Тема: «Культура школьной формы» 9 Класс


КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей».







VII научно-исследовательская конференция школьника

«Культура – понятие широкое»


Исследовательская работа по технологии.

Тема: «Культура школьной формы».







Выполнила:

Ученица 9 класса Помехтова С.

Руководитель:

Учитель ИЗО и технологии: Осипова М.В.












Таловая, 2014



Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире. Поэтому в нашей школе изучается предмет «Технология», где рассматриваются темы о культуре одежды человека в современном обществе, её назначения и функции.

Среди учеников очень актуален вопрос о необходимости школьной формы, многие педагоги считают ее нужной, и меня заинтересовало, почему же она так важна.

По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус школьников к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад.

Внешний вид многих школьников просто ужасает.

В нашей стране происходит экономический рост, но духовное и культурное развитие некоторых граждан остаётся неизменным. В современном обществе многое зависит от внешнего вида самого человека. И каждый из нас знает, что именно в школе начинает формироваться личность.

Именно то, что многие дети не понимают значение одежды (в частности школьной формы) подтолкнуло нас на проведение этой исследовательской работы, поэтому мы поставили следующие цели работы:

  • Выявить значение и необходимость школьной формы.

  • Рассмотреть особенности деловой формы одежды.

  • Рассмотреть историю школьной формы (как и при каких обстоятельствах, введена, история развития, современная школьная форма)

  • Выявить критерий школьной формы (школьный дресс-код)


История школьной формы.

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

История русской школьной формы.

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии и 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали вне положенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. А дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

1918г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазной пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.

С точки зрения «классовой борьбы » старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженная и подневольная положение. Но этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка – бедность. Ученики не ходили в школу в то, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

В СССР школьная форма в несколько раз менялась. Существовала несколько моделей. У девочек – коричневое классическое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательно. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые или белые банты.

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Покрой формы стал более идентичен тем направлением моды, которые имели место с1960-х годов. Правда, повезло только мальчикам. У них в середине 1970-х годах серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.

Для девочек в 1984 году был введен костюм – тройка синего цвета, состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В 1992 году была отменена школьная форма в школах Российской Федерации.


Современная школьная форма.

По мнению дизайнера М. Маро, педагоги, выбирая форму для учеников, должны, прежде всего, примерить её на себя. Смогут ли они сами ходить в школу в такой же из одежде из чувства корпоративности? Обсуждая возможные цвета, дизайнер протестует против клетчатых тканей: «Я бы не смогла часами смотреть в клетчатую спину перед собой или на воротничок в полосочку».

И. Кон, доктор философских наук, академик РАО: «Форма нужна, но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И ещё не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет. Я не одобряю милитаризацию и формализацию в одежде, но в школьной форме ничего такого не вижу: у школьников есть достаточно средств проявить свою индивидуальность и вкус. Форма дисциплинирует и подтягивает. Преимущество формы в том, что всё-таки рабочая одежда, а не праздничная одежда. А школа – место работы.…Другое дело, если правила потребуют носить форму постоянно, демонстрирую корпоративную принадлежность – это может вызвать протест, как было в своё время в старой гимназии».

Зарубежная школьная форма.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.

В Германии нет единой формы, ведутся дебаты о её введении. В некоторых введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так, как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций.).

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (дресс-код). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и тёмные брюки для мальчиков и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.


Влияние одежды на психологическое развитие школьника.

Давайте посмотрим и сравним, как одеваются некоторые школьники.

Школа. Мальчик одет в майку без рукавов, которая всегда считалась атрибутом мужского нижнего белья. Голые плечи обезображе6ны татуировками, в ухе масса серёжек – по всему периметру ушной раковины. Штанины завернуты. Осветлённые перекисью волосы стоят дыбом. Вид довольно кошмарный. Но ещё уродливей выглядит девица. Синими губами, чёрными ногтями на руках она напоминает мертвеца, а выбритые на голове дорожки похожи на проплешины, которые бывают у страдающих трихотилломанией. Это очень тяжёлым невротическим расстройством, когда больной вырывает у себя на голове волосы, выдёргивают брови и ресницы.

Явное обезображивание своей внешности называется в медицине «порчей образа». Оно бывает при весьма серьёзных душевных расстройствах.

Неопрятность вообще сейчас поднята на щит. Юбки с перекрестным подолом или даже в виде лохмотьев, прорези на джинсах, специально, художественно порванные пятки на чулках, рубашки, торчащие из-под свитеров или нарочно застёгнутые не на ту пуговицу, обвислые футболки, трёхдневная щетина.… Но ведь неопрятность – тоже один из клинических симптомов. А если точнее – то одно из важнейших указаний на шизофрению. Психиатрическому больному-хронику свойственно забывать застёгнута ли у него рубашка, давно ли он мыл голову или брился.

Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративность принадлежность. В России после чехарды со школьными нарядами форма медленно, но верно начинает возвращаться. На государственном уровне положение об обязательной школьной форме уже принято. Свобода стилей в школе просто стала раздражать директоров, учителей и даже родителей. Психологи считают, что дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации.

Психология цвета.

Большое значение в одежде человека имеет цвет, поэтому я приведу краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде школьников

Психологи давно установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. И наоборот, люди с различными уровнями тревожности выбирают различные цвета.

Белый. Цвет невинности и чистоты. Белый цвет у многих символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, не испорченность, неискушенность. Белый жилет придаёт облику изысканность, белое платье невесты означает невинность, белые пятна на географической карте – незнание и неизвестность. В рекламе понятие чистоты часто воплощается в сверкающем белоснежном кафеле. Врачи носят белые халаты, больничные палаты раньше были выдержаны в белом цвете (пока не установили негативное воздействие избытка белого цвета на психику).

Однако белый цвет может быть целительным. Людей, склонных к так называемой «зимней» депрессии, лечат белым светом, который дает толчок образованию гормонов кортизола, «пробуждающих» организм. Постоянная темнота, напротив, делает человека апатичным и ввергает в депрессию.

Психологи утверждают, что склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует об уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре.

Чёрный цвет – антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Чёрная душа, чёрная зависть, чёрный рынок, чёрный день. Чёрный – это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный цвет – цвет противозаконности. В каждом вестерне найдётся бессовестный, одетый в чёрное убийца с револьвером в руке. Кроме того, чёрный цвет – цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актёр на сцене. Люди, одевающиеся только в чёрное, привлекают к себе внимание психологов. Они хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно с этим подавляют свои внутренние наклонности.

Красный – цвет, пробуждающий наиболее глубокие и сильные чувства. Многим людям нравится красный цвет. Красный – цвет жизни, радости, здоровья.

Красный символизирует и опасность (предостерегающие дорожные знаки большей частью красного цвета). Красный – цвет агрессивности и страсти. В ярости кровь приливает к щекам. Люди от смущения краснеют. В медицине красный цвет успешно используют при лечении ветрянки и кори.

Розовый – цвет романтиков. Они смотрят на мир сквозь розовые очки, витают в розовых облаках.

Так же как и голубой, розовый, действует успокаивающе. Американские психологи установили, что трудновоспитуемые, агрессивные дети становятся спокойными, если какое-то время находится в «Розовой» комнате.

Любовь к розовому цвету говорит о том, что человеку требуется защита, ему не хватает уверенности.

Желтый цвет вызывает противоречивые чувства. Он говорит об интеллекте. Этот цвет ассоциирует с любознательностью, логикой, ясностью, прямолинейностью. С дугой стороны, многие отказываются от жёлтого цвета, считая его нездоровым.

Жёлтый традиционно считают цветом счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового, у них ясное мышление, аналитические способности и острый ум. Также жёлтый цвет вызывает и отрицательные эмоции.

Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий цвет обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов – это символ отдыха и удовлетворения самим собой.

Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально.

В природе представлены все оттенки зелёного цвета. Зелёный цвет смягчает страсти и – так же как синий – успокаивает. Этот цвет надежды, естественности, юности, свежести.

Зелёный цвет в умеренных дозах успокаивает, обилие зелени вызывает депрессию.

Оранжевый - это цвет, который возбуждает нервную систему и дает импульс работе мозга. Терапевты-колористы, рекомендуют всем, кто легко впадает в депрессивное и апатичное состояние, внести в окружающую среду больше внести оранжевого цвета.

Серый цвет – выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентность. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу, этот цвет говорит о серьёзности, основательности, компетентности, усердии.

Школьный дресс-код.

Первый закон «международного конкурса » гласит, что одежда делится на официальную и неофициальную.

Это деление существует как внутри мужской, так и внутри женской одежды.

Официальная одежда предназначена в основном для ситуаций делового общения и официальных мероприятий. Неофициальная одежда – для офисной работы, включающей в себя минимальную порцию делового общения.

Безусловно, соотношение официальной и неофициальной одежды будет разным у людей, принадлежащих к разным профессиям и занимающих разные должности. Сравним, например, структуру гардероба руководителя отдела и программиста.

Руководители (даже среднего звена, не говоря уже о высшем руководстве) гораздо чаще оказываются в ситуациях делового общения, которые требуют соответствующего наряда. К таким случаям можно отнести встречи с ключевыми клиентами, совещания с топ – менеджментом компании, переговоры с партнерами.

В то же время рядовые сотрудники офисов, те, кого принято называть «белыми воротничками», могут обойтись всего одним – двумя комплектами официальной одежды.

Слово «дресс-код» относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определённой корпорации.

Имидж – понятие не застывшее, он должен меняться в зависимости от роли, которую играет человек. Воздействие на аудиторию обязательно должно быть многоканальным. Поэтому стиль в оформлении внешнего вида может оставаться неизменным.

Так же для подбора имиджа необходимо выбрать стиль. Для школы наиболее подходят классический и деловой стили.

Классический стиль – характеризуется деловитостью, подчёркнутой строгостью и четкостью формы, минимум деталей и рациональностью кроя.

Деловой стиль подразумевает классический стиль, строгое решение.


Школьный дресс-код


НЕТ

ДА

1) мини-юбки

1) брюки, юбки (не короче середины бедра)

2) кофточки, оголяющие пупок, глубокие декольте

2)пиджаки, рубашки, блузы, свитера, кардиганы и т.д.

3) спортивный костюм

3) неброский макияж

4) яркий макияж


5) бижутерия




Исследование.

Мне было интересно узнать мнение учеников нашей школы о школьной форме. В исследовании учувствовало всего 56 человек. Это ученики всех классов.

- 60% сказали, что не против школьной формы, если она будет стильной и красивой,

- 13%, категорически против школьной формы. Считая, что это ущемляет их свободу самовыражения.

- 27 %, ответили, что им все равно.


На основе выведенных данных, можно сделать вывод, что взрослые должны учитывать пожелания учеников.

В ходе проведенной работы, я убедилась в необходимости введения школьной формы, ведь не зря она существует на протяжении долгого времени и является весьма актуальной в западных странах. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают. Во-первых, она является фактором дисциплины и сглаживает социальное неравенство. Во-вторых, цвета, используемые в деловом стиле одежды, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье и самочувствие человека.




































Список использованной литературы.

  1. Шибаева С. В. 12 секретов преуспевающей женщины.- М., Гранд 2004.

  2. Мухина Э. Г.-М., Астрель-АСТ 2007.

  3. Шнайдер Л. Секреты от BURDA: ты и цвет.-М., Внешсигма 1997.

  4. Карчевская Е. Здоровье школьника.- М., МЦФЕР 2007.

  5. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии щкольника.-М., Высшая школа 1990.































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ