Уборка и учёт урожая овощных культур, 5 класс
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
МОУ «Новоозёрская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока технологии в 5 классе по теме:
Уборка и учёт урожая овощных культур
Разработала:
учитель технологии
Устьянцева Ольга Владимировна
2011 год
Цели урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Обеспечить условия:
для формирования знаний о правилах уборки и учёта овощных культур
Обеспечить условия:
для развития познавательной самостоятельности учащихся, мыслительной деятельности, умения обобщать и делать выводы,
для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.
Обеспечить условия:
для формирования уважительного отношения к людям и их труду, бережного отношения к природе
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Тесты на весь класс,
2.Виды почв (три разновидности)
3.Набор овощей (свекла, морковь, лук, картофель)
4.Набор семян (морковь, свекла, огурец, тыква, помидор)
5.Иллюстрации к уроку
6.Тексты- сообщения (см . Приложение)
Ход занятия.
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Методические рекомендации
1.Организационный
Момент.
2.Активизация
знаний
2.1 беседа направленная на восстановление знаний учащихся о сезонных изменениях и погодных условиях в жизни растений
2.2 устный опрос
2.3 практическое задание (работа в парах).
3. Изучение нового материала.
4.Целеполагание.
4.1 Конкурс – викторина.
4.2 Решение проблемной задачи (опережающее обучение).
4.3
Физкультминутка.
4.4 Практическое задание.
5. Итог урока.
Контроль знаний (работа в парах с тестами).
5.1 взаимопроверка.
6. Организация групповой
рефлексии.
7. Домашнее задание.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня урок мне хотелось бы начать с дружеского приветствия друг друга.
Предлагает вспомнить стихотворения и загадки об осени.
Ответ
Отвечают
Ребята, отгадайте такую загадку (загадка об осени из стихотворения С. Маршака) : С колпачком на голове, будто в путь готовый, Он скрывается в листве дуба золотого.
Назовите характерные признаки осени?
Учитель
активизирует знания
учащихся:
1.наряд природы меняется,
2.уменьшается световой день,
3. понижается температура воздуха,
4.увеличивается влажность и количество осадков.
Учитель обращает внимание детей на оформление доски
(стихотворение Пушкина о природе).
Старайся наблюдать
различные приметы,
Пастух и земледел в младенческие лета, взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых ночей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
(из этого стихотворения видна взаимосвязь растений и погодных условий)
1.Что называется почвой?
2. Расскажите о строении почвы?
3. Какие вещества необходимые для роста и развития, растения получают из почвы?
Определите виды
предложенных образцов, какие из них с учебно - опытного участка?
Откройте тетради и запишите тему урока: Уборка и учёт урожая овощных культур.
Как вы думаете, о чём вы узнаете на сегодняшнем уроке, и где эти знания вы можете применить?
А кто может сказать, какие культуры называются овощными?
Изложение нового материала.
Овощи — повседневный продукт питания, незаменимый источник различных витаминов, минеральных солей, эфирных масел и фитонцидов, крайне необходимых для здоровья и гармоничного развития человека. Употребление разнообразных свежих овощей в пищу способствует правильному обмену веществ, предохраняет человека от заболеваний и поднимает производительность его труда.
Демонстрация овощей: картофель, свекла, лук, морковь.
Какие овощи вы ещё знаете?
Какие овощи вы выращиваете дома?
А сейчас обратите внимание на данный плакат: (приложение 1)
Годовая потребность человека в овощах.
120 кг в год,
в том числе: капусты 30 - 40 кг, томатов 25 – 30 кг, огурцов 10 – 12 кг, свеклы 5 – 10 кг, моркови 6 – 10 кг, лука 6 – 10 кг.
Питательную ценность овощей составляют углеводы, минеральные соли, особое значение имеют витамины. Чтобы не потерять все питательные вещества в овощах, необходима своевременная уборка
овощей (беседа о сроках уборки). Работа с учебником (как правильно срезать
свеклу) (рис. 13 стр 20.)
Знаете ли вы овощи?
1 Назовите овощи, у которых едят клубни, корни?
2 Назовите растения, у которых едят семена?
3 Назовите растения, у которых едят цветы?
4 Назовите овощи, у которых едят листья?
Давайте послушаем историческую новеллу «Заморский гость
(см. приложение 2)
Учитель показывает движения.
Сказала лопата: Земля - чтобы рыть.
Сказали ботинки: Земля - чтоб ходить.
Пришел человек и поклон свой отдал.
Земля - чтобы жить! - вот так он сказал.
Мы с вами на учебно – опытном участке собирали семена, птицы на ветках за нами наблюдали, и тоже собрали семена, но всё перемешали. Давайте разберём семена по видам и назовём их.
А можете ли вы по семенам определить, какие овощи из них вырастут?
Перед вами 10 вопросов с вариантами ответов.(см приложение 3;4) вы должны в течении 7 минут занести в тетрадь номер вопроса и буквенное обозначение правильного (ых) ответа(ов).
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверти работу одноклассника сверяя ответы с правильными ответами на полученном листе.
Выставление оценок в журнал.
Какие вопросы вызвали затруднение, почему? Какие вопросы понравились, а какие нет и почему?
Что не удалось, почему?
Что не понравилось?
Чем остались довольны?
Учитель предлагает схематично изобразить своё впечатление об уроке:
Круг – хорошо,
Квадрат – не очень хорошо,
Треугольник – плохо.
Предлагает учащимся подготовить и посадить грядки «под зиму» на выбор (чеснок, морковь, календула).
Приветствие:
Я друг и ты друг, (правую руку кладём на плечо соседа справа),
И все мы одна семья,(левую руку кладём на талию соседа слева)
Я звезда и ты звезда
И все мы созвездия, (повернулись друг к другу и приветствуем друг друга)
Я дрозд и ты дрозд,
У меня нос , и у тебя нос
У меня щёчки нежные, и у тебя щёчки нежные
У меня губки алые, и у тебя губки алые. (берутся за руки)
Мы с тобой два друга, любим мы друг друга.
Мы с тобой подружимся, мы с тобой покружимся.
Вспоминают и называют.
Дни стали короче, Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Осенью
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Осенью
(индивидуальное задание учащейся – стихотворение об осени И. Грекова:
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце,
паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Там нива полная щетится, а там уж
И озимь яркая блеснула.
Ответ учащихся (желудь)
Вспоминают признаки осени, называя их:
солнце уже не такое тёплое, яркое.
С деревьев опадают листья.
На улице пасмурно, прохладно.
Зрительное восприятие
Отвечают на вопросы.
Верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения.
Почва состоит из частиц, которые склеены между собой в комочки размера – от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.
Питание и воду.
Определяют, отмечают характерные особенности состава почв: песчаные почвы,
илистые почвы,
торфяные почвы ,
меловые почвы ,
глинистые почвы.
Записывают
Дети отвечают:
мы узнаем как правильно проводить уборку и хранение овощных культур.
Полученные знания мы можем применить на практике дома при уборке урожая.
Отвечают на вопрос учителя.
К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу.
Дети отвечают:
чеснок, огурцы, тыква, помидоры, кабачки, капуста.
Анализируют, фиксируют в тетрадях представленные данные, делают выводы о потребности человека в овощах.
Работают по учебнику.
Быстро ориентируются в вопросах, дают правильные ответы.
Картофель, репа, редис, морковь, свёкла, редька, лук, чеснок.
Горох, фасоль, бобы, кукуруза, подсолнечник, мак.
Одуванчик, цветная капуста.
Капуста, салат, зелёный лук, петрушка, чеснок, укроп, щавель.
Слушают и определяют о каком овоще идёт речь.
это – картофель
Дети, стоя около своих парт , повторяют движения за учителем.
Называют виды семян овощей.
Ответы детей: огурцы, морковь, свекла, кабачки.
Отвечают на вопросы теста.
Меняются тетрадями, проверяют ответы, выставляют оценки.
Высказывают своё мнение:
Понравились вопросы викторины об овощах.
Отвечают, выражают своё мнение, высказывают пожелания.
Рисуют настроение.
Записывают в дневник.
Заранее дать
задание.
Заранее написать на доске.
Следить за правильностью ответов.
Заранее подготовить и расставить по партам коробочки с образцами почв.
Заранее записать тему урока на доске.
Урок проводится на основе жизненного опыта учащихся.
Заранее подготовить овощи для демонстрации.
Заранее приготовить плакат.
Разложить учебники на парты.
Заранее дать индивидуальное задание учащейся.
Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка.
Расставить на партах коробочки с образцами семян овощей.
Правильные ответы целесообразно распечатать заранее на отдельных листах вместе с критериями выставления оценок. Учесть затруднения учащихся при дальнейшей работе.
Заранее раздать салфетки.
Рекомендовать при выполнении домашнего задания использовать таблицы учебника и приобретённые на уроке знания, жизненный опыт родителей.
Литература.
1.Павлова. О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе. // Школа и производство.- 2006 . - № 1,5.
2. Технология: Учебное пособие. 5-11 класс. /Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.Технология: Учебное пособие. 5 класс общеобразовательных. /Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф
4.Трайтак. Д.И. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. 5–7 кл. - 2002
5. Уварова.В.Д. Школьная пресса. // Школа и производство. - 2007. - № 1,8, 9.
Приложение 1
Годовая потребность человека в овощах.
120 кг в год,
в том числе:
капусты 30 - 40 кг,
томатов 25 – 30 кг,
огурцов 10 – 12 кг,
свеклы 5 – 10 кг,
моркови 6 – 10 кг,
лука 6 – 10 кг,
Приложение 2
«Заморский гость»
Растению этому поклонялись и его же ненавидели, его цветами украшали королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.
В немецком городе Оффенбурге стоит памятник известному английскому мореплавателю и пирату Фрэнсису Дрейку. Но на самом деле европейцы, по крайней мере испанцы, познакомились с ним раньше.
Как в Европе, так и в России «заморского» гостя встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать его наотрез отказывались.
Первые годы плоды этого растения были редким блюдом даже на царском столе. Из описи, составленной для одного дворцового обеда в 1741 году, мы узнаём, что этот «деликатес» был пода там в количестве 11/4 фунта, что составляет 0,5 кг, - и это для всего царского двора!
Потребовалось более ста лет, чтобы этот гость занял одно из первых мест на нашем столе.
Назовите это растение. (картофель)
Приложение 3
Тестовые задания по растениеводству.
1 Осенняя перекопка почвы нужна, чтобы
а. перевернуть пласт
б. создать рыхлый слой почвы
в. уничтожить всходы сорняков
г. заделать удобрения в почву
д.уничтожить вредителей
2 Выбери пословицы, указывающие на необходимость и важность удобрений для получения высокого урожая.
Больше землю удобряй – выше будет урожай
Возвращай земле долг - будет толк.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит
Давай ниве, так и нива даст
Навозом пашню не испортишь.
Земля навоз помнит.
На навозе и оглобля родит.
Клади навоз густо- не будет в амбаре пусто.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Кто о земле радеет, того и земля питает.
Правилами по сбору семян рекомендуется:
а) собирать семена в сухую погоду, созревшими на корню;
б) собирать в сухую погоду недозревшие семена;
в) собирать в сухую погоду перезревшие семена.
К овощам, закладываемым на хранение, предъявляется ряд требований.
Они должны быть:
а) зрелыми и здоровыми, без повреждений (порезов, ранок, ушибов);
б) зрелыми и сухими;
в) зрелыми, здоровыми, без повреждений и сухими.
Во время уборки корнеплодов:
а) обрезают ботву, оставляя черешки около 2 см;
б) обрезают ботву, оставляя черешки 8-10 см;
в) оставляют ботву необрезанной.
При подготовке корнеплодов к хранению, их:
а) тщательно очищают от почвы;
б) не полностью очищают от почвы;
в) закладывают без всякой очистки.
Уборку большинства овощей начинают:
а) утром;
б) вечером;
в) днем.
Признаки готовности картофеля к уборке:
а) усыхание ботвы;
б) созревание клубней;
в) пожелтение листьев.
Морковь долго не портится, ели:
а) ее уложить слоями с прослойками из сухой шелухи репчатого лука;
б) перед укладкой на хранение обрызгать корнеплод водным раствором луковой шелухи;
в) обмазать корнеплоды жидкой глиной и подсушить;
г) пересыпать слоями песка умеренной влажности или сухим мелом;
д) оставить до весны на грядках, срезав осенью ботву и прикрыв грядки толстым слоем листвы или соломы.
е) ссыпать в хранилище в кучу.
Корнеплоды свеклы и моркови хранят:
а) при температуре от О до Г С;
б) относительной влажности 95-98%;
в) в темном помещении;
г) в светлом солнечном помещении.
Приложение 4 (ОТВЕТЫ)
а; в; г; д
1,3,4,5,6,8
а
в
а
б
а
а, б, в
а, б, в, г, д
а, б, в
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ