Тема урока: «Текстильная открытка»
Тема урока: «Текстильная открытка»
Цель урока: Научиться делать текстильные открытки своими руками.
Задачи:
Образовательная:
содействовать развитию умения изготовить подарок, подбирать необходимые к обработке материалы для изделия в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла,
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.
Развивающая:
содействовать развитию творческих способностей детей, трудолюбия, инициативы и самостоятельности; формированию умения работать по плану; развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей.
Воспитывающая:
содействовать формированию положительного отношения к учению; воспитанию желания и умения видеть нравственный аспект своих поступков, желания осуществлять добрые дела, полезные другим людям;
Оборудование:
Мультимед. проектор, компьютер, образцы открыток, технологические карты, ножницы, цветной картон, клей, лоскуты текстильных материалов, шаблоны, степлер и различные дополнительные украшения.
Ход урока
План:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
III. Сообщение познавательных сведений.
IV. Практическая работа учащихся.
V. Рефлексия.
VI. Завершение урока.
I. Организационный момент (1 мин.)
– Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверью класса, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь на свои места.
II. Сообщение темы, цели урока.
- В начале урока мы примем участие в телевизионной передаче «Контрольная закупка» в роли экспертов. У вас на столах по два образца материалов. Наша задача: выяснить, чем отличаются между собой образцы материалов.
- Возьмите пожалуйста образцы материалов, рассмотрите внимательно и ответьте на вопрос - Что общего у них между собой? ( Они не рвутся)
- И чем отличаются между собой? (ответы детей: - на одном образце есть переплетение нитей, а на другом нет).
- Образец номер 1 . Что это за материал, есть переплетение нитей? ( Значит, это-ткань, т.е. тканый материал). Из ткани мы сшили фартуки и прихватки.
- Образец №2. На этом образце нет переплетения нитей.
- Как можно назвать этот материал, если нет переплетения нитей? (Нетканый материал, получаемый без процесса ткачества ( это– валяние, прессование, склеивание волокон и нитей). Показ слайдов- утеплители для рассады, для домов при строительстве , при пошиве одежды
- Уважаемые эксперты, подведите пожалуйста итоги. Заполните бланки и укажите, какой образец соответствует тканому материалу, а какой нетканому.
- Мы справились с нашей задачей и выяснили, чем отличаются эти материалы.
- А где в жизни используется нетканый материал?
-Хорошо, но есть и необычное, интересное, нестандартное использование нетканых материалов.
- В преддверии праздника 8 марта все мамы, бабушки мечтают о приятных сюрпризах и о подарках.
-Как вы думаете, как можно использовать хозяйственные нетканые салфетки в создании подарка?
- А я хотела бы подарить вам свою идею – создание праздничной открытки.
- Тема нашего урока: - Создание текстильной открытки.
-Цель урока: - Научиться делать текстильные открытки своими руками.
– Ребята, вы уже своей жизни, вероятно, каждый из вас не раз дарил открытки. - А что вы знаете об открытках?
– Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта)
Когда появилась открытка? не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным. История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток.
Сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, поздравление можно отправить смс сообщением, электронной почтой. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получают открытки, сделанные вручную.
Слово «hand-made»- Как оно переводится с английского? Правильно (хенд-рука, мейд- сделанный). И вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом.
Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.
III. Практическая работ
-Вспомним с вами какие правила по техники безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами.
Ответы детей.
Физкультминутка.
- У вас на рабочих местах лежат инструкционные карты (последовательность выполнения).
-Нужно вырезать круги из разноцветных салфеток, но вначале необходимо по шаблону обвести эти круги.
-Вырезали, затем сворачиваем круг трубочкой, но один конец острый, а другой расширенный, получился конус, степлером закрепляем посередине, выворачиваем, расправляем края, у нас получился бутон цветка. Нужно сделать 3 разноцветных бутона.
- Затем отрезаем узкие полоски зеленого материала для стеблей и вырезаем листья. Оформляем открытку цветами и дополнительным материалом.
- Мы с вами сейчас устроим выставку текстильных открыток.
-Получились красивые, оригинальные и неповторимые открытки.
Как вы считаете какая самая оригинальная? Самая аккуратная?
IV. Рефлексия
- Прочитайте следующие предложения:
Я научилась и умею делать текстильную открытку самостоятельно-розовый цвет;
Я научилась, но мне требуется помощь - желтый цвет;
У меня не все получилось, постараюсь сделать еще раз- синий цвет.
- Выберите то предложение, которое подходит именно вам, возьмите цветок, соответствующий по цвету к предложению и мы создадим все вместе букет наших знаний и умений (на доске нарисованная корзина) – закрепите в корзине свой цветок (нужно снять защитную пленку с обратной стороны цветка).
-Посмотрите, какой весенний букет у нас с вами получился.
-Итак, кто выбрал розовый цветок – тот получает оценку 5, кто желтый- 4, а кто выбрал синий цветок- тот постарается сделать самостоятельно открытку еще раз.
Домашнее задание.
- Нарисовать эскизы открыток разной формы и сделайте еще одну открытку дома.
- Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.
Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1
Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1
Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2
бразец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2
- В течение нескольких уроков мы с вами изучали свойства тканых материалов на основе шитья фартука. Давайте повторим, какие бывают волокна.
(коробочка с образцами волокон).
- Перед вами коробочки с образцами волокон. Ответьте мне пожалуйста на вопрос: -Что такое волокно? (Это очень тонкие, гибкие, прочные нити. Длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. (ответы детей)
Вывод: -Да вы правы, текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. Давайте рассмотрим классификацию волокон. (слайд). По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Существуют тканные и нетканые материалы. Тканные –путем переплетения нитей, нетканые – способом валяния, прессования волокон. …
- Рассмотрите пожалуйста волокна.
Из какой ткани мы шили фартук? Из каких волокон эта ткань изготовлена?.
Классификация текстильных волокон:
Текстильные волокна
Натуральные химические
Растительные Животные Минеральные
Хлопок Лён
И так фартук мы сшили из тканого полотна. А есть материалы и нетканые.
А сегодня мы будем изготавливать изделие из нетканых материалов. Покажите. где у вас нетканые материалы. Чем они отличаются от тканых материалов
III. Сообщение познавательных сведений.
– Ребята, вы уже достаточно взрослые, учитесь в 5 классе и в своей жизни, вероятно, каждый из вас не раз дарил открытки. А что вы знаете об открытках?
– Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.
(слайд 4) Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.
Когда появилась открытка?
С позиции истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным.
(слайд 5) Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году - сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
(слайд 6) Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
А китайцы (слайд 7) так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.
Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта.
(слайд 8) Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыни, Сербия и Чили.
(слайд 9) В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.
Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".
В России первые почтовые карточки-открытки появились в начале 1870-х годов. Но первые открытки были простыми, без украшений, почтовыми бланками. Иллюстрированные открытки стали издаваться только к концу Х1Х века. (слайд10
История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.
(слайд 11)
Российская поздравительная рождественская открытка (конец XIX века – начало ХХ века).
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. (слайд 12)
В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.
Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории.
С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную. (слайд 13-16)
Более того, hand-made открытками интересуются не только частные лица, – они часто становятся бизнес-подарками. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом и одновременно – рекламировать компанию, их подарившую.
На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.
Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!
Бывают открытки поздравительные, художественные, сувенирные и даже рекламные.
Что же означает слово открытка? В Большой Советской энциклопедии М.С.Забоченем дано известное определение филокартии (от греч. «φιλέω» — люблю и фр.«carte» — карточка), оно определяет открытки как почтовые карточки, или открытые письма которые предназначены для посылки по почте в открытом виде.
Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.
IV. Практическая работа обучающихся.
Нарисовать, выполнить открытку в стиле hand-made , посвященную Дню Учителя.
V. Закрепление пройденного.
– В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, мы выполнили ее?
VI. Завершение урока.
Домашнее задание.
–какой формы может быть открытка? В альбоме зарисуйте несколько эскизов открыток разной формы.
VII. Рефлексия.
– Вам было интересно?
– Что нового вы узнали?
– С какими трудностями встретились?
– Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.
Список литературы:
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992
Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983
Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998
Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976
Журналы “Юный художник”
Использованные Интернет-ресурсы:
handmade/hand_made
Цель: передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения поздравительных открыток.
Задачи:
◆ формирование представления об изготовлении открыток, как о современном виде прикладного творчества;
◆ привитие интереса к созданию открыток ручной работы;
◆ знакомство с историей создания поздравительных открыток;
◆ демонстрация работ мастера, инструментов и материалов для работы;
◆ формирование потребности в создании эстетических, креативных и уникальных вещей.
Форма проведения: лекция-беседа.
Вид мастер-класса: демонстрация работы.
Продолжительность: 10 минут.
Этап 2 (практический)
Цель: демонстрация методов и техник работы при создании открыток ручной работы.
Задачи:
- развитие творческого воображения через выполнение практического задания;
- формирование потребности в создании индивидуально подарка – открытки, как в средстве самовыражения;
- обобщение опыта работы в различных техниках прикладного творчества.
Форма проведения: практическое занятие.
Вид мастер-класса: совместная работа педагога-мастера с аудиторией.
Продолжительность: 30 мин .
1 этап.
Декоративно-прикладное творчество - многообразный и интересный вид деятельности, способствующий развитию мелкой моторики рук детей и их личностных качеств.
Одним из методов развития творческих способностей обучающихся является изготовление поздравительных открыток.
Искусство создания открыток, достаточно молодо, однако, открытками ручной работы люди занимаются давным-давно. Ещё в древнем Китае на Новый год было принято дарить друг другу открытки, тем же занимались и Египтяне. В Европе поздравительные открытки появились в XIII -XIV веках. Конечно же, это было крайне дорогое удовольствие, которое было доступно лишь обеспеченным людям. Это и затормозило развитие создания открыток, как своими руками, так и при помощи мастеров.
Лишь с середины XIX века, с развитием печати и индустрии, поздравительные открытки стали доступны простым смертным. В 30-х годах XX века открытки поставили на конвейер, началось их массовое производство.
В нашей стране «затишье» прошло с наступлением XXI века. Последние 5-10 лет наблюдается тенденция роста популярности различных видов рукоделия, и в том числе, изготовление открыток. Открытки и иные изделия ручной работы вновь в цене. В каждой подобной работе таится частичка души её автора, неповторимый стиль. Как нет двух похожих людей, так, наверное, нет двух похожих открыток ручной работы. Ещё одна причина популяризации рукоделия – потребность в творчестве. Человек так устроен. Ему это нужно.
Изготовление открыток своими руками - очень увлекательное и интересное занятие, оно нравится детям разного возраста. Даже самые простые открытки, сделанные своими руками, принесут огромное удовольствие мамам, папам, бабушкам и дедушкам и друзьям.
Данная поздравительная открытка проста в изготовлении, не требует дорогостоящих материалов и вполне под силу ученикам начальной школы. Вы получите готовую работу в течение одного занятия.
Материалы для изготовления открыток:
1. Основа открытки:
- Цветной картон или гофрированный картон (бархатная бумага).
- Салфетки вискозные хозяйственные (вариант: цветная креповая бумага, ватные диски).
- Креповая бумага зеленого цвета.
2. Инструменты для работы:
- Ножницы просты и фигурные.
- Фигурные и угловые дыроколы.
- Степлер.
3. Клеящие материалы:
- Клей ПВА (карандаш)
- Клей-пистолет.
4. Декоративные элементы:
- Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье.
- Бусинки, стразы, пайетки, бисер.
- Наклейки объемные, голографические и плоские.
- Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском.
- Тексты поздравление, название открыток, пожелания.
Текстиль (лат. textile — ткань, материя) — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Слово текстиль — производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество — наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение, наматывание и валяние.
И если у близкого вам человека намечается праздник, подумайте о подарке и поздравлении заранее. Найдите не только интересный и оригинальный подарок, но и интересный, душевный способ его поздравить. Пусть ваши слова, ваше поздравление западет ему в душу и запомнится надолго. А это и будет самым трогательным, самым душевным, - да просто самым лучшим подарком от вас.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ