Урок для 5-6 классов по теме: "Хранитель домашнего очага – домовой"
Лебедева Наталья Ивановна
Учитель технологии
МБОУ Гимназия №1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска
Хранитель домашнего очага – домовой. (5-6 класс)
Цель занятия: дать представление о хранителе очага у славян, об оберегах, ознакомить со значениями символов оберегов. Выполнить основные детали домового. Ознакомить учащихся с последовательность изготовления домового.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить с оберегами, со значениями символов оберегов;
Ознакомить с верованиями славян, связанных с жилищем.
Развивающие:
Развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
Приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;
Развивать понимание необходимости технологической последовательности изготовления изделия;
Развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;
Развивать умения логически мыслить;
Развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места;
Развивать эстетический вкус и творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;
Творческое отношение к труду;
Культуру труда;
Коллективизм, чувство взаимопомощи, усидчивость;
Ответственность за свою работу;
Художественный вкус;
Стремление доводить свою работу до конца;
Воспитывать интерес к русской культуре.
Тип занятия: комбинированный (соединение элементов теоретического и практического занятий).
Наглядность, оборудование занятия:
Компьютер;
Картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, ткань, нитка с иголкой, нитки шерстяные, верёвка, глазки, синтепон или поролон, символы оберегов, миллиметровая бумага.
Методы и формы обучения:
Игра;
Объяснительно-иллюстративный инструктаж;
Демонстрация презентации.
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство, технология.
Структура занятия
1.Организационная часть.
Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на занятии в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы.
2. Сообщение темы и задач занятия.
- Девочки, давайте посмотрим, что перед нами находится? Слайд 1
- Давайте соберём мозаику.
- Что вы видите на картинке?
- А почему он сидит на печке?
- Тема нашего занятия: Хранитель домашнего очага – домовой. Слайд 2
- Сегодня поговорим о домовом, об оберегах, познакомимся со значениями оберегов, с последовательностью изготовления мягкой игрушки «Домовой» и изготовим её.
3. Изучение нового материала
- Послушайте, стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей,
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги,
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робость полуношного вора,
И от недружественного взора
Счастливый домик Сохрани!
- С какими просьбами люди обращались к домовому?
- Что вы знаете о домовом?
Учитель дополнят рассказ учащихся следующей информацией:
В каждой крестьянской семье домовой считался покровителем и хранителем очага. Иногда он появлялся в образе маленького сухонького старичка с седыми всклокоченными волосами на голове и свалявшейся бородой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть на печи. Люди старались поддерживать с ним хорошие отношения. Если семья была дружная, трудолюбивая и жила с ним в ладу и согласии, домовой старался предостеречь её от грядущих несчастий. Если домовому что-то не нравилось, он начинал проказничать. Если, к примеру, нерадивая хозяйка не соизволила привести избу в порядок ( не подмела пол или не вымыла посуду), разгневанный домовой мог сорвать с неё ночью одеяло или сбросить неряху с кровати. Чистоплотной и аккуратной стряпухе он незримо помогал раздувать в печи уголья или же высекать огонь с помощью огнива. Если домочадцы без конца ссорились, то домовой начинал швырять из печи горящие дрова, бить горшки. Людям любившим перемывать косточки, домовой насылал типун на язык.
- Что такое типун?
Типун – болезненный прыщик, который мешал говорить и есть.
В избе, где стояла печь, ругаться считалось большим грехом.
В случае подобных выходок крестьяне старались изменить своё поведение. Чтобы домовой не обиделся и не покинул дом, его задабривали и оказывали всяческие почести. В те дни, когда пекли хлеб, домовому за печку клали специально испечённые крошечные хлебцы. Если переезжали в другой дом, то уважительно приглашали домового на новое место жительства: «Домовой, домовой, пойдём со мной». Переносили домового на хлебной лопате, в старом лапте, в горшке с углями из старой печи.
- А как сейчас мы относимся к домовому?
- Что ещё может уберечь человека от болезней, сглаза, опасностей?
Оберег –магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий.
- А сейчас посмотрите символику оберегов. Слайд 3
- И сейчас их используют люди, которые хотят защитить себя.
- Мы сегодня на занятии сделаем основные детали домового.
4.Практическая работа
Вводный инструктаж
- Прежде чем приступить к выполнению практической работы необходимо вспомнить правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Дети говорят правила ТБ:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы;
Лезвия должны быть сомкнуты;
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ногу;
Передавать ножницы нужно кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия;
Иглы и булавки хранить в игольнице;
Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
Знакомство с технологической последовательностью изготовления деталей домового
- Давайте познакомимся с технологической последовательностью изготовления деталей.
Возьмите картон и начертите на нём прямоугольник со сторонами 7см и 9 см. Вырежьте полученный прямоугольник. Слайд 4(а)
Намотайте на картон нитки. От количества витков будет зависеть пышность бороды. Слайд 4(б)
Снимите с картона нитки, вверху завяжите часть заготовки, выделяя нос. Слайд 4(в)
Нижнюю часть разрезать ножницами и подровнять нитки на нужную длину.
-Наш нос с бородой готовы.
Намотайте на картон нитки. От количества витков будет зависеть
пышность волос. Слайд 5 (а)
Снимите с картона нитки, полученное кольцо перевяжите. И отступив
от места перевязки 2 см, разрежьте нитки. Слайд 5(б, в)
- Волосы готовы.
Отрежьте от верёвки четыре одинаковых отрезка. На концах завяжите
узлы. Слайд 6
Возьмите лоскуток ткани со сторонами 14 см, в цент положите синтепон или поролон, сверху положите один из отрезков верёвки. Слайд 7(а) Поднимите края лоскутка и завяжите их ниткой или тесьмой. Слайд 7(б) Те же самые действия проделайте с другим лоскутком и отрезком верёвки
-Ноги и руки домового готовы. Слайд 7
На бумаге постройте прямоугольник со сторонами 11см и 16 см. Полученную выкройку вырежьте. Нанесите на выкройку припуски на обработку, направление долевой нити. Слайд 8
Наложите выкройку на ткань, сложенную вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь и обведите контур выкройки, отложите припуски на обработку срезов. Слайд 8
Вырежьте деталь.
Стачайте боковой и нижний срезы по линии кроя детали, сделав закрепки в начале и в конце строчки. Прострочите уголки. Слайд 8
Если нет швейной машины, то строчку можно сделать, используя « шов назад иголка».
Выверните заготовку, и обработайте верхний край швом « вподгибку с
открытым срезом» (подворачиваем срез на 1 см и замётываем). Концы
нитки должны быть длиною 10 см. Слайд 9
Наполните полученный мешочек синтепоном.
- Туловище домового готово.
Текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест учащихся)
- контроль организации рабочего места;
- правильность выполнения операций;
- соблюдение техники безопасности, правильных приёмов работы;
- индивидуальный инструктаж с учениками, у которых возникли затруднения.
Заключительный инструктаж:
Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.
5. Практическая работа
Вводный инструктаж
Вспоминаем правила техники безопасности
Знакомство с технологической последовательностью соединения деталей
- Из каких деталей состоит домовой?
Основные детали вы сделали на прошлом занятии, а сейчас вам
необходимо будет соединить их в нужном порядке и сделать своего
домового, усилив его силу оберегами.
- Давайте познакомимся с технологической последовательность
соединения деталей.
Возьмите волосы и вставьте их в отверстие в верхней части туловища.
Затяните верёвку и завяжите узел. Постарайтесь, чтобы концы верёвок
были одинаковой длины. Слайд 9
Расправьте волосы. Отрежьте нитки нужной длины. Слайд 10
Возьмите нос с бородой и приклейте их. Слайд 10
Чтобы правильно приклеить нос с бородой вам необходимо определить
место расположения глаз и место расположения оберегов.
Пришейте или приклейте руки. Слайд 11
Пришейте или приклейте ноги в нижней части туловища. Слайд 11
Приклейте глаза. Глаза можно купить или сделать самостоятельно из цветной бумаги, ткани, плёнки, пуговиц, бисера бусинок. Слайд 12
Выберите, вырежьте и приклейте обереги. Слайд 12
Текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест учащихся)
- контроль организации рабочего места;
- правильность выполнения операций;
- соблюдение техники безопасности, правильных приёмов работы;
- индивидуальный инструктаж с учениками, у которых возникли затруднения.
Заключительный инструктаж:
Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.
Физкультминутка после того как приклеили ноги.
- «Бегущие огоньки» (лазерная указка). Дети встаю, и следят за лучом
глазами, поворачивая голову и туловище;
- Глазами рисуют разнообразные фигуры (слева – направо и наоборот);
- Кончиком носа написать число, месяц, год рождения.
6. Итог работы.
- Вот мы и сделали оберег – Домовёнок. Ни один дом на Руси не обходился без оберегов. 10 февраля у домового был день рождения. Считалось, что в этот день он веселится, проказничает, а унять его можно было щедрым угощеньем и уважением.
Рефлексия
- Интересно ли вам было сегодня работать на занятии?
- Что вы чувствуете, когда держите в руках своего домового?
- Добавьте прилагательное к названию домовёнок.
чувства
прилагательное
радость
хорошенький
доброта
дорогой
защищённость
красивый
спокойствие
смешной
гордость и т.д.
странный и т.д
Источники информации:
1. ru.wikipedia.org
4. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: М.
Просвещение, 1990. – 160 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ