Урок- суд "Решение показательных уравнений" 11 класс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический колледж
Тема : «Решение показательных уравнений»
План – конспект нетрадиционной формы занятия « Час суда», Гавриловой Надежды Андреевны, преподавателя математики, высшей категории.
Подготовила
учитель математики
Гаврилова Надежда Андреевна
Кемерово
2013
План - конспект урока по математике
( урок проводится в 11 классе при итоговом закреплении знаний по данной теме)
Тип урока:
По основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока:
« Решение показательных уравнений».
Оборудование: муляжи следов ( черный цвет на «3», синий на «4», красный на «5»), форма судьи, прокурора, карточки – задания на следах, оценочный лист, решение суда.
Время: (1 урок).
Методическое обоснование темы урока
Курс математики « Степени и корни»;
Уровень математического образования: второй;
Курс: первый;
Место в учебной программе: 16 урок в разделе « Степени, корни, логарифмы»;
Составлено согласно ФГОС 3-его поколения.
Развернутая целевая установка урока
Цель
Обобщение и систематизация выбора методов решения показательных уравнений;
Образовательные:
- закрепить решение показательных уравнений, используя основные методы их решения; обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений;
Развивающие:
- развивать навыки устного счета. Развивать логическое мышление обучающихся. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли. Воспитывать умение работать с имеющейся информацией.
Воспитательные:
- организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса; стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем.
Задачи урока:
- создать условия для формирования умений решать показательные уравнения. Способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся, развивать математическую грамотность. Воспитывать интерес к предмету, взаимовыручку.
Оборудование урока: муляжи следов, форма судьи, прокурора, карточки – задания на следах.
Время: (1 урок).
Подготовка к уроку
Подготовка кратких характеристик показательных уравнений:
Какие уравнения называются показательными?
Отличие их от других видов уравнений.
Основные методы решения показательных уравнений.
Ожидаемые результаты
Формирование представлений о показательных уравнениях, методах их решения.
Основные понятия
Показательные уравнения, функционально - графический метод решения, метод уравнивания показателей, метод введения новой переменной.
Оформление доски
Тема урока, цель, основные термины, домашнее задание
Раздаточный материал: карточки- следы разных цветов и уровней сложности, листы с опорным конспектом по теме « Показательные уравнения».
План урока
№п/п
Структура урока
Приемы и методы работы
Время
1.
Сообщение темы, цели урока.
Словесный метод
3 мин.
2.
Повторение и закрепление основных знаний по теме.
Беседа: вопросно – ответный метод
7 мин.
3.
Проверка умений применять полученные знания.
Частично- поисковый
метод
25 мин.
4.
Итог урока
Словесный метод
10 мин.
Ход урока
1 .Организационный момент. (3 мин).
Заходит преподаватель, разбрасывая муляжи следов. Приветствие, разминка на концентрацию внимания. Цель данной разминки концентрация внимания необходимого для восприятия материала урока. Содержание разминки : «Здравствуйте! Садитесь. Ой, ребята случилась беда! Все Х мои разбежались, в уравнениях они затерялись. Помогите мне их, вы найти. Какие уравнения называются показательными, вы хоть знаете? ( Уравнения вида: а h(x) = a f(x) , где а>0 и а = 1, называются показательными). А почему они так называются? Где иксы то у них скрываются? (потому, что неизвестное Х стоит в показателе степени). Какими методами решать их собираетесь?
( функционально - графическим, методом уравнивания показателей, методом введения новой переменной).
Итак, тема сегодняшнего урока « Решение показательных уравнений»
Эта тема продолжает знакомить вас с различными видами уравнений.
Целью нашего урока, является: «Обобщение и систематизация выбора методов решения показательных уравнений.
2. Повторение и закрепление основных знаний по теме( 7 мин.)
Степени вычислять умеете? ( устный счет- веер). Среди данных уравнений, есть показательные? ( 2 х = 4; 1/3 = (1/3) х ; х 2=2 2; 5 - х = 1/5; 25 = х 2; 2 х+1 = 2). ( Приложение №1) Методами какими , искать их собираетесь? ( функционально- графическим, методом уравнивания показателей, введения новой переменной) Приложение №2. Молодцы! Я, думаю, вы сможете в беде мне помочь. Так давайте по следам их пойдем и преступников найдем.
Цель сегодня у нас одна: любым методом Х вы найдите, уравнения ваши решите. Две опергруппы составим и иксы плакать заставим, если в работе случится беда за помощью к начальнику следствия, бегите, вот сюда.
( показать место нахождения начальника следствия - преподаватель). Чёрный- ты тройку получишь всегда, синий – четвёрку, а красный – твори и дерзай, за это пятёрку ты получай.
В ходе работы вещьдок оформляйте, и преступника поймать не забывайте. К прокурору, через 15 минут, с отчетом придти не забудь! Надеюсь на вас знатоки, ведь стоите вы на верном пути. (решают карточки – задания, приложение №3
Работа в группах.
Через 15 – 20 минут, ребята показывают результаты работы, командиры групп сдают оценочные листы. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий. Объяснения длятся около 5 минут. Другие группы могут задать вопросы по решению уравнения. Прокурор ( преподаватель) передает дело в суд, сообщая оценки обучающимся.
4. Итог урока(10 мин.)
1)Учитель задает вопросы классу: Какими методами можно решать показательные уравнения?
2)Оценка знаний учащихся: Учитель оценивает деятельность каждой группы. Для выставления отметок за урок раздаются оценочные листы. Предпоследняя колонка заполняется учеником (см. условные обозначения). Консультант заполняет вторую и третью колонки. Учитель ставит итоговые отметки, оценив деятельность всей группы. Устный счет (ставит консультант) Актуализация знаний (ставит консультант) Работа в группе (ставит учитель) Оценка за урок ( ставит ученик) Оценка за урок (ставит учитель)
Судья
Звучит гонг о начале суда. Заслушивается дело по обвинению подозреваемого икс, в ходе расследования судебного следствия нашло подтверждение факта скрывания его в показательных уравнениях, но не нашло факта его служения людям. Прокурор вынес решение: икс виновен и требует наказания.
Слово защите
Прячется икс с целью людям помочь, не будем судить его строго. В показательных уравнениях пусть он живет, ведь нужен он нам недотрога
- в химии : при нахождении размера молекул, их массы, размера;
- в биологии : при установлении времени роста бактерий;
- в физике – для нахождения периода полураспада химических элементов, в ядерной физике;
- давайте поможем иксу и дома найдём примеры применения показательных уравнений, а в доказательство принесём презентации на эту тему.
Судья. Прошу всех встать! (Оглашение приговора)
В ходе следствия нашло подтверждение вины неизвестного Х, доказано решением показательных уравнений, что скрывается он в показателе степени, но учтя выступление защиты, приговорить неизвестного икс служению науки по статье 21 математического кодекса и назначить ему наказание в виде пожизненного нахождения в показателе степени при показательных уравнениях и решением их с помощью методов : функционально- графического, уравнивания показателей, введением новой переменной.
Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. На этом заседание суда считаю закрытым. Всего вам доброго!
Приложения :
№1 Устный счет
Вычисление степеней: 2 -1; 8 1/3 ; 5 -2; 3 3; 81 ¼; 3 -1. ( числа написаны на веере, веер раскрывается и показываются примеры ).
Найдите среди данных уравнений показательные ( на плакате) : 2 х = 4; 1/3 = (1/3) х ; х 2 = 2 2 ; 5 –х= 1/5; 25 = х 2 ; 2 х + 1 = 2.
№2 Основные методы решения показательных уравнений:
Метод уравнивания показателей.
Метод разложения на множители.
Метод введения новой переменной.
Функционально-графический ( он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции).
№3 Примеры карточек- заданий , написанных на следах, нарисованных заранее :
На « 5»
Решите уравнения, выбрав подходящий метод решения:
5 х+1 +5 х +5 х-1 = 31,
9 х – 3 х+1 =54,
36 . 216 3х+1 = 1,
3 х = х+2 .
На « 4»
Решите уравнения, выбрав подходящий метод решения:
1. 0,2 х = 0,0016;
2. 9 х + 8 . 3 х = 9,
3. 3 2х+1 – 8 . 3 х = 3
4. 3 х+1 = - х.
На « 3»
Решите уравнения, выбрав подходящий метод решения:
2 3х-4 = 1;
4 х – 3. 2 х – 4 = 0,
( 1/3 ) –х = 3;
2 х = х+ 1
Список литературы
1.Крамор В.С.“Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа”.[Текст]/ В.С.Крамор - М.:ОНИКС .Мир и образование.
2008г.416стр.[допущен Министерством образования и науки РФ ].
2. Титаренко А.М., Роганин М.А.. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. ”[Текст]/ А.М.Титаренко; А.М. Роганин. ООО “ Издательство “Эксмо”,2008. .[допущен Министерством образования и науки РФ].
3. Якушева Г.М.Большая энциклопедия школьника. Математика.[Текст]/
Г.М.Якушева- М,: СЛОВО, Эксмо,2006. -640с. .[допущен Министерством образования и науки РФ].
4.Кочагин В.В.;Кочагина М.Н. Математика. [Текст]/В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. М.: Эксмо,2009. 272с.[допущен Министерством образования и науки РФ].
5.Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11 классов: учебное пособие. .[Текст]/ Э.Н.Балаян Ростов н/Д: Феникс,2008.[допущен Министерством образования и науки РФ].
6. Колмогоров А.Н.Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. [Текст]/ А.Н. Колмогоров, 13-е издание. - М “Просвещение”,2003. [допущен Министерством образования и науки РФ].
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории алгебра:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ