразить своё согласие, помогая этим ученице сориентироваться, стимулируя правильные ответы и приостанавливая неправильный.
Оценочные действия в виде похвалы, одобрения, подбадривания или замечания, порицания, неодобрения влияют на весь ход работы.
Составляя для учениц инструкционно-технологическую карту, последним ставлю самоконтроль. Поначалу девочки не обращают внимания на этот пункт. Выполнив какую-либо операцию, спешат спросить: правильно ли? Я не тороплюсь с ответом, предлагаю им самим провести контроль, сверив свою работу с инструкционно-технологической картой. Когда девочки научатся находить свои ошибки, они смогут выставлять оценки друг другу и себе (взаимооценка и самооценка) с последующим моим контролем.
Ещё раз повторю: обоснованность каждой оценки стараюсь аргументировать. Ученик имеет право на собственное мнение. С ним можно согласиться или нет, но выслушать нужно непременно. Самооценка формирует у девочек критическое отношение к результатам своего труда, даёт представление об уровне его возможностей. В то же время это и воспитание нравственных качеств. Поставить себе оценку повыше – весьма соблазнительно, но совестно перед другими. Сам собой напрашивается вывод: лучше выполнить работу так, чтобы не было стыдно выставить за неё хорошую оценку.
Я стараюсь научить моих учениц самоконтролю – это значит сформировать у них привычку к самоанализу. Девочки учатся отдавать себе отчёт, владеть собой.
Некоторые мои ученицы показывают высокую результативность в технологии. Из них получаются хорошие помощники: они консультируют, контролируют и оценивают работу своих товарищей.
Известно, что учащиеся придают оценкам большое значение, поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний и умений, а не получение хорошей оценки любым путём.
Взаимодействую с родителями учащихся, даю систематические индивидуальные консультации относительно успеваемости и прогресса девочки, выступаю на родительских собраниях, проявляю инициативную деятельность.
Мои цели профессионального развития:
Усиление внимания к эстетическому развитию детей в процессе обучения технологии;
Развитие художественного вкуса учащихся, привлечение внимания к технологии через практические задания, основанные на выполнении изделий декоративно-прикладного искусства;
Ознакомление с современными методами обучения и воспитания школьников;
Ознакомление с наиболее актуальными проблемами модернизации отечественного образования;
Изучение новой учебно-методической литературы, нормативной документации.
Продолжение работы над организацией личностноориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, связанных с осуществлением профессионального самоопределения;
В учебно-методической работе добиваться комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщать их к общечеловеческим ценностям, продолжить формирование готовности к труду для себя и общества, осознанному выбору будущей профессии;
Формирование у детей таких важных качеств личности как привычка к труду и трудолюбие, добросовестность и творческое отношение к делу, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциплина труда.
Литература:
1. Кагаров Е.Г. Метод проектов в школе. – М.: Брокгауз-Ефрон, 2002.
2.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.:-2003тура:
1. Кагаров Е.Г. Метод проектов в школе. – М.: Брокгауз-Ефрон, 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ