Синтаксис и пунктуация Словосочетание как единица синтаксиса 8 Класс

II четверть

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание как единица синтаксиса


§10. Виды словосочетаний

Урок 28. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса

Цели урока: 1) углубить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики; 2) расширить, углубить и систематизировать сведения о словосочетании как единице синтаксиса.

  1. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (эпиграф на с. 81, задания на с. 81, текст (с. 81 – 82), задания на с. 82, упр. 164, 165, 166 (1), 167, упр. 168 (устно))

  2. II. Словосочетание как единица синтаксиса (упр. 171, текст на с. 85 – 87, упр. 172 (1, 2), 173, 174 (1))

Д.з.: 1) упр. 170, 166 (2); 2) задания на с. 87, 88 (к тексту); 3) индивид. задание – упр. 169; 4) по желанию – упр. 168 письменно, 172 (3), 174 (2).


Урок 29. Виды словосочетаний

Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения о видах словосочетаний по морфологическим признакам главного слова; 2) формировать представление о видах словосочетаний по степени спаянности компонентов; 3) тренировать учащихся в проведении синтаксического разбора словосочетаний.

I. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса (повторение – проверка домашнего задания, упр. 175)

Проведём фронтальный опрос по следующим вопросам:

Какой раздел лингвистики называется синтаксисом? Какие единицы языка изучает синтаксис?

Какие виды синтаксической связи различают? В чём заключаются особенности каждого вида связи? С какой целью используется каждый из них?

Что изучает пунктуация?

Почему синтаксис и пунктуация изучаются одновременно?

Какую единицу синтаксиса называют словосочетанием?

С помощью каких средств устанавливается смысловая и грамматическая связь между элементами словосочетания? Покажите это на примерах.

Какие типы подчинительной связи существуют?

Какие сочетания слов не являются подчинительными словосочетаниями?


Выслушаем сообщение одного из учащихся по плану в упр. 170, а затем попросим ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упр. 169, продиктовать два-три предложения, составленных из приведённых в задании 1 этого упражнения слов, одноклассникам и высказаться по теме задания 2.


II. Виды словосочетаний по морфологическим признакам главного слова (упр. 178, 179, 181 (устно))

III. Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов (текст на с. 93 – 94, упр. 190, 195)

IV. Типы подчинительной связи. Синонимичные словосочетания (упр. 177, 185, 188; текст на с. 93, упр. 189)

Д.з.: 1) упр. 178 повторить, привести примеры словосочетаний, соответствующих данных схемам; 2) упр. 187; 3) индивид. зад – упр. 183, 184 (1), 180, 194.

Резерв – упр. 176, 191.


§11. Культура речи. Употребление словосочетаний

Урок 30. Употребление словосочетаний

Цели урока: 1) повторить сведения о видах словосочетаний по морфологическим признакам главного слова, по степени спаянности компонентов, 2) повторить и систематизировать сведения о нормах русского литературного языка; 3) тренировать учащихся в использовании орфоэпических, грамматических и лексических норм в собственной устной и письменной речи.


I. Виды словосочетаний (повторение – проверка домашнего задания). Синтаксический разбор словосочетания (упр. 193)

Попросим учащихся рассказать о видах словосочетаний по морфологическим признакам главного слова и привести соответствующие примеры. Затем учащиеся записывают под диктовку одноклассников, выполнявших индивидуальные задания, словосочетания с указанными в упр. 180 и 194 паронимами, а затем – словосочетания в соответствии с заданиями упр. 183 и 184 (1).

После этого ребята выполняют упр. 194.

II. Нормы русского литературного языка (задания на с. 96, упр. 196)

III. Орфоэпические нормы (упр. 197, текст на с. 97, упр. 199)

IV. Грамматические нормы (упр. 200, 204)

V. Лексические нормы (упр. 206, 208)

Д.з.: 1) пересказ текста на с. 85 – 87; 2) упр. 201, 203; 2) индивид. зад. – упр. 198 (см. Примечание), 205, 209.

Примечание. Упр. 198 можно предложить в качестве индивидуального двум-трём ученикам.

Резерв – упр. 202.



Урок 31. Сжатое изложение

Цели урока: 1) тренировать учащихся в проведении анализа композиции художественного повествования и составлении сложного плана; 2) отрабатывать умение учащихся использовать разные способы сжатия текста для изложения основного содержания.

I. Употребление словосочетаний (повторение – проверка домашнего задания)

Ребята объясняют выбор предложно-падежных форм при построении словосочетаний со связью управление (упр. 201 и 203), а затем слушают сообщения учащихся, выполнявших индивидуальные задания, и записывают под их диктовку соответствующие словосочетания.

II. Подготовка к сжатому изложению (упр. 210)

1. Внимательное чтение текста упр. 210 и определение его стиля и типа речи (художественное повествование), темы («Спасение ребят, попавших в шторм» и идеи («Борис Житков во время шторма проявил себя как верный и надёжный товарищ: он не потерял присутствия духа и, сумев выбраться на гребень мола, стремился спасти друга»).

2. Подбор заголовка («Проверка на прочность», «Двое в бушующем море»).

3. Определение количества основных композиционных частей (четыре основных части: 1) шторм и борьба со стихией; 2) поступок Бориса Житкова; 3) спасение ребят сторожем; 4) оценка качеств характера Бориса Житкова Чуковским).

4. Выделение ключевых слов в каждой композиционно-смысловой части – абзаце.

1) На лодке, сильный ветер, спасение, до гавани.

2) Оказалось невозможным, бить о мол.

3) Весло сломалось, Житкова нет.

4) Прыгнул на мол, вскарабкался, закричал, конец.

5) Понял в общем значении, завопил от предсмертной тоски.

6) Сторож вытащил ребят.

7) Скинуть платье, бегать, согреться, уложил, прикрыл.

8) Храбрость, верный, надёжный.

5. Составление плана. План может быть примерно следующим.

I. Внезапный шторм.

1. Борьба со стихией.

2. Разбушевавшиеся волны.

II. Отчаянный поступок Бориса Житкова.

1. Исчезновение Житкова.

2. Смелый прыжок.

3. Губительное непонимание.

III. Спасение.

1. Помощь сторожа.

2. Защита от простуды.

IV. Восхищение храбростью Бориса Житкова.

6. Устное сжатое изложение содержания каждой части.

↑Поможем ученикам слабого класса устно сжато изложить содержание каждой части.


III. Написание сжатого изложения.

Предоставим возможность учащимся ещё раз прочитать текст, а затем попросим ребят закрыть учебники и приступить к написанию сжатого изложения.

Сжатое изложение текста К. Чуковского может быть следующим.


Однажды во время шторма лодку Чуковского и Житкова сильным ветром погнало на волнорез, и спастись они могли, только добравшись до гавани.

Это оказалось невозможным: лодку с силой стало бить о мол.

Чуковский, сломав весло, впал в отчаяние и вдруг заметил отсутствие товарища в лодке.

Оказалось, что Житков прыгнул на мол и, вскарабкавшись на гребень, закричал:

– Конец!

Чуковский не понял, что его товарищ назвал концом верёвку, и ужаснулся.

Прибежавший на помощь сторож маяка, бросив конец верёвки, вместе с Житковым вытащил Чуковского и привёл ребят на маяк.

Сторож приказал снять мокрую одежду и побегать, чтобы согреться, а потом лечь на койку, закрывшись одеялом.

Чуковский был поражён храбростью своего верного и надёжного товарища.

Д.з.: 1) подробный устный пересказ текста на с. 85 – 87 (повторение); 2) выписать из предложения Необыкновенно приятно дуновение лёгкого ветерка в жаркий полдень все словосочетания и провести их синтаксический разбор.


Предложение как единица синтаксиса.

Основные признаки предложения


§12. Понятие о предложении

Урок 32. Предложение как единица синтаксиса

Цели урока: 1) формировать представление о предложении как единице синтаксиса; 2) дать понятие о предикативности; 3) формировать понятие о прямом порядке слов в предложении и инверсии.

I. Словосочетание как единица синтаксиса (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим одного из учеников пересказать содержание текста на с. 85 – 87, а затем проверим выполнение письменного домашнего задания.

По своему усмотрению учитель может провести самостоятельную работу, которая может быть следующей.

I вариант

II вариант


1. Выпишите из предложения Вдоль глубокого оврага стремительно мчатся лыжники все словосочетания и проведите синтаксический разбор каждого из них.


2. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

Выпишите из предложения Возле старинной усадьбы туристы обычно останавливались все словосочетания и проведите синтаксический разбор каждого из них.

2. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

II. Предложение как единица синтаксиса (задания на с. 102, упр. 211, 212)

III. Понятие о предикативности (текст на с. 103 – 104, упр. 213)

IV. Порядок слов в предложении (задания перед текстом на с. 104 – 105, упр. 214)

Д.з.: 1) задание после текста на с. 102 – 103; 2) пересказ текстов на с. 103 – 105; 3) упр. 192 (повторение), 215.



§13. Основные виды предложений

Урок 33. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

Цели урока: 1) повторить сведения об основных видах предложений; 2) повторить и расширить представление о видах предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

I. Предложение как единица синтаксиса (повторение – проверка домашнего задания)

Важно, чтобы при определении отличий предложения от словосочетания учащиеся назвали такие признаки предложения, как способность выразить законченную мысль, интонационную законченность, наличие грамматической основы.

II. Основные виды предложений (первое и второе задания на с. 105)

III. Виды предложений по цели высказывания (упр. 217, 220, 221, 223 (1), 224)

IV. Фигуры речи (текст на с. 108 – 109, упр. 228)

V. Виды предложений по эмоциональной окраске (упр. 229 (1), 231, 232, текст на с. 111, 233)

Д.з.: 1) последнее задание на с. 105; 2) упр. 216, 223 (2, 3); 3) индивид. зад. – упр. 224, 227, 229 (2); 4) по желанию – упр. 225, 226.

Резерв – упр. 218, 219, 222.



Урок 34. Утвердительные и отрицательные предложения. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Предложения полные и неполные

Цели урока: 1) формировать представление об утвердительных и отрицательных предложениях; 2) повторить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях; 3) формировать представление о предложениях полных и неполных.

I. Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (повторение – проверка домашнего задания)

Учащиеся, работавшие дома с индивидуальными заданиями, делают сообщения, после чего отдельные ученики читают выписанные из художественных произведений предложения, соответствующие перечисленным в упр. 216 признакам.

II. Утвердительные и отрицательные предложения (задания на с. 111, упр. 235, 236)

III. Распространённые и нераспространённые предложения (упр. 237, 241)

IV. Полные и неполные предложения (упр. 242 – 243, 247)

Д.з.: 1) упр. 230, 2) на выбор: упр. 239 или упр. 248.

Резерв – упр. 240.



§14. Интонация предложения

Урок 35. Интонация предложения

Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения об элементах интонации; 2) формировать способность учащихся владеть элементами интонации.

I. Основные виды предложений (повторение – проверка домашнего задания, упр. 238, 245, 246)

II. Основные элементы интонации (текст на с. 118, задания к тексту, упр. 250 – 253, 255, 256)

III. Сочинение-миниатюра (упр. 254)

Д.з.: 1) подробный пересказ текста на с. 118, упр. 257, 258; 2) упр. 249; 3) по желанию – упр. 259.




Урок 36. Интонация предложения (продолжение)

Цели урока: 1) формировать представление о мелодике основных видов предложений в русском языке; 2) вырабатывать умение учащихся правильно интонировать произносимые высказывания.

I. Основные элементы интонации (повторение – проверка домашнего задания)

II. Мелодика основных видов предложений в русском языке (текст на с. 121 – 122, упр. 260, 261, 264 – 267)

III. Орфографический минимум (упр. 268)

Д.з. 1) подробный пересказ текста на с. 121 – 122; 2) упр. 262; 3) индивид. зад. – упр. 263.

Резерв – задание после текста на с. 121 – 122.


Структура предложения


§15. Грамматическая основа предложения

Урок 37. Грамматическая основа предложения

Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения о главных членах предложения – подлежащем и сказуемом; 2) повторить сведения о составе грамматической основы односоставного и двусоставного предложений.

I. Интонация предложения (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим отдельных учеников по памяти выразительно произнести стихотворение в прозе И.С. Тургенева, а затем предоставим возможность по памяти записать это стихотворение.

По своему усмотрению учитель может провести словарный диктант по материалу орфографического минимума (упр. 268).

II. Грамматическая основа предложения (упр. 269, 270)

III. Грамматическая основа двусоставного и односоставного предложений (упр. 272, 273 (1, 2), 274 (1), 275, 276)

Д.з.: 1) упр. 272 повторить; 2) упр. 273 (3, 4); 3) индивид. зад. – упр. 271.

Резерв – упр. 274 (2).


§16. Подлежащее и способы его выражения

§17. Виды сказуемого и способы его выражения


Урок 38. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего и сказуемого

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения; 2) тренировать учащихся в определении главных членов предложения и способа их выражения.

I. Подлежащее и способы его выражения (задания к тексту на с. 129 – 130, внимательное чтение текста, упр. 278, 279)

II. Виды сказуемого и способы его выражения (задания к тексту на с. 132)

III. Глагольное сказуемое (простое и составное) (внимательное чтение текста на с. 133, задания после текста; упр. 282, 283 (1))

Д.з.: 1) подробный пересказ текстов на с. 129 – 130, 132 – 133; 2) упр. 280 (1 – 3); 3) индивидуальное задание – упр. 285, 286 (см. Примечание); 4) по желанию – упр. 283 (2, 3).


Примечание. Задание упр. 286 распределим между двумя учениками.

Урок 39. Составное именное сказуемое

Цели урока: 1) повторить, расширить и углубить сведения о составном именном сказуемом; 2) совершенствовать умение учащихся правильно определять границы составного именного сказуемого.

I. Составное глагольное сказуемое (повторение – проверка домашнего задания, упр. 281, 284)

Попросим отдельных учащихся рассказать о главных членах предложения, приводя соответствующие примеры. В слабом классе может быть проведён фронтальный опрос.


– Какой член предложения называется подлежащим?

– Какими частями речи чаще всего может быть выражено подлежащее?

– Приведите примеры предложений, в которых подлежащее выражается частями речи, употреблёнными в значении существительного.

– Докажите, что в роли подлежащего может использоваться инфинитив или несвободное словосочетание.

– Какой член предложения называется сказуемым?

– Расскажите о видах сказуемого.

– Каков способ выражения простого глагольного сказуемого?

– Расскажите о составном глагольном сказуемом.

После этого ученики выполняют упр. 281 и 284.

II. Составное именное сказуемое (текст на с. 136, упр. 287, 289, 292, 293)

Д.з.: 1) подробный пересказ текста на с. 136; 2) упр. 291; 3) на выбор: упр. 288 или 290; 4) индивид. зад. – упр. 295, 297, 298.

Резерв – упр. 294.


Урок 40. Тире между подлежащим и сказуемым

Цели урока: 1) повторить сведения об условиях постановки или отсутствия тире между главными членами предложения; 2) развивать умение учащихся определять условия постановки тире в простом предложении.

I. Составное именное сказуемое (повторение – проверка домашнего задания, упр. 296)

Попросим учеников, подготовивших индивидуальное задание, сделать сообщения и продиктовать одноклассникам отдельные примеры (по указанию учителя).

II. Тире между подлежащим и сказуемым (зад. на с. 139, зад. к тексту на с. 140 – 141, упр. 303, 305 (1, 2))

Д.з.: 1) подробный пересказ текста на с. 140 – 141; 2) упр. 305 (3); 3) индивид. зад. – упр. 299; 4) по желанию – упр. 300, 301.

Резерв – упр. 302.


Урок 41. Тире между подлежащим и сказуемым (продолжение)

Цели урока: 1) отрабатывать умение правильного пунктуационного оформления предложений с тире между главными членами предложения; 2) развивать умение проводить анализ текста.

I. Тире между подлежащим и сказуемым (продолжение – проверка домашнего задания; упр. 304, 306, 309, 310, 312 (1)).

II. Анализ текста (упр. 311)

Д.з.: 1) повторить сведения по теме «Главные члены предложения»; 2) на выбор: упр. 307 или 313; 3) по желанию – упр. 312 (2).


§19. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении

Урок 42. Связь подлежащего и сказуемого в предложении (продолжение)

Цели урока: 1) проверить умения учащихся по теме «Главные члены предложения» для дальнейшей работы по устранению обнаруженных пробелов; 2) формировать представление о грамматических нормах, регулирующих координацию подлежащего и сказуемого.

I. Главные члены предложения (самостоятельная работа)

Примечание. Учитель по своему усмотрению определяет объём и условия проведения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа

  1. Запишите предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые. Укажите способ выражения подлежащих.

1 вариант 2 вариант

1) Мы с одноклассниками решили заняться спортом.

2) Что вам кажется необычным?

3) Это трудное испытание.

4) Дважды два – четыре.

5) Помогать ближнему – наш нравственный долг.

1) Каждый из нас стремится к своей цели.

2) Это будет замечательно!

3) Кто расскажет о глаголе?

4) Пятью пять – двадцать пять.

5) Создавать прекрасное – это счастье.


2. Запишите предложения. Подчеркните сказуемые. В скобках укажите вид каждого сказуемого и схему, по которой оно построено (если сказуемое составное).

1) Солнце казалось огненным шаром.

2) Моя подруга будет врачом.

3) В предложении была допущена ошибка.

4) Читать стихи будет известный актёр.

5) Глагол – часть речи.

6) Нужно читать лучшие книги.

7) Учитель будет ждать ответа.

8) Водитель попросил пассажиров выйти.

9) На улице было прохладно.

10) Сын опустил глаза.

1) Путники решили остановиться на ночлег.

2) Мы должны думать о будущем.

3) Раньше на этом месте был лес.

4) Каждый хотел бы подняться в небо.

5) Сказуемое – член предложения.

6) Вчера было пасмурно.

7) Пуговица была оторвана.

8) Врач предложил нам прийти завтра.

9) Ученики будут заниматься серьёзнее.

10) Мальчик отвёл взгляд.

II. Связь подлежащего и сказуемого в предложении (зад. на с. 147, упр. 314 – 316, текст на с. 148, упр. 317)

Д.з.: 1) выучить текст на с. 148, выполнить задание после текста; 2) упр. 318, 319.


Урок 43. Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения

Цели урока: 1) повторить сведения о второстепенных членах предложения; 2) повторить, расширить и углубить представление учащихся об определении как члене предложения.

I. Второстепенный члены предложения (упр. 320, 323)

II. Определение как второстепенный член предложения (зад. перед текстом на с. 152 – 153, внимат. чтение текста, упр. 324, 325, 328)

Д.з.: 1) упр. 323 повторить; 2) зад. после текста на с. 152 – 153; 3) упр. 329; 4) индивид. зад. – упр. 326, 327.

Урок 44. Определение как второстепенный член предложения (продолжение). Виды определений

Цели урока: 1) расширить и углубить представление учащихся об определении как члене предложения; 2) формировать умение находить в предложении определение, определять его вид и способ выражения.

I. Определение как член предложения (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим учеников, подготовивших индивидуальное домашнее задание, продиктовать одноклассникам составленные дома предложения, сопровождая подробными объяснениями.

II. Приложение как вид определения (текст на с. 156 – 157, упр. 330, 331)

III. Подготовка к сочинению (упр. 332 (1 – 3))


Д.з.: упр. 332 (4).



§22. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений


Урок 45. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений

Цели урока: 1) повторить, расширить и углубить представление о дополнении как члене предложения, о видах дополнения; 2) развивать умение учащихся находить в предложении дополнения, определять их вид и способ выражения.

I. Дополнение как член предложения (зад. перед текстом на с. 160, внимат. чтение текста, упр. 333, 335; текст на с. 163; упр. 336, 338, 339)

II. Сочинение-миниатюра (упр. 340)

Д.з.: 1) пересказ текста на с. 160 – 161; 2) упр. 334.


§23. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств

Урок 46. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств

Цели урока: 1) повторить, расширить и углубить сведения об обстоятельстве и его видах; 2) развивать умение учащихся находить обстоятельство в предложении и определять способы его выражения.

I. Обстоятельство и его виды (задания на с. 165, внимат. чтение текста на с. 165 – 166, упр. 342, 344 (1))

II. Синтаксическая роль инфинитива (чтение текста на с. 169, первое задание после текста, упр. 347, 348, 349)

Д.з.: 1) выучить содержание таблицы на с. 166, упр. 343; 2) подробный пересказ текста на с. 169, второе задание после текста; 3) по желанию – упр. 344 (2).

Резерв – упр. 345, 346.



Урок 47. Контрольная работа № 3. Диктант с языковым анализом текста

Высокий уровень подготовки

Цель урока – проверить орфографические и пунктуационные умения учащихся

Высокий уровень подготовки

Диктант

Поэтический стиль Шекспира.


Стиль Шекспира отличают три особенности.

Его драмы глубоко реалистичны. Их выполнение по-разговорному естественно в местах, написанных прозою, или в стихотворных диалогах, сопряжённых с действием или движением. В остальных случаях потоки его белого стиха повышенно метафоричны.

Образная речь Шекспира неоднородна. Порой это высочайшая поэзия, требующая к себе соответствующего отношения, порой это откровенная риторика, нагромождающая десяток пустых замечаний взамен одного вертевшегося на языке у автора и второпях не уловленного слова. Как бы то ни было, метафорический язык Шекспира в своих прозрениях и риторике, на своих вершинах и в своих провалах верен главной сущности всякого истинного иносказания.

Метафоризм – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм –стенография большой личности, скоропись его духа.

133 слова. (Б. Пастернак. Из "Замечаний к переводам из Шекспира")

Примечания.

Выписать на доску слово стенография, указав его значение.

Стенография – способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь.

Языковой анализ текста

1. Выпишите первое (I вариант) и второе (II вариант) предложения текста и проведите их полный синтаксический разбор.

2. В предложениях третьего (I вариант) и четвёртого (II вариант) абзацев подчеркните грамматические основы и надпишите вид сказуемых.

3. В предложениях третьего (I вариант) и второго (II вариант) абзацев подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

Средний уровень подготовки

Диктант

Творчество Толстого.


Толстой – великий художник. Это истина, признанная читающим миром и нигде и никем серьёзно не оспариваемая.

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, в котором все отражения соответствуют явлениям действительности. Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, в нём есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И всё это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей бодрой мысли.

Творчество Толстого есть воплощение беспокойного, бескорыстного, неустанного и заразительного стремления. Единый мотив, никогда не изменявшийся у писателя, – искание правды, стремление к цельному душевному строю. Тоска по непосредственности и искание веры, дающей цельность душевного строя, – такова основная нота главных героев Толстого-художника, в которых всего полнее отразилась его собственная личность.

136 слов. (По В. Г. Короленко)

Языковой анализ текста

1. Проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

2. В предложениях последнего абзаца подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

3. Найдите и подчеркните в последнем предложении текста приложение.



Урок 48. Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения


Цели урока: 1) формировать представление о нормах, регулирующих правильное употребление второстепенных членов предложения; 2) тренировать учащихся в редактировании предложений с грамматическими ошибками.

I. Анализ контрольных работ

Проведём анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе №2, а затем предложим ученикам проанализировать свои ошибки.

II. Употребление второстепенных членов предложения (внимат. чтение текста, упр. 351 – 353, чтение текста на с. 174, упр. 354)

III. Сочинение-миниатюра (упр. 350)

IV. Подведение итогов II полугодия.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ