Творческая разработка по теме "Сюжетно – ролевая игра в начальной школе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

города Новокузнецка














ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Сюжетно – ролевая игра в начальной школе.








Подготовила

учитель начальных классов

Низамова Ольга Николаевна











Новокузнецк, 2012




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Основная часть

Заключение

Литература

Приложения

































Введение.

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игры широко используются на различных уроках в начальной школе.

Для ребенка игра – увлекательное, прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игры способствуют воспитанию личностных качеств (воли, настойчивости, стремления к преодолению трудностей, упорства в достижении цели), развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, ненасилия, истины, любви) особенно в условиях совместной игровой деятельности, без прямого вмешательства педагога.

Вышеуказанные качества, навыки, ценности воспитываются и формируются в игре во всех формах школьной и внешкольной работы, что обеспечивает качество содержания как игровой, так и учебной деятельности. Важным моментом при этом является сохранение в начальной школе преемственности в организации и руководстве игрой учащихся, в которой взрослый становится непосредственным участником совместной деятельности. В связи с этим сюжетно-ролевая игра в младшем школьном возрасте не рассматривалась как средство социализации личности, что требует сохранение ее в начальной школе. Поэтому актуальным является использование в начальной школе игры, которая обеспечивает решение проблемы социализации личности младшего школьника.

Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.

Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские игры и игры с элементами труда.

Можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности школьника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.



Игра как средство организации познавательной деятельности учащихся


Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов.


На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.


Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного решения.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Дифференцированный подход к обучению, учет их личностных качеств и уровня подготовки по предмету.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.


Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.


Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.


1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Их основным содержанием является система отношений с взрослыми.


2. Специфическое удовольствие игры связано с продолжением побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.


Игры детей младшего школьного возраста


В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению. Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе

(познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.


Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.


Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».


Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.


В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.


Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.


Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.


«Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми».


При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.


Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.


Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.


В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.


У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.


Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.


На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.


Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.


Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.





Ролевые игры на уроках математики.


Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике. На каждом уроке математики, я стремлюсь создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У детей начальных классов фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. На уроках стараюсь провести игру, игровые упражнения, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз – учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный материал.

Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике. Важно с самого начала заинтересовать ребенка, поэтому урок начинаю с игрового момента.


Сегодня в гости к нам пришел сказочный герой. Все хотят помочь своему любимцу. Дети стараются писать, считать, читать так, чтобы на них обратил внимание и похвалил наш гость. На урок к нам приходят Веселые человечки. Они приносят в разноцветных конвертах задания, например, сравнить числа, решить примеры или задачи и др.


Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская матрешка. Эта игрушка с секретом. Открываем по одной матрешке и в каждой задание (счет в прямом и обратном направлении; счет через два, три, четыре, пять; по составу; составление задачи и др.).


Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все его задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их) дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.


Ребята моего класса очень любят путешествовать, поэтому я часто провожу игры – путешествия. Так, в один из дней отправились на паруснике открывать новые острова: острова цветных цифр (красные – счет от1 до 20 или через 1, 2; синие – обратный счет); задачные – жители которых только и делают, что решают задачи. Пробуем решить их. Но что это? Начинается шторм – это разгневался Черномор. Он требует выкупа. Черномор отпускает нас после того, как мы выполним его задания.


В страну Математика отправляемся на поезде, который составляем сами. Там увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры и арифметические знаки. Заглянули в домик, в котором поссорились числа. Помогли им занять свои места. Встретили первого жителя страны – мудреца математики. Он предложил нам решить интересные задачи, посмотрел, как мы пишем в тетради.


Попали еще в одну страну. Удивительную и непонятную. Все здесь странно. Деревья растут вверх корнями, пять находится в плену у двойки и другие. Решив правильно задачи и примеры, мы навели порядок в этой стране: освободили пять, правильно посадили деревья.


При закреплении знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток побывали в цирке. (Использовала рисунки артистов цирка, вывешивая в ходе игры). На доске записи примеров. У каждого ребенка входной билет. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но с одним и тем же ответом – 11. На втором ряду билеты голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты желтого цвета и примеры с ответом 13. Входим рядами. Итак, помогли Мишутке проехать по математическому лабиринту. Дети решили примеры и стрелками указали путь. Подружились со слоненком, выполнив его задание. Оказали помощь Зебре, решив его примеры и т. д.


Эти игры время от времени повторяются. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, они радуются ему как впервые.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.


Работая с детьми над усвоением последовательности чисел, счета предметов, таблиц сложения провожу следующие игры: «Угадай-ка» (завязав глаза), «Лыжная эстафета» (расставить зверюшек по порядку), «Удивительное дерево» (счет по порядку и обратно). Планируя проведение игры на уроке не надо забывать, что урок – это труд, кропотливая работа. Игра – лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели.











Вывод


Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты. На своих занятиях использую игры с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития каждого ребенка. Наряду с классическими формами и методами работы использую этюды, гимнастику, творческие вечера. Применяю игры для активного отдыха, игры на воздухе, рисование, которое помогает снять напряжение, ауторелаксацию, помогающую детям расслабиться, психогимнастику для снятия психоэмоционального напряжения, арттерапию, музыкальную терапию. Известно, что музыкой можно лечить нервное истощение, меланхолию, стресс и многие другие расстройства. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги – Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности – Бетховен, успокоительное – Брамс. Музыка обладает огромной силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Совместно с учителями изобразительного искусства, музыки помогаем ребятам открыть для себя окружающий мир, учим понимать красоту искусства, красоту жизни, развиваем кругозор детей, их интеллект.


Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие младшего школьника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение младшего школьника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.








Список использованной литературы



1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]/Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение,1987.- 237 с.

2. Орлова,Н.Г. Золотое кольцо России [Текст]/Н.Г.Орлова. – М.: Белый город, 2009. – 47 с.

3. Плешаков,А.А. Мир вокруг нас [Текст]: учебник для 3 класса начальной школы, часть 2/ А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2008. – 88-99 с.

4. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. – 342 с.

5. Остер Г.Б. «Задачник» Москва, «Спарк-М» 1995 г. 6. Байрамукова П.У. «Внеклассная работа по математике» Москва, «Издат-школа «Райл» 1997 г. 7. Зак А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.

























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ