Урок на тему «Фартук, Матрёшка»
Урок на тему
«Фартук «Матрёшка»
Аннотация
Урок практического повторения по теме «Фартук» разработан для учащихся 7-9 классов коррекционной школы VIII вида. При планировании учитывались интеллектуальные возможности, трудовые навыки детей, уже имеющиеся у них знания и опыт.
Урок сопровождается компьютерной презентацией, что существенно облегчает восприятие материала, способствует коррекции внимания, мышления, памяти. Анимация строго дозирована, применяется только в тех случаях, где её использование совершенно оправдано.
Учащиеся знакомятся с историей матрёшки, актуализируют знания по теме «Фартук», «Отделка», приобретают умения по изготовлению фартука «Матрёшка», закрепляют навыки работы с иглой и ножницами, на швейной машине, навыки работы по алгоритму.
Урок способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, планирующих и ориентировочных умений учащихся; воспитанию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, уважительного отношения к культуре и традициям своего народа.
Вводный инструктаж перед практической работой проводится в доступной для детей форме, с демонстрацией операций и приемов, используется наглядность (слайды № 17-26). Во время работы звучит спокойная музыка. Русские напевы улучшают психоэмоциональное состояние учащихся.
Смена видов деятельности, чередование двигательной активности (танцевальная физминутка) и периодов сосредоточенной работы, эмоциональные стимуляторы и разгрузки (загадки, музыкальное сопровождение, анимация) – всё это создаёт необходимые условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
Итог урока – создание ситуации успеха, положительной мотивации перспективы. Дети видят результаты своего труда.
Этап рефлексии позволяет учащимся четко осознать, что полезного и нового они узнали, где смогут применить усвоенное и какие преимущества это им дает на будущее.
Последующие уроки – это практические работы по завершению изготовления фартука с применением данной презентации.
Цель урока: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. Изготовление фартука «Матрёшка».
Задачи:
1. Образовательные: проверить сформированность ЗУН по темам «Фартук», «Отделка изделий»: анализ изделия, план пошива, раскрой деталей, выполнение окантовочного шва, эксплуатация швейной машины, чтение инструкционной карты. Закрепить навыки по выполнению аппликации. Познакомить с историей возникновения матрёшки
2. Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, сосредоточенность, сознательное выполнение техники безопасности работы с инструментами.
3. Коррекционные: способствовать коррекции внимания, используя наглядность;
способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия;
способствовать развитию планирующих и ориентировочных умений, анализируя изделие и разбирая план пошива;
коррекция мелкой моторики через специальные двигательные упражнения и выполнение раскроя деталей аппликации.
Оборудование: Швейные машины; утюг; инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки);материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, «паутинка», шитьё); шаблоны выкроек; образцы готовых изделий. Матрёшка. Инструкционные карты. Мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока.
Этапы урока.
Примечания
1. Организационный момент.
Цель: Психологический настрой учителя и учащихся.
Упражнение «Клубок». Продолжить предложение:
- Я пришла сегодня на урок для того, чтобы…
Клубок ниток передаётся от ученика к ученику.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
Цель: Выявление знаний основных положений по теме урока. Систематизация знаний.
- Отгадайте загадку.
Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед.
- Для чего служит фартук?
- Для кого мы шили фартуки?
- Назовите детали фартука.
- От чего зависит количество деталей фартука?
- Что такое фасон?
- От чего зависит выбор фасона фартука?
- Перед вами фартуки. Чем отличаются фартуки? Что общего?
- Какие ткани применяются при пошиве фартука?
Раздать образцы тканей.
- Из каких тканей можно сшить фартук для работы в столовой? Подберите образец ткани. Выбор ткани прокомментировать.
3. Мотивация и целеполагание.
Цель: Постановка цели. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
- Ваше внимание на стенд «Сегодня на уроке». Назовите изделие.
- Что необычного вы заметили? ( Фартук изготовлен в виде матрёшки).
- Нравится вам такой фасон фартука?
* Предложить ученицам по желанию продемонстрировать фартук.
- Для чего его можно применить?
- Хотели бы сами изготовить такой фартук?
Назвать тему урока, сформулировать цели.
Эмоциональный
стимулятор.
Слайд №1
Развитие аналитических способностей мышления.
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Сравнение изучаемых объектов - один из приёмов, активизирующих процесс восприятия.
Коррекция зрительных восприятий, наблюдательности.
Коррекция внимания.
Формирование двигательной культуры, способности к самосовершенствованию.
Усиление мотивации ориентации на предстоящую деятельность.
4. Введение в тему.
Цель: Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
- Отгадайте-ка ещё одну загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это …
- Правильно. Это - русская матрёшка.
- Что вы знаете о матрёшке?
Показать матрёшку.
*Из истории матрёшки. (Приложение 1)
*Разнообразие видов современной матрёшки.
- Что общего у куклы матрёшки и нашего фартука?
5. Танцевальная физминутка
Ученицы выполняют танцевальные упражнения под музыку
6.Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
Детали фартука.
Отделка фартука.
Швы, применяемые при пошиве фартука.
Используемые ткани.
План изготовления фартука.
Записать в тетрадь
* Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
* Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги
Настрочить шитьё по намеченным линиям.
Обработать карман, пришить на основную деталь фартука.
Отделать деталь фартука аппликацией и тесьмой.
Обработать пояса и бретель.
Обработать срезы основной детали фартука окантовочным швом с одновременным втачиванием поясов и бретели.
Вышить ресницы и брови ручными стебельчатыми стежками.
Пришить пуговицы.
Отутюжить готовое изделие.
- Можно изменить последовательность пошива? Как? Почему?
7. Практическая работа.
А. Вводный инструктаж.
Цель: Практическое применение знаний. Формирование поисково - исследовательских умений и навыков.
1. Раскроить детали из ткани
(с учётом нити основы) и клеевой паутинки.
2. Перевести контрольные линии с выкройки на деталь из ткани с помощью копировальной бумаги.
3. Отделка основной детали фартука шитьём.
4. Обработка кармана. Соединение кармана с основной деталью.
Карман необычный. Это фартук матрешки. У кармана нет боковых и нижнего срезов, что значительно облегчает работу.
- Обработку кармана выполняем самостоятельно, используя инструкционные карты. Настрачиваем карман на основную деталь – по шаблону.
5. Выполнение аппликации.
- Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
1. Подбирайте лоскутки тканей по цвету, рисунку.
2. Перед шитьём лоскутки хорошо продекатируйте.
3. Вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нити основы в ткани, на симметричность парных деталей.
4. Детали аппликации и детали «паутинки» должны быть одинаковы!
* Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине, с ножницами, утюгом.
Упражнение «Добрые руки»
- У меня вот какие добрые руки. А у тебя?
Ученицы нежно поглаживают руки друг друга.
- А сейчас покажите, какие у вас умелые руки.
* Напутственные слова учителя перед работой:
- Матрёшка – это не только символ России, но и символ русской женщины, характер её и стать, крепость тела и духа, величавая и яркая красота. В каждой матрёшке, как и в каждой женщине, - своя «изюминка». К тому же матрёшка не только глаз радует, но и душу возносит до светлых творческих высот, вдохновляет мастеров на поиск нового, неизведанного! Работайте с душой, с любовью и в вашем изделии появится своя «изюминка», а вы получите огромное удовлетворение от своей работы.
Работа под музыку.
Б. Текущий инструктаж.
* Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение техники безопасности;
правильность выполнения приёмов и качество работы;
степень самостоятельности.
Через 15 минут самостоятельной работы проводится гимнастика для глаз.
В. Заключительный инструктаж.
Анализ выполнения практической работы.
* Показ лучших работ,
* Анализ допущенных ошибок.
8. Итог урока. Рефлексия. Оценка.
Цель: Обобщение пройденного материала, оценка.
- Вспомните цели, поставленные в начале урока.
- Насколько вы достигли цели?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что сегодня получилось?
- Над чем надо поработать?
- С чего начнём следующий урок?
Слайд №7
Расширение объёма внимания, формирование сосредоточенности.
Слайды №8,9,10
Слайд №11,12
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Слайд №13
Слайды № 14,15,16
Слайд №17
Развитие планирующих умений.
Формирование интеллектуальных навыков труда; развитие ориентировочных умений.
Коррекция памяти, речи.
Слайды № 18-26
Выработка устойчивых стереотипов поведения, направленных на уменьшение травматизма.
Психоэмоциональная коррекция + коррекция моторики.
Создание атмосферы доброжелательности, сплочения.
Насыщение положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Эмоциональный настрой.
Усиление оценочной деятельности самих учащихся.
Слайд № 27
Создание положительной мотивации перспективы.
Приложение 1
ИСТОРИЯ МАТРЕШКИ
Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Много есть версий, как и когда родилась она, но доподлинно известно, что прообразом ее послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна точили и расписывали русские мастера. Были они полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее.
Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды, как гласит одна из легенд , известный русский художник Сергей Малютин держал в руках русское расписное яйцо и японскую игрушку. Эти две разные игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели его на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку, затем еще и еще... По просьбе художника токарь В. Звездочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском сарафане: в платке, с черным петухом в руках. В ней прятались еще семь фигурок мал мала меньше, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Кто-то, увидев ее, восхищенно воскликнул: "Ну, прямо Матрена!"
Так девочку и назвали Матрена, или любовно, ласково - Матрешка, Матрешечка. Делают матрешек из лиственных пород дерева, березы или липы. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... Иногда число таких матрешек переходит за пятьдесят. Потом матрешка попадает к художнику, который одевает ее в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами. Выражение лица у каждой матрешки свое - есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьезные, а есть веселые, улыбчивые. Работа у художника кропотливая, тонкая. Но самое привлекательное в деревянной кукле-матрешке - ее яркая образность. Смотришь на них, любуешься тонким чувством цвета и высоким орнаментальным искусством мастера и проникаешься чувством гордости за его талант и одаренность.
Литература:
Швейное дело 6 класс Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина, М. Просвещение 2007
http://www.liveinternet.ru/users/3422645/post210143158/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ